Основная образовательная программа средненего общего образования
Описание образовательной программы
Описание основной образовательной программы
среднего общего образования
МКОУ Мокро-Ольховской СШ
Основная образовательная
программа (ООП) среднего общего образования муниципального казенного общеобразовательного
учреждения «Мокро-Ольховская средняя школа» Котовского муниципального района
Волгоградской области разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО),
на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования.
МКОУ Мокро-Ольховская СШ
представляет собой систему
взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном,
обеспечивающим определенное направление деятельности образовательной организации
(далее – школы). Единство этих программ образует завершенную систему
обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития школы.
МКОУ
Мокро-Ольховская СШ определяет
содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего
общего образования и направлена на формирование общей культуры,
духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие учащихся, на их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие
социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение
и укрепление здоровья учащихся.
Настоящая
ООП СОО МКОУ
Мокро-Ольховской СШ разработана с привлечением
представителей Управляющего совета школы, что обеспечивает государственно-общественный
характер управления.
Цели и задачи
реализации основной образовательной программы среднего общего образования
Целями реализации ООП СОО МКОУ Мокро-Ольховской СШ:
становление и развитие личности учащегося, осознание
собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к
самоопределению;
достижение выпускниками планируемых результатов.
Достижение поставленных целей предусматривает решение
следующих основных задач:
формирование российской гражданской идентичности учащихся;
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение
родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального
народа России;
обеспечение равных возможностей получения качественного
среднего общего образования;
обеспечение достижения учащимися образовательных результатов
в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО;
обеспечение реализации бесплатного образования на уровне
среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, а
также внеурочную деятельность;
установление требований к воспитанию и социализации учащихся,
их самоидентификации через реализацию образовательных программ, входящих в ООП;
обеспечение преемственности основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования;
развитие государственно-общественного управления в
образовании;
формирование основ оценки результатов освоения учащимися
основной образовательной программы, деятельности педагогических работников;
создание условий для развития
и самореализации учащихся, для формирования здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни учащихся.
Принципы и
подходы к формированию основной образовательной программы среднего общего
образования
Методологической
основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который предполагает:
формирование готовности учащихся к саморазвитию и
непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей
образовательной среды;
активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
построение образовательной деятельности с учетом
индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и
здоровья учащихся.
Личностное,
социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером
организации их деятельности, в первую очередь учебной, а процесс
функционирования гимназии, отраженный в ООП СОО, рассматривается как
совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования;
содержания образования на уровне СОО; форм, методов, средств реализации этого
содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы
образования (педагогов, учащихся, их родителей
(законных представителей); материальной базы как средства системы
образования, в том числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования, который
может быть реализован как через содержание, так и через формы, средства,
технологии, методы и приемы работы.
ООП СОО ориентируется
на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на
создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала
личности.
Осуществление принципа
индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия
для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося.
ООП СОО формируется
с учетом психолого-педагогических особенностей развития учащихся 15–18 лет,
связанных:
с формированием у учащихся системы значимых социальных
и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные
и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как
системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей
действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в
деятельности;
с переходом от учебных действий к
учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные
устремления учащихся. Ведущее место у учащихся на уровне СОО занимают мотивы,
связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с
дальнейшим образованием и самообразованием;
с освоением видов деятельности по получению нового
знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к
теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному
поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной
образовательной траектории;
с формированием у учащихся научного типа мышления,
овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
с самостоятельным приобретением идентичности;
повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим
реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом
устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.
Центральным
психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное
самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности
и устойчивого образа «Я».
ООП СОО формируется
с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие
демократической культуры всех участников образовательных отношений на основе
сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе через развитие
органов государственно-общественного управления ОО.
ООП СОО формируется в
соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей,
потребностей и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) при
получении среднего общего образования, включая образовательные потребности
учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – ОВЗ), а
также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в
профессиональной образовательной организации или образовательной организации
высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
Общая
характеристика основной образовательной программы
ООП СОО разработана
на основе ФГОС СОО, Конституции
Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, учитывает региональные, национальные потребности народов Российской
Федерации, обеспечивает достижение учащимися образовательных результатов
в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели,
задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне СОО и реализуется ОО через урочную и внеурочную
деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Программа
содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
ООП
содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а
часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего
объема образовательной программы СОО.
В целях
обеспечения индивидуальных потребностей учащихся в ООП СОО предусматриваются
учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы учащихся; внеурочная
деятельность.
Организация образовательной деятельности по ООП
СОО основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей
и интересов учащихся, обеспечивающих изучение учебных предметов
всех предметных областей ООП СОО на базовом или углубленном
уровнях (профильное обучение).
Общие подходы
к организации внеурочной деятельности
Система внеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических
сообществ (в то числе ученических классов, разновозрастных объединений по
интересам, клубов); юношеских общественных объединений, курсы внеурочной
деятельности по выбору учащихся; организационное обеспечение учебной
деятельности; обеспечение благополучия учащихся в пространстве ОО; систему
воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность
использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при
подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.