АООП начального общего образования для обучающихся с нарушением интеллекта на 2024-2025 учебный год
Описание образовательной программы
Описание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением интеллекта (далее - АООП НОО обучающихся с нарушением интеллекта вариант1)
Адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования обучающихся с нарушением
интеллекта (далее - АООП НОО обучающихся с
нарушением интеллекта, вариант1)-это образовательная программа,
адаптированная для
обучения
данной
категории обучающихся
в МКОУ Мокро-Ольховской СШ индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО (вариант1) обучающихся
направлена
на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и
необходимых для самореализации
и жизни в обществе практических
представлений, умений
и навыков, позволяющих достичь обучающемуся
максимально возможной самостоятельности
и независимости
в повседневной
жизни.
Вариант1 предполагает,
что обучающийся с нарушением
интеллекта получит образование, которое
по содержанию и итоговым
достижениям не
соотносится к моменту завершения школьного обучения
с содержанием и итоговыми достижениями
сверстников, не имеющих ограничения
здоровья.
АООП НОО для обучающихся
с нарушением интеллекта самостоятельно разработана
и утверждена директором МКОУ
Мокро-Ольховской СШ. Обязательная часть
АООП НОО составляет не
менее70%,
часть
АООП НОО, формируемая
ОУ , не более30%.
АООП НОО обучающихся
с нарушением интеллекта, вариант1 разработана
в соответствии с требованиями федерального
государственного
образовательного стандарта
начального
общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (далее—ФГОСНОО
обучающихся с
ОВЗ), предъявляемыми
к структуре, условиям реализации
планируемым
результатам освоения
АООП НОО обучающихся с
нарушением интеллект
Цель реализации
АООП НОО для обучающихся с нарушением интеллекта): Обеспечение
планируемых результатов
по достижению выпускником
начальной школы
целевых установок, знаний, умений,
навыков
и компетенций, определяемых личностными,
семейными,
общественными, государственными
потребностями и возможностями ребенка, индивидуальными
особенностями его
развития и состояния
здоровья.
Контингент обучающихся - дети с ограниченными возможностями здоровья(с нарушением интеллекта). Дети данной категории имеют ограниченный
словарный запас, замедленное
развитие
речи, испытывают
затруднения в оформлении
высказываний. У них отмечаются
нарушения интеллектуальной сферы, аналитико-синтетической
функции высшей нервной
деятельности и психических
процессов, вследствие
чего они имеют ограниченные
возможности в сознательном усвоении понятий, обобщенных правил
,закономерностей. Их деятельность отличается
непоследовательностью, отсутствием осознанной
мотивации, не критичностью и недостаточной адекватностью самооценки.
Возраст
обучающихся: от 7 лет до 12 лет; нормативный
срок усвоения
программы – 4 года.
Задачи реализации АООП
НОО для обучающихся с нарушением интеллекта:
■ социальная реабилитация
и интеграция в общество обучающихся
с проблемами
в развитии;
■ обеспечение
знаний, соответствующих программным требованиям;
■ достижение
потенциально
возможного уровня в формировании основных умений и навыков
общения;
■ подготовка обучающихся к самостоятельной практической деятельности; осознание
соответствия способностей
и склонностей
характеру избираемой профессии;
■ бережное отношение к
собственному здоровью;
■ формирование социально-нравственного поведения обучающихся.
В основу разработки АООП НОО
дляобучающихся с нарушением
интеллекта заложены
дифференцированный
и деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход к построению АООП
НОО для обучающихся с нарушением
интеллекта предполагает учет их особых
образовательных потребностей,
которые
проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания
образования.
Применение дифференцированного подхода
к созданию образовательных
программ обеспечивает
разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с
нарушением интеллекта возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход
в образовании
строится на
признании того, что
развитие личности
обучающихся с нарушением интеллекта школьного возраста
определяется
характером организации доступной
им деятельности
(предметно-практической
и учебной).
Основным
средством
реализации деятельностного подхода
в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности
обучающихся, обеспечивающей
овладение ими содержания
образования.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического
развития детей с нарушением интеллекта вариант1, содержание программы следует
положению, о единстве
закономерностей развития аномального и
нормального ребенка,
а также решающей роли
создания таких социальных
условий его
обучения и воспитания, которые
обеспечивают успешное
«врастание»
его в культуру. В качестве таких условий
выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально-организованного обучения, опирающегося
на сохранные стороны
психики учащегося
с нарушением интеллекта, учитывающее
зону ближайшего развития.
Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной
организации
для
обучающихся
с нарушением интеллекта вариант1, должны решать
как задачи коррекционно-педагогической поддержки
ребенка в образовательном
процессе,
так и вопросы его социализации,
тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и
способностям обучающегося.