электив биология 8кл 2022-2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОКРО-ОЛЬХОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рабочая программа
элективного курса
биология

для учащихся 8 класса
2022 – 2023 учебный год

Природа Волгоградской области

Пояснительная записка
Чтобы решить проблему сохранения жизни на земле необходимы экологические знания.
Многие страны, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции
устойчивого развития, согласно которой люди должны соблюдать законы природы и
изменить своё потребительское отношение ней.
Многие отечественные и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев, Н.Д. Никандоров, А.С.
Новобранцев, Н.М. Романенко, Н.Ф. Реймерс, А. Печчеи и др.) считают, что проблемы
экологии находятся в самом человеке, который считает себя победителем, покорителем
природы.
У подрастающего поколения необходимо сформировать новое экологическое сознание,
направленное на осознание того, что человек- часть природы, перед которой он в
ответственности.
Акцент должен быть сделан на формирование экологической культуры, ответственного
отношения к природе, восприятия её красоты и причастности человека ко всему, что
происходит на планете.
Ребята должны научиться понимать взаимосвязь компонентов экологической системы,
иметь представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ни что не
исчезает бесследно.
Содержание экологического образования не должно заканчиваться вопросами
биологической экологии или охраны природы. Необходимо знакомить учащихся с
элементами социальной экологии, валеологии, экологической безопасности.
Цель – воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы
в условиях интерната.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятиями «экология», «экологическая система», научить
устанавливать причинно – следственные связи между неодушевлённой природой и
живыми организмами, сформировать представления о приспособлении живых
организмов к наземно – воздушной и водной среде обитания, научить использовать
полученные знания о взаимосвязях в природе в конкретных ситуациях.
2. Воспитывать у учащихся чувство самоуважения, сопереживания в достижении
улучшения природной среды, понимание её неповторимости и красоты.
3. Формировать навыки бережного и ответственного отношения к природе.
В целом эта программа способствует решению основной задачи коррекционной школы 8
вида: компенсации недостатков умственного и физического развития детей с целью
обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации.
Основными методами и формами организации занятий являются рассказ, беседа,
сюжетная игра, экскурсия, наблюдение, чтение литературы, прослушивание музыкальных
произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, викторины,
КВНы, кроссворды.
Программа рассчитана на обучающихся 8 кл-17 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по 40 минут.

В программе выделены три блока : «Дом, где я учусь», «Я – житель планеты Земля» , в
которые включены практические упражнения, экскурсии, эксперименты.
На занятиях ребята не просто узнают о существующих экологических проблемах, им
важно осознать причины и уметь прогнозировать последствия той или иной человеческой
деятельности.
В программу факультатива введён новый приём экологического обучения,
апробированный в городской гимназии г. Тамбова. Суть приёма – написание учениками
писем любимым животным по заданной учителем схеме и обсуждение ответов животных
(составленных учителем). Поскольку в процессе написания писем ребята общаются с
животными «на равных», они осознают себя такой же частью, как и все остальные
организмы.
Для реализации программы необходимы следующие условия и оборудование: хорошо
оснащенный кабинет со столами, библиотека по биологии, географии, экологии,
индивидуальные папки учащихся, наглядности: плакаты, таблицы, альбомы, разработки,
рефераты, гербарий. Необходимо установить связь работниками библиотеки,
председателем районного комитета по охране природы, учащимися, посещающими
подобного рода факультативы, кружки, местными художниками, поэтами.
Предполагаются следующие результаты работы по программе:
1. Повысится уровень знаний учащихся о природе родного края, глобальных
экологических проблемах.
2. Сформируются умения систематического накапливания краеведческого материала,
оказания посильной помощи окружающей природной среде.
3. Произойдут позитивные изменения в отношениях учащихся к своей группе, к
своему дому, родному краю, общению с людьми.
Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать: понятия «экология», «природа», «экологическая ниша»,
«пищевые взаимосвязи», взаимосвязь живой и неживой природы; названия растений и
животных, занесённых в « Красную книгу Омской области», встречающиеся в данной
местности; значение лесной зоны в жизни людей; экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь: наблюдать природные явления, определять и объяснять
взаимосвязь «человек- природа», «человек - общество»; оценивать отношения
окружающих людей (друзей, одноклассников, взрослых) к природе; получать
информацию из различных источников; правильно вести себя в лесу, на реке, в
общественных местах.

окружающих
Календарно – тематическое планирование (8 класс)
№

Блок. Тема.

Форма проведения

Часы
практика теория

Блок 1 «Дом, где я учусь»-11ч

Дата

1

Введение

Дискуссия.

2

Понятие об экологии. Природа
и мы.

Заполнение анкеты –
теста.

1

3-

Посадка деревьев на
пришкольном участке.

Практическая работа.

2

45-

«Красная книга области».

Беседа. Обсуждение.

67

Написание писем животным из
«Красной книги».

Творческая работа.

1

1

Составление карты
здоровья и программы
оздоровления.

1

1

8-9 Экологическая культура и моё
здоровье.

1

1

1

10

Экологическая этика.

Тренинг.

1

11

Планета Земля.

Просмотр видеофильма
.и обсуждение

1

Блок 2 «Я – житель планеты Земля»-6ч
12

КВН «Мы жители Земли»

.13 Экскурсия в зимний лес.

Дидактическая игра.
Исследование снежного
покрова.

1
1

14

Стихи, рассказы, сказки о зиме.

Конкурс.

1

15

Бушующая планета.

Просмотр видеофильма.

1

16

Написание учениками писем
зимующим птицам.

Творческая работа.

17

Лес и человек. Значение леса в
природе и жизни человека.
Экологические проблемы.

Беседа.

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».