электив биология 10 кл 2023

Рабочая программа
Элективного курса
биология

для учащихся 10

класса

2023 – 2024 учебный год
Разработал: Бороздюхина Н.А.
учитель биологии, географии, химии

с. Мокрая Ольховка

Пояснительная записка
(10 класс, 34 часа)
Программа элективного курса по биологии для 10 класса составлена в полном соответствии с
Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе
Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы автора
В.В. Пасечника, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не
превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
На изучение биологии на базовом уровне в 10 классе отводится 34 часа, и поэтому элективный курс
даёт возможность изучить программный материал в полном объёме , добавляя на изучение материала
ещё 1 час.
В программе элективного курса нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени
среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе
по биологии (базовый уровень).
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:


освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;



овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
находить и анализировать информацию о живых объектах;



развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с
различными источниками информации;



воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем;



использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей
и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил
поведения в природе.

2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать


основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя,
закономерностей изменчивости;



строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;



сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,



вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;



биологическую терминологию и символику;

уметь



объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических
теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм
человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,



решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;



выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;



сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;



анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения,
последствия собственной деятельности в окружающей среде;



находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет)
и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:


соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;



оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение).

3. Содержание программы
Введение ( 3 часа)

Место курса «Обшая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Методы исследования в
биологии.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живоц материи. Цели и задачи
курса.
Демонстрация портретов учёных – биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

1. Основы цитологии ( 14 часов )
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности
клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и
роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки.
Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и
основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус
СПИДа.
Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и
гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его
значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код .
Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов,
иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц;
схемы путей метаболизма в клетке; модели – аппликации «Синтез белка».
Лабораторные работы
№1. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических
(бактериальных) клеток.
2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов ( 5 часов)
Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста
ммногоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его
биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у
цветковых растений. Биологическое
значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и
постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схем
митоза и мейоза.

3. Основы генетики (8 часов)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем.
Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон
доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его
цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и
полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип.
Цитологические основы генетических законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и
гетерогаметный пол. Наследование признаков сцеплённых с полом.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование
признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность.
Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и
сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении
признаков. Плейотропия.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и
геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации.
Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании
генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и
проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости.
Управление доминированием.
Демонстрация моделей – аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрёст
хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов;
гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.
Практическая работа
Решение генетических задач.

4. Генетика человека (4 часа)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические
данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у
человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека.
Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение
биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы
генной инженерии. Генетический прогноз и медико – генетическое консультирование, их практическое
значение, задачи и перспективы.
Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество
часов

1. Введение (3ч.)
1.

Методы исследования в биологии.

1

2.

Сущность жизни и свойства живого.

1

3.

Уровни организации живой материи.

1

2. Основы цитологии (14ч.)
4.

Особенности химического состава клетки.

1

5.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

1

6.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

7.

Строение и функции белков.

1

8.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

9.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

1

Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.
10.

Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая
сеть. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии.
Пластиды. Органоиды движения.

1

11.

Сходства и различия в строении эукариотических и
прокариотических клеток.

1

12.

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и
грибов.

1

13.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1

14.

Энергетический обмен в клетке.

1

15.

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез.

1

Хемосинтез.
16.

Генетический код. Транскрипция. Трансляция.

1

17.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

1

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч.)
18.

Митоз и амитоз.Мейоз.

1

19.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

Половое размножение.
20.

Развитие половых клеток.

1

Оплодотворение.
21.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

1

22.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

1

Постэмбриональный период.
4. Основы генетики (8 ч.)
23.

История развития генетики. Гибридологический метод.

1

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
24.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

25.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования 1
признаков.

25.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования 1
признаков.

26.

Хромосомная теория наследственности.

1

27.

Взаимодействие неаллельных генов.

1

28.

Цитоплазматическая наследственность.

1

29.

Изменчивость.

1

30

Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и
генеративные мутации.

1

1

5. Генетика человека (4ч.)
31.

Методы исследования генетики человека.

1

32.

Генетика и здоровье человека.

1

33.

Проблемы генетической безопасности.

1

34.

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на
клеточном и организменном уровнях. (обобщающий урок)

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».