Рабочая программа Элективного курса биология для учащихся 10 класса 2023 – 2024 учебный год Разработал: Бороздюхина Н.А. учитель биологии, географии, химии с. Мокрая Ольховка Пояснительная записка (10 класс, 34 часа) Программа элективного курса по биологии для 10 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы автора В.В. Пасечника, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. На изучение биологии на базовом уровне в 10 классе отводится 34 часа, и поэтому элективный курс даёт возможность изучить программный материал в полном объёме , добавляя на изучение материала ещё 1 час. В программе элективного курса нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень). Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. 2. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен знать /понимать основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). 3. Содержание программы Введение ( 3 часа) Место курса «Обшая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Методы исследования в биологии.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живоц материи. Цели и задачи курса. Демонстрация портретов учёных – биологов, схемы «Связь биологии с другими науками». 1. Основы цитологии ( 14 часов ) Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код . Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели – аппликации «Синтез белка». Лабораторные работы №1. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток. 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов ( 5 часов) Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста ммногоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схем митоза и мейоза. 3. Основы генетики (8 часов) История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков сцеплённых с полом. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом. Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием. Демонстрация моделей – аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрёст хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений. Практическая работа Решение генетических задач. 4. Генетика человека (4 часа) Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико – генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы. Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления. Тематическое планирование № п/п Тема занятия Количество часов 1. Введение (3ч.) 1. Методы исследования в биологии. 1 2. Сущность жизни и свойства живого. 1 3. Уровни организации живой материи. 1 2. Основы цитологии (14ч.) 4. Особенности химического состава клетки. 1 5. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. 1 6. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. 1 7. Строение и функции белков. 1 8. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. 1 9. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. 1 Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. 10. Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. 1 11. Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток. 1 12. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. 1 13. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. 1 14. Энергетический обмен в клетке. 1 15. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. 1 Хемосинтез. 16. Генетический код. Транскрипция. Трансляция. 1 17. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. 1 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч.) 18. Митоз и амитоз.Мейоз. 1 19. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 1 Половое размножение. 20. Развитие половых клеток. 1 Оплодотворение. 21. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. 1 22. Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. 1 Постэмбриональный период. 4. Основы генетики (8 ч.) 23. История развития генетики. Гибридологический метод. 1 Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. 24. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. 25. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования 1 признаков. 25. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования 1 признаков. 26. Хромосомная теория наследственности. 1 27. Взаимодействие неаллельных генов. 1 28. Цитоплазматическая наследственность. 1 29. Изменчивость. 1 30 Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. 1 1 5. Генетика человека (4ч.) 31. Методы исследования генетики человека. 1 32. Генетика и здоровье человека. 1 33. Проблемы генетической безопасности. 1 34. Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях. (обобщающий урок) 1