факультативный курс физика 10-11класс 2023-2024

Рабочая программа
учебного курса

Факультативный курс физика

для учащихся 10-11 классов
2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа элективного курса имеет социальную значимость для нашего
общества. Российскому обществу нужны образованные, нравственные,
предприимчивые люди, ко- торые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные
последствия. Одной из задач сегодняшнего образования — воспитание в
учащемся самостоятельной личности.
Предлагаемая
программа
способствует
развитию
у
учащихся
самостоятельного мыш- ления, формирует у них умения самостоятельно
приобретать и применять полученные знания на практике. Развитие и
формирование
вышеуказанных
умений
возможно
благодаря
стимулированию научно-познавательного интереса во время занятий.
Концепция современного образования подразумевает, что учитель
перестаёт быть основным источником новых знаний, а становится
организатором познавательной актив- ности учащихся, к которой можно
отнести
и
исследовательскую
деятельность.
Современные
экспериментальные исследования по физике уже невозможно представить
без ис- пользования аналоговых и цифровых измерительных приборов. В
Федеральном государ- ственном образовательном стандарте (ФГОС)
прописано, что одним из универсальных учебных действий (УУД),
приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов,
простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с
ис- пользованием аналоговых и цифровых измерительных приборов». Для этого
учитель фи- зики может воспользоваться учебным оборудованием нового
поколения — цифровыми лабораториями.
Цифровые лаборатории по физике представлены датчиками для
измерения и реги- страции различных параметров, интерфейсами сбора
данных
и
программным
обеспечением,
визуализирующим
экспериментальные данные на экране. При этом эксперимент остаётся
традиционно натурным, но полученные экспериментальные данные
обрабаты- ваются и выводятся на экран в реальном масштабе времени и в
рациональной графиче- ской форме, в виде численных значений, диаграмм,
графиков и таблиц. Основное внима- ние учащихся при этом
концентрируется не на сборке и настройке экспериментальной установки,
а на проектировании различных вариантов проведения эксперимента,
накоп- лении данных, их анализе и интерпретации, формулировке выводов.
Эксперимент как ис- следовательский метод обучения увеличивает
познавательный интерес учащихся к само- стоятельной, творческой
деятельности.
Занятия на элективном курсе интегрируют теоретические знания и
практические уме- ния учащихся, а также способствуют формированию у
них навыков проведения творче- ских работ учебно-исследовательского
характера.
Целевая аудитория: учащиеся 10—11 классов общеобразовательных
организаций, оборудованных «Школьными Кванториумами».
Цели программы: ознакомить учащихся с физикой как экспериментальной
наукой; сформировать у них навыки самостоятельной работы с цифровыми
датчиками, проведе- ния измерений физических величин и их обработки.

Планируемые образовательные результаты
Учащиеся должны приобрести:
• навыки исследовательской работы по измерению физических величин,
оценке по- грешностей измерений и обработке результатов;
• умения пользоваться цифровыми измерительными приборами;
• умение обсуждать полученные результаты с привлечением
соответствующей физи- ческой теории;
• умение публично представлять результаты своего исследования;
• умение самостоятельно работать с учебником и научной литературой, а
также изла- гать свои суждения как в устной, так и письменной форме.
Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения.
Периодичность заня- тий: еженедельно. Длительность одного занятия — 1
час.
Формы и методы обучения: учащиеся организуются в учебную группу
постоянного состава. Формы занятий: индивидуально-групповые (2—3
человека).

Основное содержание программы
10 класс
Учебно-тематический план
№
раздела
и темы

Название разделов и тем

Количество часов
Всего

Теория

Практика
1

Раздел 1

Вводные занятия.
Физический эксперимент и цифровые
лаборатории

4

3

1.1

Как изучают явления в природе?

1

1

1.2

Измерения физических величин.
Точность измерений

1

1

1.3

Цифровая лаборатория Releon и её
особенности

2

1

Раздел 2

Экспериментальные исследования механических явлений

2

2

2.1

Изучение колебаний пружинного
маятника

2

2

Раздел 3

Экспериментальные исследования по
МКТ идеальных газов и давления
жид- костей

4

4

3.1

Исследование изобарного процесса
(закон Гей-Люссака)

1

1

3.2

Исследование изохорного процесса
(закон Шарля)

1

1

3.3

Закон Паскаля. Определение
давления жид- костей

1

1

1

3.4

Атмосферное и барометрическое
давление. Магдебургские полушария

1

1

Продолжение
Раздел 4

Экспериментальные исследования тепловых явлений

5

5

4.1

Изучение процесса кипения воды

1

1

4.2

Определение количества теплоты при
нагре- вании и охлаждении

1

1

4.3

Определение удельной теплоты
плавления льда

1

1

4.4

Определение удельной теплоёмкости
твёрдо- го тела

1

1

4.5

Изучение процесса плавления и
кристаллиза- ции аморфного тела

1

1

Раздел 5

Экспериментальные исследования постоянного тока и его характеристик

6

6

5.1

Изучение смешанного соединения
проводни- ков

1

1

5.2

Определение КПД нагревательной
установки
Изучение закона Джоуля — Ленца

1

1

1

1

Изучение зависимости мощности и
КПД ис- точника от напряжения на
нагрузке
Изучение закона Ома для полной цепи

1

1

1

1

5.6

Экспериментальная проверка правил
Кирхго- фа

1

1

Раздел 6

Экспериментальные исследования магнитного поля

3

3

6.1

Исследование магнитного поля
проводника с током

1

1

6.2

Исследование явления
электромагнитной ин- дукции

1

1

6.3

Изучение магнитного поля соленоида

1

1

Раздел 7

Проектная работа

7.1

5.3
5.4

5.5

7.2
7.3
7.4

10

2

Проект и проектный метод
исследования
Выбор темы исследования,
определение це- лей и задач

1

1

1

1

Проведение индивидуальных
исследований
Подготовка к публичному
представлению проекта

6

6

2

2

Итого:

34

5

8

29

11
класс
Учебно-тематический план
№ раздела
и темы

Раздел 1

1.1

Название разделов и тем

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводные занятия.
Физический эксперимент и цифровые
лаборатории

4

3

1

Цифровые датчики. Общие
характеристи- ки. Физические
эффекты, используемые в работе
датчиков

2

2

Продолжение
1.2

Двухканальная приставкаосциллограф. Основные принципы
работы с приставкой

2

Экспериментальные исследования
переменного тока

11

11

2.1

Измерение характеристик
переменного то- ка осциллографом

1

1

2.2

Активное сопротивление в цепи
перемен- ного тока

1

1

2.3

Ёмкость в цепи переменного тока

1

1

2.4

Индуктивность в цепи переменного
тока
Изучение законов Ома для цепи
перемен- ного тока

1

1

1

1

2.6

Последовательный резонанс

1

1

2.7

Параллельный резонанс

1

1

2.8

Диод в цепи переменного тока

1

1

2.9

1

1

2.10

Действующее значение переменного
тока
Затухающие колебания

1

1

2.11

Взаимоиндукция. Трансформатор

1

1

Смартфон как физическая лаборатория1

6

6

3.1

Тепловая карта освещённости

1

1

3.2

Свет далёкой звезды

1

1

3.3

Уровень шума

1

1

3.4

Звуковые волны

1

1

3.5

Клетка Фарадея

1

1

3.6

По волнам Wi-Fi

1

1

Проектная работа

13

2

Проект и проектный метод
исследования
Выбор темы исследования,
определение целей и задач

1

1

1

1

Проведение индивидуальных
исследований
Подготовка к публичному
представлению проекта

9

9

2

2

Раздел 2

2.5

Раздел 3

Раздел 4
3.1
3.2
3.3
3.4

Итого:

34

1

5

1

11

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».