Рабочая программа учебного курса РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ПЛАНИМЕТРИИ для учащихся 11 класса 2022 – 2023 учебный год Пояснительная записка . Программа предназначена для работы с учащимися 11 класса с целью повышения эффективности обучения их математике, предусматривает подготовку их к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс полной средней школы и к дальнейшему математическому образованию. Программа рассчитана на 34 учебных часа. Содержание программы соответствует по тематическому содержанию программе по математике для 5-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с базовым изучением математики (составитель Бурмистрова Т.А ) Спецкурс «Планиметрия» в 11 классе представляет собой повторение, обобщение и углубленное изучение теоретического материала. Курс рассчитан на учащихся общеобразовательного класса, желающих хорошо подготовиться к ЕГЭ и к дальнейшему изучению математики в ВУЗах . В процессе изучения данного курса будут использованы приемы индивидуальной, парной, групповой деятельности для осуществления самооценки, взаимоконтроля; развиваться умения и навыки работы с математической литературой и использования интернет-ресурсов. ЦЕЛЬ КУРСА: Коррекция и углубление конкретных математических знаний, необходимых для прохождения государственной (итоговой) аттестации за курс средней полной школы в форме и по материалам ЕГЭ, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе. ЗАДАЧИ: Систематическое повторение учебного материала по основным темам курса геометрии. Оказание практической коррекционной помощи учащимся в изучении отдельных тем предмета. Формирование поисково-исследовательского метода. Акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления решения различных заданий. Осуществление тематического контроля на основе мониторинга выполнения учащимися типовых экзаменационных заданий. Получение школьниками дополнительных знаний по математике. Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ: 1 .Метод ключевых задач. 1. Параллельные прямые, пересекающие стороны угла. Отношение отрезков 2.Середины сторон четырехугольника. 3.Медиана,проведенная к гипотенузе. 4.Соотношения в прямоугольном треугольнике 5.Вписанный угол 6.Угол между касательной и хордой 7.Величина угла, вершина которого лежит внутри(вне) окружности 8.Формула а=2Rsina 9.Свойства пересекающихся хорд 10.Касательная и секущая, проведенные к окружности из одной точки 11.Отношение площадей треугольников ,имеющих общую высоту(основание) 12.Отношение площадей подобных треугольников 13.Площади треугольников, на которые четырехугольник разделен диагоналями 14.Признак параллельности сторон четырехугольника 15.Угол между биссектрисами внутренних и смежных углов 16.Расстояние от вершин треугольника до точки касания вписанной окружности со стороной 17.Свойства биссектрисы угла треугольника 18.Второй признак подобия треугольников 2 Избранные методы и приемы 1.»Удлинение медианы» 2.Метод вспомогательной площади 3.Метод вспомогательной окружности 4.Применение центральной симметрии, осевой симметрии, поворота. 5.Применение гомотетии 6.Метод координат 7.Применение векторов 3. Итоговое занятие. Контроль и оценка результатов изучения курса. 1. Обобщающий урок по курсу практикума. 2. Тренировочно-диагностическая работа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: Количество часов: 34, 1 ч в неделю Уровень : базовый № п/п 10 кл 1 Разделы, темы Метод ключевых задач К-во часов 18 1 2 3 Параллельные прямые, пересекающие стороны угла. Отношение отрезков Середины сторон четырехугольника Медиана, проведенная к гипотенузе. 1 1 4 Соотношения в прямоугольном треугольнике 1 5 Вписанный угол 1 6 Угол между касательной и хордой 1 7 8 Величина угла, вершина которого лежит внутри(вне) окружности Формула а=2Rsina 1 1 9 10 Свойства пересекающихся хорд Касательная и секущая, проведенные к окружности из одной точки 1 1 11 Отношение площадей треугольников ,имеющих общую высоту(основание) 1 12 13 Отношение площадей подобных треугольников .Площади треугольников, на которые четырехугольник разделен диагоналями Признак параллельности сторон четырехугольника Угол между биссектрисами внутренних и смежных углов Расстояние от вершин треугольника до точки касания вписанной окружности со стороной 1 1 Свойства биссектрисы угла треугольника всего 1 17 14 15 16 17 1 1 1 Умения и навыки учащихся, формируемые практикумом: навыки коллективной и самостоятельной работы со справочной литературой и таблицами; эффективное использование дополнительной литературы и интернет-ресурсов для самообучения и самоконтроля; составление и использование алгоритмов решения типичных задач практической направленности; применение базовых знаний при решении нестандартных задач учащийся должен знать/понимать основные свойства геометрических фигур основные алгоритмы и методы решения задач; решать задания, приближенные к заданиям ЕГЭ. успешно пройти итоговую аттестацию Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования простейших математических моделей. Методические рекомендации по реализации программы: Дополнительными дидактическими средствами для данного курса являются тексты типовых задач, которые могут быть выбраны из сборников, тренировочных вариантов ЕГЭ, интернет-банков заданий, текстов краевых диагностических работ. Учащиеся обеспечиваются раздаточным материалом, подготовленным на основе предлагаемого ниже списка литературы. Для повышения эффективности работы учащихся используются мультимедийные ресурсы обучающего и контролирующего характера. Список литературы: 1. Математика. Подготовка к ЕГЭ -2012.под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, «Легион-М», Ростов-на-Дону 2. Геометрия. 10-11 классы. Авт. Атанасян Л.С. и др. М., «Просвещение», 2011 3. Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах. Авт. Саакян С.М., Бутузов В.Ф., М., «Просвещение», 2004 4. Математика. Базовый уровень ЕГЭ-2012 (В1-В6). Пособие для чайников. под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова , Ростов-на-Дону, Легион, 2012 5. Математика. Базовый уровень ЕГЭ-2012 (В7-В12). Пособие для чайников. под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, Ростов-на-Дону, Легион, 2012 6. Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА. Учимся решать задачи. Б.И.Вольсфон. Л.Н.Резницкий. 2011 7. Геометрия .Готовимся к ЕГЭ.11 класс. В.Н.Литвиненко.2012 8. Планиметрия. Готовимся к ЕГЭ. В.А.Смирнов.2012 9. Готовимся к экзамену по математике. В.С.Крамор.2007 10.ЕГЭ.2013.Задача С4.Р.К.Гордин 11.Алгоритмический подход к решению геометрических задач.И.Г.Габович.1996 12.Свойства геометрических фигур-ключ к решению любых задач.А.В.Юзбашев.2008 13.Стандарт по математике.500 геометрических задач.И.Ф.Шарыгин 2007 14.Решение задач по планиметрии. Технология алгоритмического подхода на основе задач-теорем.О.П.Зеленяк.2008