математика 4 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 4 класса составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных,
развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с
алгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая
характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности
к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи;
умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные
(ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения,
вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и
пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний
в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие
ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей
существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и
в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются
условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры,
сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет
ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения,
строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность

предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений
окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости
и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим
школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает
освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами
информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении
других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и
прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником
умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических
вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние,
изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр,
площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего
школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические
фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение. Число, большее
или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз.
Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости.
Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами массы.
Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними.
Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр,
квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в
секунду); соотношение между единицами в пределах 100 000.
Доля величины времени, массы, длины.
Арифметические действия
Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное
умножение, деление многозначных чисел на однозначное/двузначное число в пределах 100 000;
деление с остатком. Умножение/деление на 10, 100, 1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. Поиск значения числового
выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Проверка результата вычислений, в
том числе с помощью калькулятора.
Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение
неизвестного компонента.
Умножение и деление величины на однозначное число.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на
модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Анализ зависимостей,
характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы
(производительность, время, объём работы), купли продажи (цена, количество, стоимость) и решение
соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание
события), расчёта количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины
по её доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по
действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Наглядные представления о симметрии.
Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса.
Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля.
Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; различение,
называние.
Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из
прямоугольников/квадратов.
Периметр, площадь фигуры, составленной из двух, трёх прямоугольников (квадратов).

Математическая информация
Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и проверка
логических рассуждений при решении задач.
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах,
схемах, в таблицах, текстах. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине,
геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Запись
информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме.
Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под
руководством педагога и самостоятельно. Правила безопасной работы с электронными источниками
информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты,
ориентированные на детей младшего школьного возраста).
Алгоритмы решения учебных и практических задач.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Универсальные познавательные учебные действия:
— ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в
высказываниях и рассуждениях;
— сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры), записывать
признак сравнения; выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия, приём
вычисления, способ решения, моделирование ситуации, перебор вариантов);
— обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем мире;
— конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным свойством (отрезок
заданной длины, ломаная определённой длины, квадрат с заданным периметром);
— классифицировать объекты по 1 - 2 выбранным признакам;
— составлять модель математической задачи, проверять её соответствие условиям задачи;
— определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета (электронные и
гиревые весы), температуру (градусник), скорость движения транспортного средства (макет
спидометра), вместимость (с помощью измерительных сосудов).
Работа с информацией:
— представлять информацию в разных формах;
— извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице, на диаграмме;
использовать справочную литературу для поиска информации, в том числе Интернет (в условиях
контролируемого выхода).
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— использовать математическую терминологию для записи решения предметной или
практической задачи;
— приводить примеры и контрпримеры для подтверждения/опровержения вывода, гипотезы;
— конструировать, читать числовое выражение;
— описывать практическую ситуацию с использованием изученной терминологии;
— характеризовать математические объекты, явления и события с помощью изученных

величин;
— составлять инструкцию, записывать рассуждение;
— инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в решении.
Универсальные регулятивные учебные действия:
— контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия,
решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры, измерения;
— самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений;
— находить, исправлять, прогнозировать трудности и ошибки и трудности в решении учебной
задачи.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе решения, распределять
работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора
большого количества вариантов), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора
рационального способа;
— договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной работы с величинами
(составление расписания, подсчёт денег, оценка стоимости и веса покупки, рост и вес человека,
приближённая оценка расстояний и временных интервалов; взвешивание; измерение
температуры воздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при
конструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для
развития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и
объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе
при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в
реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах
при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения
математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными
информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных
учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое;
причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация
(группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения
учебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи,
текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:

— проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса
математики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов).
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в
разных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать
утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники
информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с
использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать
суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты,
проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например,
геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например,
измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
— составлять по аналогии;
— самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в
процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления
ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам
обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов,
приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа
информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
— находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;
— выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами
письменно (в пределах 100 - устно);
— умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в
пределах 100 - устно);
— деление с остатком — письменно (в пределах 1000); вычислять значение числового
выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения,
деления с многозначными числами;
— использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;
— выполнять прикидку результата вычислений;
— осуществлять проверку полученного результата по критериям: достоверность (реальность),
соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора;
— находить долю величины, величину по ее доле; находить неизвестный компонент
арифметического действия; использовать единицы величин для при решении задач (длина, масса,
время, вместимость, стоимость, площадь, скорость);
— использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр,
километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки,
неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный
метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду);
— использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между
скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и объёмом

работы; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру
(например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортного средства;
— определять с помощью измерительных сосудов вместимость; выполнять прикидку и оценку
результата измерений;
— решать текстовые задачи в 1—3 действия, выполнять преобразование заданных величин,
выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные
вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать
полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;
— решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение и
т.п.), в том числе, с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из
таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие
способы проверки;
— различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг; изображать с помощью
циркуля и линейки окружность заданного радиуса;
— различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса,
пирамиды;
— распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость
(пол, стену);
— выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на
прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух трех
прямоугольников (квадратов);
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример,
контрпример;
— формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно/двухшаговые) с
использованием изученных связок; классифицировать объекты по заданным/самостоятельно
установленным одному, двум признакам;
— извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию,
представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных
процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах
повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
— заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму; использовать
формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в
практических и учебных ситуациях;
— дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма; выбирать рациональное решение;
составлять модель текстовой задачи, числовое выражение;
— конструировать ход решения математической задачи;
— находить все верные решения задачи из предложенных.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Числа
1.1.

Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение,
упорядочение.

3

0

0

Упражнения: устная и письменная работа с числами:
запись многозначного числа, его представление в
виде суммы разрядных слагаемых; классы и
разряды; выбор чисел с заданными свойствами
(число разрядных единиц, чётность и т. д.);

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

1.2.

Число, большее или меньшее данного числа на заданное число
разрядных единиц, в заданное число раз.

3

0

0

Моделирование многозначных чисел,
характеристика классов и разрядов многозначного
числа;
Учебный диалог: формулирование и проверка
истинности утверждения о числе. Запись числа,
обладающего заданным свойством. Называние и
объяснение свойств числа: чётное/нечётное, круглое,
трёх- (четырёх-, пяти-, шести-) значное; ведение
математических записей;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

1.3.

Свойства многозначного числа.

3

0

0

Работа в парах/группах. Упорядочение
многозначных чисел. Классификация чисел по
одному-двум основаниям. Запись общего свойства
группы чисел;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

1.4.

Дополнение числа до заданного круглого числа.

2

0

1

Практические работы: установление правила, по
которому составлен ряд чисел, продолжение ряда,
заполнение пропусков в ряду чисел; описание
положения числа в ряду чисел;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

0

1

Обсуждение практических ситуаций. Распознавание
величин, характеризующих процесс движения
(скорость, время, расстояние), работы
(производительность труда, время работы, объём
работ). Установление зависимостей между
величинами. Упорядочение по скорости, времени,
массе;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

Итого по разделу

11

Раздел 2. Величины
2.1.

Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади,
вместимости.

2

2.2.

Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами
массы.

2

0

0

Моделирование: составление схемы движения,
работы;
Комментирование. Представление значения
величины в разных единицах, пошаговый переход от
более крупных единиц к более мелким;
Практические работы: сравнение величин и
выполнение действий (увеличение/уменьшение на/в)
с величинами;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

2.3.

Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между
ними. Календарь.

2

0

1

Моделирование: составление схемы движения,
работы;
Комментирование. Представление значения
величины в разных единицах, пошаговый переход от
более крупных единиц к более мелким;
Практические работы: сравнение величин и
выполнение действий (увеличение/уменьшение на/в)
с величинами;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

2.4.

Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр),
площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный
сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в
минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в пределах
100 000.

3

0

0

Дифференцированное задание: оформление
математической записи: запись в виде равенства
(неравенства) результата разностного, кратного
сравнения величин, увеличения/уменьшения
значения величины в несколько раз;

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

2.5.

Доля величины времени, массы, длины.

3

0

0

Выбор и использование соответствующей ситуации
единицы измерения. Нахождение доли величины на
основе содержательного смысла;

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

Итого по разделу

12

Раздел 3. Арифметические действия
3.1.

Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах
миллиона.

5

0

0

Упражнения: устные вычисления в пределах ста и
случаях, сводимых к вычислениям в пределах ста;
Алгоритмы письменных вычислений;
Комментирование хода выполнения
арифметического действия по алгоритму,
нахождения неизвестного компонента
арифметического действия;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

3.2.

Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/
двузначное число; деление с остатком (запись уголком) в пределах 100
000.

5

1

0

Учебный диалог: обсуждение допустимого
результата выполнения действия на основе
зависимости между компонентами и результатом
действия (сложения, вычитания, умножения,
деления);

Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

3.3.

Умножение/деление на 10, 100, 1000.

3

0

0

Умножение и деление круглых чисел (в том числе
на 10, 100, 1000);
Использование букв для обозначения чисел,
неизвестного компонента действия;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

3.4.

Свойства арифметических действий и их применение для вычислений.

5

0

0

Применение приёмов устных вычислений,
основанных на знании свойств арифметических
действий и состава числа;

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

3.5.

Поиск значения числового выражения, содержащего несколько
действий в пределах 100 000.

5

0

1

Применение приёмов устных вычислений,
основанных на знании свойств арифметических
действий и состава числа;
Проверка правильности нахождения значения
числового выражения (с опорой на правила
установления порядка действий, алгоритмы
выполнения арифметических действий, прикидку
результата);
Работа в группах: приведение примеров,
иллюстрирующих смысл и ход выполнения
арифметических действий, свойства действий;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

3.6.

Проверка результата вычислений, в том числе с помощью
калькулятора.

4

0

1

Прикидка и оценка результатов вычисления
(реальность ответа, прикидка, последняя цифра
результата, обратное действие, использование
калькулятора);

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

3.7.

Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического
действия: запись, нахождение неизвестного компонента.

5

0

1

Использование букв для обозначения чисел,
неизвестного компонента действия;

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

3.8.

Умножение и деление величины на однозначное число.

5

1

0

Задания на проведение контроля и самоконтроля.;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

Итого по разделу

37

Раздел 4. Текстовые задачи
4.1.

Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия:
анализ, представление на модели; планирование и запись решения;
проверка решения и ответа.

1

0

0

Моделирование текста задачи;
Использование геометрических, графических
образов в ходе решения задачи;

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

4.2.

Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения
(скорость, время, пройденный путь), работы (производительность,
время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и
решение соответствующих задач.

4

0

0

Обсуждение способа решения задачи, формы записи
решения, реальности и логичности ответа на вопрос;
Выбор основания и сравнение задач;

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

4.3.

Задачи на установление времени (начало, продолжительность и
окончание события), расчёта количества, расхода, изменения.

4

0

1

Обсуждение способа решения задачи, формы записи
решения, реальности и логичности ответа на вопрос;
Выбор основания и сравнение задач;

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

4.4.

Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле.

4

0

1

Практическая работа: нахождение доли величины,
величины по её доле;

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

4.5.

Разные способы решения некоторых видов изученных задач.

4

0

1

Оформление математической записи: полная запись
решения текстовой задачи (модель; решение по
действиям, по вопросам или с помощью числового
выражения; формулировка ответа);
Разные записи решения одной и той же задачи;

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

4.6.

Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с
помощью числового выражения.

4

0

1

Оформление математической записи: полная запись
решения текстовой задачи (модель; решение по
действиям, по вопросам или с помощью числового
выражения; формулировка ответа);
Разные записи решения одной и той же задачи;

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

Итого по разделу

21

Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры
5.1.

Наглядные представления о симметрии. Ось симметрии фигуры.
Фигуры, имеющие ось симметрии.

1

0

0

Исследование объектов окружающего мира:
сопоставление их с изученными геометрическими
формами;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

5.2.

Окружность, круг: распознавание и изображение; построение
окружности заданного радиуса.

2

0

1

Конструирование, изображение фигур, имеющих ось
симметрии; построение окружности заданного
радиуса с помощью циркуля;

Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

5.3.

Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки,
угольника, циркуля.

3

0

1

Конструирование, изображение фигур, имеющих ось
симметрии; построение окружности заданного
радиуса с помощью циркуля;
Учебный диалог: различение, называние фигур
(прямой угол); геометрических величин (периметр,
площадь);
Упражнения на классификацию геометрических
фигур по одному-двум основаниям;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

5.4.

Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр,
конус, пирамида; их различение, называние.

4

0

1

Комментирование хода и результата поиска
информации о геометрических фигурах и их
моделях в окружающем;
Упражнения на классификацию геометрических
фигур по одному-двум основаниям;
Упражнения на контроль и самоконтроль
деятельности;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

5.5.

Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты),
составление фигур из прямоугольников/квадратов.

4

0

1

Практические работы: нахождение площади
фигуры, составленной из прямоугольников
(квадратов), сравнение однородных величин,
использование свойств прямоугольника и квадрата
для решения задач;

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

5.6.

Периметр, площадь фигуры, составленной из двух-трёх
прямоугольников (квадратов)

Итого по разделу

6

1

1

Комментирование хода и результата поиска
информации о площади и способах её нахождения;
Формулирование и проверка истинности
утверждений о значениях геометрических величин;
Упражнения: графические и измерительные
действия при выполнении измерений и вычислений
периметра многоугольника, площади
прямоугольника, квадрата, фигуры, составленной из
прямоугольников;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

20

Раздел 6. Математическая информация
6.1.

Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности;
составление и проверка логических рассуждений при решении задач.
Примеры и контрпримеры.

2

0

0

Дифференцированное задание: комментирование с
использованием математической терминологии;
Формулирование вопросов для поиска числовых
характеристик, математических отношений и
зависимостей (последовательность и
продолжительность событий, положение в
пространстве, формы и размеры);
Работа в группах: обсуждение ситуаций
использования примеров и контрпримеров;

Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

6.2.

Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира,
представленные на столбчатых диаграммах, схемах, в таблицах,
текстах.

2

0

1

Планирование сбора данных о заданном объекте
(числе, величине, геометрической фигуре);
Дифференцированное задание: оформление
математической записи. Представление информации
в предложенной или самостоятельно выбранной
форме. Установление истинности заданных и
самостоятельно составленных утверждений;
Практические работы: учебные задачи с точными и
приближёнными данными, доступными
электронными средствами обучения, пособиями;

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

6.3.

Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине,
геометрической фигуре). Поиск информации в справочной
литературе, сети Интернет.

2

0

0

Работа в группах: обсуждение ситуаций
использования примеров и контрпримеров;
Планирование сбора данных о заданном объекте
(числе, величине, геометрической фигуре);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

6.4.

Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой
диаграмме.

3

0

1

Работа в парах/группах. Решение расчётных,
простых комбинаторных и логических задач;
Проведение математических исследований (таблица
сложения и умножения, ряды чисел,
закономерности);

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

6.5.

Доступные электронные средства обучения, пособия, их
использование под руководством педагога и самостоятельно.

2

1

0

Дифференцированное задание: оформление
математической записи. Представление информации
в предложенной или самостоятельно выбранной
форме. Установление истинности заданных и
самостоятельно составленных утверждений;

Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

6.6.

Правила безопасной работы с электронными источниками
информации.

2

0

1

Применение правил безопасной работы с
электронными источниками информации;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

6.7.

Алгоритмы для решения учебных и практических задач.

2

Итого по разделу:

15

Резервное время

20

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

1

1

5

19

Использование простейших шкал и измерительных
приборов.;

Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

1.

1

2.

1

3.

1

4.

1

5.

1

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

10.

1

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

23.

1

24.

1

25.

1

26.

1

27.

1

Дата
Виды, формы
изучения контроля

28.

1

29.

1

30.

1

31.

1

32.

1

33.

1

34.

1

35.

1

36.

1

37.

1

38.

1

39.

1

40.

1

41.

1

42.

1

43.

1

44.

1

45.

1

46.

1

47.

1

48.

1

49.

1

50.

1

51.

1

52.

1

53.

1

54.

1

55.

1

56.

1

57.

1

58.

1

59.

1

60.

1

61.

1

62.

1

63.

1

64.

1

65.

1

66.

1

67.

1

68.

1

69.

1

70.

1

71.

1

72.

1

73.

1

74.

1

75.

1

76.

1

77.

1

78.

1

79.

1

80.

1

81.

1

82.

1

83.

1

84.

1

85.

1

86.

1

87.

1

88.

1

89.

1

90.

1

91.

1

92.

1

93.

1

94.

1

95.

1

96.

1

97.

1

98.

1

99.

1

100.

1

101.

1

102.

1

103.

1

104.

1

105.

1

106.

1

107.

1

108.

1

109.

1

110.

1

111.

1

112.

1

113.

1

114.

1

115.

1

116.

1

117.

1

118.

1

119.

1

120.

1

121.

1

122.

1

123.

1

124.

1

125.

1

126.

1

127.

1

128.

1

129.

1

130.

1

131.

1

132.

1

133.

1

134.

1

135.

1

136.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

136

14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 4 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1–4 классы. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова
С. В. Математика. Учебник. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1
Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 4 кл. В 2 ч. Ч. 2
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 4 класс.
Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И. и др. Математика. Методические рекомендации. 4
класс.
Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 4 класс.
Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1–4 классы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы по математике
Проектор, экран, компьютер
CD диск «Электронное приложение к учебнику»
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Комплект инструментов: линейка, циркуль.
Калькулятор
Шар, куб, цилиндр, конус, пирамида


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».