МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального района Волгоградской области МКОУ Мокро-Ольховская СШ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2794544) учебного предмета «Математика» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Лясина Елена Викторовна учитель начальных классов село Мокрая Ольховка 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 3 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: — Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. — Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («частьцелое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). — Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). — Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: — понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); — математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); — владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. На изучение математики в 3 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». Числа и величины Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел. Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение«тяжелее/легче на/в». Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации. Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/медленнее на/в». Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации. Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи. Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Арифметические действия Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами). Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1. Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора). Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с вычислениями в пределах 1000. Однородные величины: сложение и вычитание. Текстовые задачи Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата. Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины. Пространственные отношения и геометрические фигуры Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства. Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения. Математическая информация Классификация объектов по двум признакам. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит». Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными. Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм). Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач. Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Универсальные познавательные учебные действия: — сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры); — выбирать приём вычисления, выполнения действия; конструировать геометрические фигуры; — классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку; — прикидывать размеры фигуры, её элементов; понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче; — различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления; — выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование алгоритма); — соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации; составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному правилу; моделировать предложенную практическую ситуацию; — устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи. Работа с информацией: — читать информацию, представленную в разных формах; — извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на диаграмме; — заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертеж; устанавливать соответствие между различными записями решения задачи; — использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения математического термина (понятия). Универсальные коммуникативные учебные действия: — использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей; — строить речевые высказывания для решения задач; составлять текстовую задачу; — объяснять на примерах отношения «больше/меньше на … », «больше/меньше в … », «равно»; использовать математическую символику для составления числовых выражений; — выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией; — участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления. Универсальные регулятивные учебные действия: — проверять ход и результат выполнения действия; — вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять; — формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами; — выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления; — проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения.. Совместная деятельность: — при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить разные решения; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время); — договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя, подчинённого, сдержанно принимать замечания к своей работе; — выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение математики в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; — развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; — применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; — осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; — применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; — работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; — оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; — оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; — стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средства ми для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); — применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; — приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; — представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. 2) Базовые исследовательские действия: — проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; — понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; — применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов) 3) Работа с информацией: — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; — читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); — представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; — принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Универсальные коммуникативные учебные действия: — конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; — использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; — формулировать ответ; — комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; — в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; — создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); — ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; — составлять по аналогии; — самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Универсальные регулятивные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; — выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; — выбирать и при необходимости корректировать способы действий; — находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. 3) Самооценка: — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); — оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: — участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); — согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; — осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: — читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000; — находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000); — выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно); — выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1, деление с остатком; — устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления; использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения; — находить неизвестный компонент арифметического действия; — использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль), — преобразовывать одни единицы данной величины в другие; — определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; — выполнять прикидку и оценку результата измерений; — определять продолжительность события; сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/ меньше на/в»; — называть, находить долю величины (половина, четверть); — сравнивать величины, выраженные долями; — знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами; — выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число; — решать задачи в одно, два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления); — конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части; — сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений); — находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм; — распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все»,«некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; — формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно/двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок; — классифицировать объекты по одному, двум признакам; извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка); — структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; — составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; — выполнять действия по алгоритму; — сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное); — выбирать верное решение математической задачи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа 1.1. Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. 4 1 0 01.09.2022 07.09.2022 Устная и письменная работа с числами: составление и чтение, сравнение и упорядочение, представление в виде суммы разрядных слагаемых и дополнение до заданного числа; выбор чисел с заданными свойствами (число единиц разряда, чётность и т. д.); Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 1.2. Равенства и неравенства: чтение, составление, установление истинности (верное/неверное). 2 0 0 08.09.2022 12.09.2022 Устная и письменная работа с числами: составление и чтение, сравнение и упорядочение, представление в виде суммы разрядных слагаемых и дополнение до заданного числа; выбор чисел с заданными свойствами (число единиц разряда, чётность и т. д.); Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 1.3. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. 4 0 0 13.09.2022 19.09.2022 Практическая работа: различение, называние и запись математических терминов, знаков; их использование на письме и в речи при формулировании вывода, объяснении ответа, ведении математических записей; Зачет; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 1.4. Кратное сравнение чисел. 2 0 0 20.09.2022 21.09.2022 Практическая работа: различение, называние и запись математических терминов, знаков; их использование на письме и в речи при формулировании вывода, объяснении ответа, ведении математических записей; Зачет; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 1.5. Свойства чисел. 3 1 0 22.09.2022 27.09.2022 Работа в парах/группах. Обнаружение и проверка общего свойства группы чисел, поиск уникальных свойств числа из группы чисел; Контрольная работа; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru Итого по разделу 15 Раздел 2. Величины 2.1. Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в». 1 0 0 28.09.2022 Учебный диалог: обсуждение практических ситуаций. Ситуации необходимого перехода от одних единиц измерения величины к другим. Установление отношения (больше, меньше, равно) между значениями величины, представленными в разных единицах. Применение соотношений между величинами в ситуациях куплипродажи, движения, работы. Прикидка значения величины на глаз, проверка измерением, расчётами; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 2.2. Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в». 1 0 0 30.09.2022 практическая работа; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 2.3. Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации. 2 0 0 03.10.2022 05.10.2022 Моделирование: использование предметной модели для иллюстрации зависимости между величинами (больше/ меньше), хода выполнения арифметических действий с величинами (сложение, вычитание, увеличение/ уменьшение в несколько раз) в случаях, сводимых к устным вычислениям; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 2.4. Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/ медленнее на/в». Соотношение«начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации. 2 0 0 06.10.2022 Пропедевтика исследовательской работы: определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события.; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 2.5. Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи. 1 0 0 07.10.2022 Учебный диалог: обсуждение практических ситуаций. Ситуации необходимого перехода от одних единиц измерения величины к другим. Установление отношения (больше, меньше, равно) между значениями величины, представленными в разных единицах. Применение соотношений между величинами в ситуациях куплипродажи, движения, работы. Прикидка значения величины на глаз, проверка измерением, расчётами; Зачет; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 2.6. Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр). 1 0 0 08.10.2022 Комментирование. Представление значения величины в заданных единицах, комментирование перехода от одних единиц к другим (однородным); Устный опрос; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 2.7. Расчёт времени. Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации. 1 0 0 10.10.2022 Моделирование: использование предметной модели для иллюстрации зависимости между величинами (больше/ меньше), хода выполнения арифметических действий с величинами (сложение, вычитание, увеличение/ уменьшение в несколько раз) в случаях, сводимых к устным вычислениям; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 2.8. Соотношение «больше/ меньше на/в» в ситуации сравнения предметов и объектов на основе измерения величин. 2 1 0 12.10.2022 17.10.2022 Комментирование. Представление значения величины в заданных единицах, комментирование перехода от одних единиц к другим (однородным); Контрольная работа; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru Итого по разделу 11 Раздел 3. Арифметические действия 3.1. Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами). 22 2 0 18.10.2022 28.10.2022 Устное вычисление в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (действия с десятками, сотнями, умножение и деление на 1, 10, 100). Действия с числами 0 и 1; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.2. Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1. 6 0 0 08.11.2022 15.11.2022 Прикидка результата выполнения действия; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.3. Взаимосвязь умножения и деления. 3 0 0 16.11.2022 18.11.2022 Применение правил порядка выполнения действий в предложенной ситуации и при конструирование числового выражения с заданным порядком выполнения действий. Сравнение числовых выражений без вычислений; Устный опрос; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.4. Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. 6 1 0 21.11.2022 28.11.2022 Упражнение на самоконтроль: обсуждение возможных ошибок в вычислениях по алгоритму, при нахождении значения числового выражения. Оценка рациональности вычисления. Проверка хода и результата выполнения действия; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.5. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 1000. 2 0 0 29.11.2022 07.12.2022 Применение правил порядка выполнения действий в предложенной ситуации и при конструирование числового выражения с заданным порядком выполнения действий. Сравнение числовых выражений без вычислений; Устный опрос; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.6. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора). 3 0 0 08.12.2022 13.12.2022 Упражнение на самоконтроль: обсуждение возможных ошибок в вычислениях по алгоритму, при нахождении значения числового выражения. Оценка рациональности вычисления. Проверка хода и результата выполнения действия; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.7. Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях. 2 0 0 14.12.2022 15.12.2022 Оформление математической записи: составление и проверка правильности математических утверждений относительно набора математических объектов (чисел, величин, числовых выражений, геометрических фигур); Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.8. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. 1 0 0 16.12.2022 22.12.2022 Дифференцированное задание: приведение примеров, иллюстрирующих смысл деления с остатком, интерпретацию результата деления в практической ситуации; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.9. Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками/ без скобок), с вычислениями в пределах 1000. 2 0 0 23.12.2022 28.12.2022 Оформление математической записи: составление и проверка правильности математических утверждений относительно набора математических объектов (чисел, величин, числовых выражений, геометрических фигур); Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.10. Однородные величины: сложение и вычитание. 2 0 0 13.01.2023 16.01.2023 Наблюдение закономерностей, общего и различного в ходе выполнения действий одной ступени (сложения-вычитания, умножения-деления); Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.11. Равенство с неизвестным числом, записанным буквой. 4 0 0 17.01.2023 20.01.2023 Работа в парах/группах. Составление инструкции умножения/деления на круглое число, деления чисел подбором; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.12 Умножение и деление круглого числа на однозначное число. 1 0 0 23.01.2023 Работа в парах/группах. Составление инструкции умножения/деления на круглое число, деления чисел подбором; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 3.13. Умножение суммы на число. Деление трёхзначного числа на однозначное уголком. Деление суммы на число. 3 1 0 24.01.2023 26.01.2023 Моделирование: использование предметных моделей для объяснения способа (приёма) нахождения неизвестного компонента арифметического действия; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 0 0 27.01.2023 01.02.2023 Практическая работа: нахождение доли величины. Сравнение долей одной величины; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru Итого по разделу 57 Раздел 4. Текстовые задачи 4.1. Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задач, решение арифметическим способом. 5 4.2. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). 9 0 0 02.02.2023 10.02.2023 Практическая работа: нахождение доли величины. Сравнение долей одной величины; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 4.3. Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата. 2 0 0 13.02.2023 14.02.2023 Практическая работа: нахождение доли величины. Сравнение долей одной величины; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 4.4. Доля величины: половина, четверть в практической ситуации; сравнение долей одной величины 2 1 0 15.02.2023 16.02.2023 Практическая работа: нахождение доли величины. Сравнение долей одной величины; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru Итого по разделу 18 Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 5.1. Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). 3 0 0 17.02.2023 21.02.2023 Учебный диалог: соотношение между единицами площади, последовательность действий при переходе от одной единицы площади к другой; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 5.2. Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства. 3 0 0 22.02.2023 24.02.2023 Учебный диалог: соотношение между единицами площади, последовательность действий при переходе от одной единицы площади к другой; Устный опрос; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 5.3. Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. 2 0 0 27.02.2023 28.02.2023 Учебный диалог: соотношение между единицами площади, последовательность действий при переходе от одной единицы площади к другой; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 5.4. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. 6 0 0 01.03.2023 08.03.2023 Конструирование из бумаги геометрической фигуры с заданной длиной стороны (значением периметра, площади). Мысленное представление и экспериментальная проверка возможности конструирования заданной геометрической фигуры; Контрольная работа; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 5.5. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения. 3 1 0 09.03.2023 13.03.2023 Конструирование из бумаги геометрической фигуры с заданной длиной стороны (значением периметра, площади). Мысленное представление и экспериментальная проверка возможности конструирования заданной геометрической фигуры; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru Итого по разделу 17 Раздел 6. Математическая информация 6.1. Классификация объектов по двум признакам. 1 0 0 14.03.2023 Работа с информацией: чтение, сравнение, интерпретация, использование в решении данных, представленных в табличной форме (на диаграмме); Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 6.2. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит». 2 0 0 16.03.2023 17.03.2023 Работа с информацией: чтение, сравнение, интерпретация, использование в решении данных, представленных в табличной форме (на диаграмме); Зачет; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 6.3. Работа с информацией: извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными 2 0 0 20.03.2023 21.03.2023 Составление правил работы с известными электронными средствами обучения (ЭФУ, тренажёры и др.); Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 6.4. Таблицы сложения и умножения: заполнение на основе результатов счёта. 1 0 0 22.03.2023 Практические работы по установлению последовательности событий, действий, сюжета, выбору и проверке способа действия в предложенной ситуации для разрешения проблемы (или ответа на вопрос); Устный опрос; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 6.5. Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм). 1 0 0 23.03.2023 Составление правил работы с известными электронными средствами обучения (ЭФУ, тренажёры и др.); Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 6.6. Алгоритмы (правила) устных и письменных вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление), порядка действий в числовом выражении, нахождения периметра и площади, построения геометрических фигур. 4 1 0 14.04.2023 Работа с информацией: чтение, сравнение, интерпретация, использование в решении данных, представленных в табличной форме (на диаграмме); Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 6.7. Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач. 2 0 0 17.04.2023 21.04.2023 Работа в парах/группах. Работа по заданному алгоритму. Установление соответствия между разными способами представления информации (иллюстрация, текст, таблица). Дополнение таблиц сложения, умножения. Решение простейших комбинаторных и логических задач; Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 6.8 Алгоритмы изучения материала, выполнения заданий на доступных электронных средствах обучения. 1 0 0 18.05.2023 Составление правил работы с известными электронными средствами обучения (ЭФУ, тренажёры и др.); Письменный контроль; РЭШ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 10 0 Итого по разделу: 14 Резервное время 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика (в 2 частях), 3 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Асмалов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли. Просвещение Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий . в 2-х частях. Просвещение ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Компьютер. Принтер. Проектор. Таблицы по математике. Линейка классная 1м. Транспортир пластмассовый. Треугольник. Набор "Геометрические тела". ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ компьютер