муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мокро-Ольховская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области Рабочая программа учебного курса АСТРОНОМИЯ для учащихся 10 класса на 2022-2023 учебный год Составитель: Земцова Светлана Владимировна учитель математики и информатики Аннотация к рабочей программе по астрономии в 10 классе Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена на основе: 1. Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ; 2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования; 3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 №345; 4. Учебного плана МКОУ Мокро-Ольховская СШ; 5. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Мокро-Ольховская СШ. 6. Программы «Астрономия » для среднего общего образования(базовый уровень) 10- 11 классы, автор Страут Е.К. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: 1. Чаругин В. М. Астрономия 10-11(базовый уровень) – М.: «Просвещение», 2018 2. Воронцов-ВельяминовиБ.А., Страут Е.К. Астрономия 11(базовый уровень) – М.: «Дрофа» 2018 3. Попова В.А., Степанчук О.М. Преподавание учебного предмета «Астрономия» в 10-11 классах –Волгоград, 2017 4. Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Технологические карты уроков к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута – Волгоград, «Учитель»,2018 5. Оськина В.Т. Физика и астрономия 9-11 классы, Олимпиадные задания – Волгоград, «Учитель», 2011 6. Круковер В.И. Творческая астрономия 5-9 классы – Волгоград, «Учитель», 2018 На изучение астрономии в 10 классе выделяется 34 часа (из расчета 1 час в неделю, 34 рабочих недели в год). Пояснительная записка Структура и краткое содержание курса Раздел 1. .Астрономия, ее значение и связь с другими науками. Что изучает астрономия. Наблюдения - основа астрономии. Раздел 2. Практические основы астрономии. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Годичное движение Солнца. Эклиптика. Движения и фазы луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Раздел 3. Строение солнечной системы. Развитие представлений о строении мира. Конфигурация планет. Синодический период. Законы движения планет солнечной системы. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Открытие и применение закона Всемирного тяготения. Движение ИС и КА в Солнечной системе. Раздел 4. Природа тел Солнечной системы. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна - двойная планета. Две группы планет. Природа планет земной группы. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы. Метеоры, болиды, метеориты. Раздел 5. Солнце и звезды. Солнце: его состав и внутреннее строение. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Физическая природа звезд. Переменные и стационарные звезды. Эволюция звезд. Раздел 6.Строение и эволюция Вселенной. Наша Галактика. Другие звездные системы - галактики. Космология начала XX века. Основы современной космологии. Планируемые результаты изучения астрономии в 10 классе Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются: - формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов; - формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий; - формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные ууд: Выпускник научится: •самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; •оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; •сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; •организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; •определять несколько путей достижения поставленной цели; •выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали; Познавательные ууд: Выпускник научится: •критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; •распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; •использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; •осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; •искать и находить обобщенные способы решения задач; •приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; •анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации; •выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; Коммуникативные ууд: Выпускник научится: •осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); •при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); •развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; •координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального); •согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом решением; •представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; Предметные результаты: - Формирование знаний о становлении астрономии как науки, о вкладе отечественных и зарубежных классиков физики в развитие науки и техники, об экологических проблемах и путях их решения; - Приобретение умений пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить эксперименты с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений, решать задачи на применение изученных физических законов; - Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; - приобщение к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству. Календарно-тематическое планирование Предмет Астрономия Вариант Астрономия. 10 класс. Воронцов Раздел АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Тема урока Кол-во часов Что изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии 1 1 Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты Видимое движение звезд на различных географических широтах Годичное движение Солнца. Эклиптика Движение и фазы Луны Затмения Солнца и Луны. Время и календарь Развитие представлений о строении мира Конфигурации планет Синодический период Законы движения планет Солнечной системы Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Дата план Дата факт 13 14 ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ ПОВТОРЕНИЕ 1 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение Земля и Луна - двойная планета Две группы планет Природа планет земной группы Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» Планеты-гиганты, их спутники и кольца Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты Солнце, состав и внутреннее строение Солнечная активность и ее влияние на Землю Физическая природа звезд Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд 1 1 1 1 1 1 Наша Галактика Другие звездные системы — галактики Космология начала ХХ в. Основы современной космологии 1 1 1 1 Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс 2 1 1 15 16 17 18 19 20 21 СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ Открытие и применение закона всемирного тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1