Астрономия 10 класс

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мокро-Ольховская
средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области

Рабочая программа
учебного курса
АСТРОНОМИЯ
для учащихся 10 класса
на 2022-2023 учебный год

Составитель:
Земцова Светлана
Владимировна
учитель математики и
информатики

Аннотация к рабочей программе по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения
России от 28.12.2018 №345;
4. Учебного плана МКОУ Мокро-Ольховская СШ;
5. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Мокро-Ольховская СШ.

6. Программы «Астрономия » для среднего общего образования(базовый уровень) 10- 11 классы, автор Страут Е.К.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Чаругин В. М. Астрономия 10-11(базовый уровень) – М.: «Просвещение», 2018
2. Воронцов-ВельяминовиБ.А., Страут Е.К. Астрономия 11(базовый уровень) – М.: «Дрофа» 2018
3. Попова В.А., Степанчук О.М. Преподавание учебного предмета «Астрономия» в 10-11 классах –Волгоград, 2017
4. Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Технологические карты уроков к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута – Волгоград,
«Учитель»,2018
5. Оськина В.Т. Физика и астрономия 9-11 классы, Олимпиадные задания – Волгоград, «Учитель», 2011
6. Круковер В.И. Творческая астрономия 5-9 классы – Волгоград, «Учитель», 2018
На изучение астрономии в 10 классе выделяется 34 часа (из расчета 1 час в неделю, 34 рабочих недели в год).
Пояснительная записка
Структура и краткое содержание курса
Раздел 1. .Астрономия, ее значение и связь с другими науками.
Что изучает астрономия. Наблюдения - основа астрономии.
Раздел 2. Практические основы астрономии.
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движения и фазы луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Раздел 3. Строение солнечной системы.
Развитие представлений о строении мира. Конфигурация планет. Синодический период. Законы движения планет солнечной системы. Определение
расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Открытие и применение закона Всемирного тяготения. Движение ИС и КА в Солнечной системе.
Раздел 4. Природа тел Солнечной системы.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна - двойная планета. Две группы планет. Природа планет земной
группы. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы. Метеоры, болиды, метеориты.
Раздел 5. Солнце и звезды.

Солнце: его состав и внутреннее строение. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Физическая природа звезд. Переменные и стационарные
звезды. Эволюция звезд.
Раздел 6.Строение и эволюция Вселенной.
Наша Галактика. Другие звездные системы - галактики. Космология начала XX века. Основы современной космологии.
Планируемые результаты изучения астрономии в 10 классе
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых
познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими
средствами информационных технологий;
- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные ууд:
Выпускник научится:
•самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
•сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
•организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
•определять несколько путей достижения поставленной цели;
•выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
Познавательные ууд:
Выпускник научится:
•критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
•распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
•использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
•осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
•искать и находить обобщенные способы решения задач;
•приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
•анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации; •выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
Коммуникативные ууд:
Выпускник научится:
•осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

•при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком,
исполнителем, презентующим и т. д.);
•развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
•координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
•согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом решением;
•представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
Предметные результаты:
- Формирование знаний о становлении астрономии как науки, о вкладе отечественных и зарубежных классиков физики в развитие науки и техники,
об экологических проблемах и путях их решения;
- Приобретение умений пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить эксперименты с использованием аналоговых и
цифровых измерительных приборов, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, объяснять полученные результаты
и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений, решать задачи на применение изученных физических законов;
- Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять
полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических
знаний;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с
использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- приобщение к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству.
Календарно-тематическое планирование
Предмет
Астрономия

Вариант
Астрономия. 10 класс. Воронцов

Раздел
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Тема урока

Кол-во
часов

Что изучает астрономия.
Наблюдения – основа астрономии

1
1

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты
Видимое движение звезд на различных географических широтах
Годичное движение Солнца. Эклиптика
Движение и фазы Луны
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь
Развитие представлений о строении мира
Конфигурации планет
Синодический период
Законы движения планет Солнечной системы
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АСТРОНОМИИ

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Дата
план

Дата
факт

13
14
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ
СИСТЕМЫ

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ
ВСЕЛЕННОЙ

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ
ПОВТОРЕНИЕ

1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение
Земля и Луна - двойная планета
Две группы планет
Природа планет земной группы
Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?»
Планеты-гиганты, их спутники и кольца
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и
кометы).
Метеоры, болиды, метеориты
Солнце, состав и внутреннее строение
Солнечная активность и ее влияние на Землю
Физическая природа звезд
Переменные и нестационарные звезды.
Эволюция звезд

1
1
1
1
1
1

Наша Галактика
Другие звездные системы — галактики
Космология начала ХХ в.
Основы современной космологии

1
1
1
1

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»
Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс

2
1

1

15
16
17
18
19
20
21

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ

Открытие и применение закона всемирного тяготения.
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в
Солнечной системе

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».