электив химия 11кл 2022-2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОКРООЛЬХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рабочая программа
элективного курса
химия

для учащихся 11 класса
2022 – 2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса дополнительного образования «Химия в природе»
составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
2.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей.

Утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам. Утверждён Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г.
№ 1008 г.;
4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей:
приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844;
5.

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09 -3242;
6. Данная

образовательная

программа

имеет

естественнонаучную

направленность,
направлена на формирование научного мировоззрения, расширяет кругозор учащихся при
дальнейшем изучении предметов естественного цикла
Цели программы: обучение практической химии, развитие естественнонаучного
мировоззрения

и

личностной

мотивации

к

познанию

через

исследовательскую

деятельность в процессе изучения химии.
Задачи программы:
- обучить основам практической химии: анализу и синтезу;
- научить принципам и методике проведения исследовательской работы;
- обучить работе с химическими реактивами и приборами, проведению простейших
лабораторных операций: нагрев, перегонка, экстракция, фильтрование, взвешивание и т.д.;
- ознакомить с происхождением и развитием химии, историей происхождения
химических символов, терминов, понятий;
- сформировать и развить положительную мотивацию к дальнейшему изучению
естественных наук;
- развить познавательную и творческую активность;

Планируемые результаты освоения предметного курса
Личностные универсальные учебные действия:
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
• планирование пути достижения целей;
• умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• познавательная рефлексия в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
Познавательные универсальные учебные действия
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Коммуникативные универсальные учебные действия

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
Предметные результаты
•

описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их

существенные признаки;
•

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать

причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
•

раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический

элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему
химии;
•

давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших

соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
•

пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

•

проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств

веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;

•

различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами;

осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и
щелочами.
•

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

•

осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного

поведения в окружающей природной среде;
•

понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в

инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
•

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе,
касающейся использования различных веществ.

Содержание программы
Многообразие химических реакций
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения,
обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы
окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций с помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические
реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических
реакций. Первоначальное представление о катализе. Обратимые реакции. Понятие о
химическом равновесии. Химические реакции в водных растворах. Электролиты и
неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая
диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень
диссоциации. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций
ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических
соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительновосстановительных реакций. Понятие о гидролизе солей.
Многообразие веществ
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов,
строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов.
Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора.
Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Солянная кислота и

её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов,
иодидов.
Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера.
Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение
серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид ионы. Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая
кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная
кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты.
Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе
получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот,
физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе.
Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония.
Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение
азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения
азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты
и их применение. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид
фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.
Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов.
Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция.
Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная
кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в
природе. Органические соединения углерода.
Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов.
Металлическая

связь. Физические

свойства

металлов.

Ряд

активности

металлов.

Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение
их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения.
Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома.
Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность
оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома.
Нахождение в природе. Физические и химические

свойства железа. Важнейшие

соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественные
реакции на ионы.
Краткий обзор важнейших органических веществ
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения.
Углерод – основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических
соединениях.
Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие
представители

предельных

углеводородов.

Структурные

формулы

углеводородов.

Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические
свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе
предельных углеводородов. Применение метана.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов.
Этилен. Физические и химические свойства этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена.
Применение ацетилена.
Производные
одноатомные

углеводородов.

спирты,

карбоновые

Краткий
кислоты,

обзор
сложные

органических
эфиры,

жиры,

соединений:
углеводы,

аминокислоты, белки. Роль белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер,
полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен,
поливинилхлорид.
Сроки и методы реализации программы
Освоение программы рассчитано на один год
Возраст детей, обучающихся по программе, 16-17 лет
В течение обучения учащиеся, занимаясь один раза в неделю по два часа, изучают
оригинальную программу по химии.
Происходит углубление полученных знаний по химии с акцентом на получение
навыков самостоятельной исследовательской работы. Форма занятий предусматривает
сочетание теоретической части с последующей практической проверкой и закреплением
полученных знаний путём проведения различных опытов на базе химической лаборатории.
Программа реализуется на базе химической лаборатории «Точки роста». Формы занятий
определяются

тем,

что

программа

имеет

преимущественно

естественнонаучную

направленность с элементами художественно-эстетической направленности.

Занятия проходят в виде лекций, бесед, лабораторных занятий, практикумов, а также в
форме викторин, конкурсов, праздников. Во время занятий дети получают теоретические
знания, которые затем подкрепляют практической работой. Педагог осуществляет
необходимую поддержку и контроль во время всего занятия. Завершение каждой темы
сопровождается чтением сообщений, подготовленных обучающимися, демонстрацией
опытов.
Особое внимание во время проведения занятий уделяется строгому соблюдению правил
работы и техники безопасности в химической лаборатории.
При реализации программы используются следующие методы:
- проблемный (проблемное изложение материала при изучении вопросов экологии,
научной этики, при анализе перспективных направлений развития науки);
- практический (практические работы на каждом занятии);
- деятельностный (введение индивидуальных заданий и самостоятельной работы с
литературой).

Календарно-тематический план занятий дополнительной
образовательной программы «Химия в природе» с указанием
использования цифровой лаборатории
«Точка роста»
№
заняти
я

Название
разделов и тем

1

Вводное занятие
Предмет химии

1

2

Понятия: атом,
молекула,
элемент
Физические и
химические
явления

1

Физические
свойства
неорганических и
органических

3

4-5

Общее
количест
во часов
Введение в программу

Название опыта

Целевая
установка

1

«Тепловой эффект
растворения
веществ в воде»

2

«Температура
плавления
веществ с
разными типами
кристаллических
решёток»
«Определение
тепловых

Показать, что
растворение
веществ имеет ряд
признаков
химической
реакции
Показать
зависимость
физических
свойств веществ
от типа
химической связи

Оборудование

Датчик
температуры
платиновый

Датчик
температуры
платиновый,
датчик температуры
термопарный

эффектов
растворения»
«Определение
температуры
кристаллизации
веществ»

Развитие химии.
Опыты Дж.
Пристли,
К.-В. Шееле

6

Коллоидные
растворы

7

1

«Определение
состава
воздуха»

1

Экспериментально
определить
содержание кислорода в воздухе

Прибор для
определения
состава
воздуха

Практическая
работа. Изучение
молока как
эмульсии

Химические реакции

8-9

Понятие о
химическом
взаимодействии
веществ

2

10

Закон Гесса

1

11

Скорость
химической
реакции

1

12

Химическое
равновесие

1

«Получение медного
купороса»
«Определение
теплоты растворения
сульфата бария»
«Тепловой
эффект
реакции»
«определен
ие теплоты
реакции
нейтрализа
ции»
«Экспериме
нтальное
определени
е скорости
химической
реакции»
«Влияние
концентрац
ии
реагирующ
их веществ
на
смещение
химическог
о
равновесия
»

Цифровая
лаборатория

Цифровая
лаборатория

Принципы
графического
отображения
реакций

Цифровой
микроскоп
Цифровая
лаборатория

«Влияние
Цифровая
одноименных
лаборатория
ионов на смещение
химического
равновесия»

Растворы. Вода
13

Понятия:
раствор и
растворение

1

«Влияние
растворителя
на
диссоциацию»

14

Кристаллы

1

Наблюдение за
ростом
кристаллов»

15-16

Гидролиз

17

Окислительновосстановительн
ые реакции в
быту и в
лаборатории

18

Щёлочи и
кислоты

1

19

Соли

1

20

21

«Определение
рН растворов
солей»
«Влияние
температуры
на степень
гидролиза
солей»
«Изменение рН
в ходе
окислительновосстановительных
реакций»

Металлы и их соединения
Металлы и их
1
соединения –
стойкие и
активные,
твёрдые и
мягкие,
драгоценные
1
Металлы
основных групп

«Определение
рН различных
сред»
«Определение
концентрации
соли по электропроводности
раствора»

Сформировать
представление о
влиянии
растворителя на
диссоциацию
электролита
Показать
зависимость
растворимости от
температуры
Сформировать
представление о
шкале рН

Датчик
электропроводности

Доказать, что в
процессе
протекания ОВР
возможно
образование
кислоты или
щелочи
Сформировать
представление о
шкале рН
Закрепить
представление о
зависимости
электропроводности
растворов от
концентрации
ионов

Датчик рН

Цифровой
микроскоп
Датчик
электропроводности
Датчик рН

Датчик рН
Датчик
электропроводности

Коллекции
металлов

«Сравнительн
ая характеристика
восстановител
ьной
способности
металлов»

Количественно
охарактеризовать
восстановительную способность
металлов

Датчик
напряжения

22

Металлы
побочных групп

1

23

Гальванические
элементы

1

24

Устройство
батарейки

1

25

Коррозия
металлов.
Защита от
коррозии
Неметаллы

1

26

Сера и фосфор –
типичные
представители
неметаллов

1

27

1
Галогены.
Сходство и
различия
Анализ и очистка веществ
Анализ и способы 1
очистки воды

28

Цифровая
Реакции
Особенности
лаборатория
соединений
железа и
железа.
соединений железа.
Химическая радуга Магнетизм
«Зависимость
Сформировать
Датчик
электроэлектропредставление о
проводности
проводности
зависимости
растворов
электропроводнос
сильных
ти растворов от
электролитов
концентрации
от
ионов
концентрации
ионов»
«Определение
Закрепить
Датчик
концентрации
представление о
электросоли по электрозависимости
проводности
проводности
электрораствора»
проводности
растворов от
концентрации
ионов

«Синтез
сероводорода.
Качественные
реакции на
сероводород и
сульфиды»

Изучить
лабораторные
способы
получения сероводорода, его
свойства и
свойства
сульфидов

«Определение
жесткости воды»
«Влияние жесткости
воды на мыло»

Выявить
качество
питьевой
воды.
Жесткость
и
причины
ее
возникновения.
Способы устранения.
Сформировать
представление о
шкале рН

29

Индикаторы.

1

«Определение рН
средств личной
гигиены »

30-31

Способы
обнаружения
катионов и
анионов.
Цветные
реакции. Анализ
смеси солей

2

Химическое
распознавание
веществ

32

33

34

32

33
34

«Изменение
1
рН в ходе
окислительновосстановительных реакций

«Изменение рН
в ходе
окислительновосстановительных
реакций»

Генетическая связь неорганических соединений
«Определение
Многообразие
аммиачной
неорганических
селитры и
химических
мочевины»
веществ и
реакций
соединения
металлов и
неметаллов
Многообразие органических соединений
Многообразие
соединений
углерода
Крахмал и
1
глюкоза
Органические
вещества

ИТОГО: 34 часа

Доказать, что в
процессе
протекания ОВР
возможно
образование
кислоты или
щелочи

Датчик рН

Экспериментально
различать
мочевину и минеральные
удобрения

Датчик
электропроводности

Коллекция
минералов

Коллекция
полимеров,
волокон

Формы проверки результатов обучения по дополнительной программе «Химия
Начальная диагностика - тестирование
Промежуточная диагностика – решение задач
Итоговая диагностика - тестирование
Собеседование с обучающимися
Выполнение небольших практических самостоятельных работ
Демонстрация ранее проделанного эксперимента
В течение учебного года обучающиеся участвуют в химических олимпиадах и
конференциях
Обеспечение программы методической продукцией
В качестве дидактических материалов используются наглядные пособия: таблица
растворимости и периодическая таблица Д. И. Менделеева; коллекции полезных
ископаемых, почв, нефти, шкала твёрдости и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся
1. Бухарин Ю. В. Химия живой природы. – М.: Росмен, 2012. – 57 с.
2. Зоммер К. Аккумулятор знаний по химии. – М.: Мир, 2010. – 293 с.
3. Книга для чтения по неорганической химии / Сост. В. А. Крицман. 2-е изд. – М.:
4. Просвещение, 1984. – 301 с.
5. Конарев Б. Н. Любознательным о химии. – М.: Химия, 2000. – 219 с.
6. Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: Росмен, 2000. – 101 с.
7. Лейстнер Л., Буйтам П. Химия в криминалистике. – М.: Мир, 1990. – 300 с.
8. Пигучина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: Аркти,
2000. – 133 с.
9. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по
химии. – М.: Дрофа, 2003. – 351 с.
10. Химия (энциклопедический словарь школьника). – М.: Олма пресс, 2000. – 559 с.
Литература для педагога
1. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высш. школа, 1987. – 630 с.
2. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон,
2006. – 367 с.
3. Браунт Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. В 2-х ч. – М.: Мир, 1983. – 520 с.

4. Бусев А. И., Ефимов И. П. Определения, понятия и термины в химии. 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2014. – 224 с.
5. Леонтович А. В. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие
исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное
образование, 2001. – С. 33-37.
6. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель
педагогической технологии // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 152-158.
7. Популярная библиотека химических элементов. В 2 кн. 2-е изд. – М.: Наука, 2008. –
Кн. 1. – 566 с.; Кн. 2. – 572 с.
8. Рэмсден Э. Н. Начала современной химии. – Л.: Химия, 2005. – 784 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».