электив биология 9 кл 2022-2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОКРО-ОЛЬХОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рабочая программа
элективного курса
биология

для учащихся 9 класса
2022 – 2023 учебный год

Пояснительная записка
Изучение предмета «Экология» в 9 классах в рамках регионального
базисного плана не предусматривается. В связи с этим предлагается
преподавание элективного курса « Мир вокруг нас». Данная программа
предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы
составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных
учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и
канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого), программы курса «Экология», 9 класс
(авторы Н.М. Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.)
Цель курса: обобщение и углубление экологических знаний,
полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания
основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие
способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей
практической деятельности последствий вмешательства в природу;
формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции
по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Задачи:
- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных
закономерностей, теорий и концепции экологии;
- развитие способности оценки экологических ситуаций и
прогнозирования в своей практической деятельности последствий
вмешательства в природную среду;
- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной
жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного
отношения к ней.
Общая характеристика курса
Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:
- преемственности экологического образования;
- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика,
химия, история, обществознание, право, экономика);
- гуманизации образования;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям
развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельностного характера образования и направленности содержания на
развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной,
познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной
деятельности;
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания,
умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач.
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач
данного курса.

Описание места учебного курса в учебном плане
В 9 классе на реализацию элективного курса « Мир вокруг нас» согласно
базисному учебному плану выделено 17 учебных часов ( 2полугодие ). Из
них на теорию выделено 17 часов, в том числе лабораторные работы – 1.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Изложение материала предлагается проводить в соответствии с
основным дидактическим принципом – от простого к сложному.
Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на
уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и на биосферном
уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе и
влиянию на неё антропогенного фактора. Вводятся новые понятия,
характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются
взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы,
социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человека
на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов.
Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества.
Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в
социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой
гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия
человечества. Курс планируется изучать на примерах конкретных
экологических ситуаций .
Содержание каждой главы курса структурировано по темам, к которым
приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации
опытов. Программа изучения экологии в 9 классе включает практикум с
целью развития творческих способностей школьников, мышления,
моделирования, проектирования.
Обучение учащихся 9-х классов экологии опирается на полученные ими
ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и
осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий,
усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий,
обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и
подготовку учеников практической деятельности.
Ожидаемый результат изучения курса
направлен на реализацию
деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов:
овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для
сохранения окружающей среды.
Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов
необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и
тематический.
Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения
учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит
стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс
учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения,
использование рациональных способов выполнения заданий с учётом
проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели
и других индивидуальных и личностных качеств.
Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки
усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При
осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся
в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной,
практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный,
групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и
заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических
пособиях и дидактических материалах, дидактические разноуровневые
тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы,
исследования, сообщения, проекты.
Содержание курса « Мир вокруг нас»
Введение. 1 ч.
Предмет, методы, задачи общей экологии. Формирование экологического
мировоззрения как условия выживания человечества
Тема 1. Организм и среда. 5 ч.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды
Основные пути приспособления организмов к среде
Среды жизни. Пути воздействия организмов на среду
Приспособительные формы организмов.
Лабораторная работа № 1. Изучение приспособленности организмов на пре экологических групп птиц
Приспособительные ритмы жизни
Тема 2. Сообщества и популяции. 5ч.
Биотические связи в природе
Законы пищевых и конкурентных отношений
Популяции
Демографическая структура, численность и плотность популяции
Биоценоз и его устойчивость
Тема 3. Экосистемы. 6 ч.
Законы организации экосистем
Законы биологической продуктивности
Продуктивность агроценоза
Саморазвитие экосистем
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции,
биоценозов, экосистем.
Биосфера – глобальная экосистема
Заключение. 1 ч.
Тематический план

№
п\п
1
2
3

Количество
часов
Введение
1
Организм и среда
5
Сообщества и популяции
5
Экосистемы
6
Заключение
1
Итого
18
Календарно – тематический план

№ Тема
п раздела
\
Тема
п
урока

Название главы

К
о
л
в
о
ч
а
с
о
в
6

Организ
ми
среда
1 Предмет,
методы,
задачи
общей
экологии
.
Формир
ование
экологич
еского
мировозз
рения
как
условия
выживан
ия
человече
ства
2 Общие
законы
зависимо
сти
организм
ов от
факторов

1

Д Основн Планируемые результаты
а
ые
т вопросы
а
,
рассмат
риваем
ые на
уроке

Лабораторные
работы

Элеме
нты
дополн
и
тельно
го
содерж
ания

1

Треб
ован
ия к
услов
иям

Тип
урока

CD«Э
колог
ия»
Общая
экология
, уровни
организа
ции
жизни;
способн
ость к
самовос
производству;

Знать: предмет, методы,
задачи общей экологии.

Огранич
енность
ресурсов
;
экологич
еские
факторы,

Знать: определения
основных экологических
понятий: факторы среды,
лимитирующие факторы,
экологический оптимум,
благо-приятные,
неблагоприятные и

с/р. По
строен
ие
график
а
област
и

Табл.
«Уро
вни
орган
изаци
и
жизн
и»

Изуче
ния
новых
знаний

демо
нстра
ция
«Пре
делы
выно
сливо

Комби
нирова
нный

среды

абиотиче
ские и
биотичес
кие
факторы
; закон
оптимум
а,
пессиму
м,
критичес
кие
точки,
экстрема
льные
условия,
огранич
ивающи
й фактор

3 Основны
е пути
приспосо
бления
организм
ов к
среде

4 Среды
жизни.
Пути
воздейст
вия
организм
ов на
среду

экстремальные условия,
адаптация организмов.
Уметь: строить графики
простейших экологических
зависимостей; применять
знания экологических
правил при анализе
различных видов
хозяйственной
деятельности;

выжива
ния и
оптиму
ма для
опреде
лённог
о вида

сти»
табл.
«Зако
н
опти
мума
»
табл.
«Пут
и
мигра
ций
птиц»

Анабиоз,
скрытая
жизнь,
избегани
е
неблагоп
риятных
факторо
в

с/р. Со
ст.
табл.
«Пути
приспо
соблен
ий
организ
мов к
среде»

Средооб
разующа
я
деятельн
ость
организ
мов,
планкто
н,
заморы,
паразити
зм, закон
большог
о числа
яиц,
фильтра

п/з.Мо
делиро
вание
измене
ний
среды
под
воздейс
твием
живых
организ
мов

CD –
вирту
альна
я.
экску
рсия
«Пут
и
присп
особл
ения
орган
измов
к
среде
»
дидак
тичес
кий
матер
иал
по
теме

Комби
нирова
нный

Комби
нирова
нный

5 Приспос
обительн
ые
формы
организм
ов

6 Приспос
обительн
ые
ритмы
жизни

2 Сообщес 5
тва и
популяц
ии
7 Биотичес
кие связи
в
природе

ционное
питание,
самоочи
щение
водоёмо
в
Конверг
енция,
жизненн
ая форма
л/р № 1.
«Изучен
ие
приспос
обленно
сти
организ
мов на
примере
экологич
еских
групп
птиц»
Фотопер
иодизм,
суточны
еи
годовые
ритмы;

Биотиче
ские
связи,
прямые
и
косвенн
ые связи,
трофиче
ские
отношен
ия,
конкуре
нция,
мутуали
зм
симбиоз,
нейтрали

дидак
тичес
кий
матер
иал
«Осо
бенно
сти
строе
ния
клюв
аи
конеч
носте
й
птиц»

Практ
ическо
го
приме
нения
знаний

CD – Комби
демо нирова
нстра нный
ция
«Биол
огиче
ские
часы»

Знать о типах
взаимодействий
организмов; разнообразии
биотических связей;
количественных оценках
взаимосвязей хищника и
жертвы, паразита и
хозяина; законы
конкурентных
отношений в природе;
правило конкурентного
исключения, его значение в
регулировании видового
состава природ. сообществ,
в сельскохозяйственной
практике, при интродукции
и акклиматизации видов; об

с/р. Со
ст.
табл.
«Типы
биотич
еских
отноше
ний»

Комби
нирова
нный

зм

8 Законы
пищевых
и
конкурен
тных
отношен
ий

9 Популяц
ии

1 Демогра
0 фическая
структур
а,

Хищник
и,
жертвы,
,
цикличе
ское
колебан
ие
численн
ости;
закон
Гаузе,
правило
Тинеман
на.
Популяц
ия,
численн
ость и
плотност
ь
популяц
ии,
возрастн
ая
структур
а
популяц
ии,
ёмкость
среды,
Саморег
уляция
численн
ости,

отношениях организмов в
популяциях, понятие
популяции, типы
популяций, их
демографическая
структура, динамика
численности популяции и
ее регуляция в природе,
«биоценоз» как основа
природной экосистемы
Уметь: решать
простейшие экологические
задачи; использовать
количественные показатели при обсуждении
экологических и
демографических вопросов
с/р. Ан
ализ
график
ов

презе Комби
нтаци нирова
и
нный
«Тип
ы
биоти
чески
х.
отно
шени
й»

с/р.
Решени
е
эколог
ически
х задач

табли Комби
ца
нирова
«Поп нный
уляци
и»

с/р.
Решени
е
эколог

табли Комби
ца
нирова
«Возр нный
астны

численно
сть и
плотност
ь
популяци
и

территор
иальное
поведен
ие
животны
х,
отрицате
льная
обратная
связь,
динамик
а
численн
ости
популяц
ии
(стабиль
ная,
изменчи
вая,
взрывна
я), взрыв
численн
ости,
регуляц
ия
численн
ости
Биоцено
з,
доминир
ующие,
малочис
ленные
виды,
видовая
структур
а
биоцено
за,
ярусност
ь, виды
средообр
азовател
и,
экологич
еская
ниша

1 Биоценоз
1 и его
устойчив
ость

3 Экосист
емы
1 Законы
2 организа

ически
х задач

е
пира
миды
попул
яций»

п/з.
Сравни
тельная
характе
ристик
а
видово
й
структу
ры
биоцен
озов

табл.
«Био
ценоз
пруда
»,
«Био
ценоз
тайги
»

Комби
нирова
нный

с/р.
табли
«Принц ца

Комби
нирова

6
Экосист
ема,

Знать о строении и
функционировании

ции
экосисте
м

потоки
энергии
и
вещества
,
биологи
ческий
круговор
от
веществ,
продуце
нты,
консуме
нты,
редуцент
ы

1 Законы
3 биологич
еской
продукти
вности

Цепи
питания,
трофиче
ские
уровни,
правило
10%,
биологи
ческая
продукц
ия,
биомасс
а

экосистем понятия
«экосистема», круговороты
веществ и потоки энергии в
экосистемах, экологические
основы формирования и
поддерживания экосистем,
законы биологической
продуктивности , цепи
питания, первичная и
вторичная биологическая
продукция; факторы, ее
лимитирующие;
экологические пирамиды;
биологическая продукция в
естественных при-родных и
агроэкосистемах; о
саморазвитии экосистем,
этапы формирования
экосистем, зарастание
водоема, неустойчивые и
устойчивые стадии
развития сообществ, о
биологическом разнообразии как важнейшем
усло-вии устойчивости,
биоценозов, экосистем; о
биосфере как глобальной
экосистеме
Уметь: объяснять
принципы обратных связей
в природе, механизмы
регуляции и устойчивости в
популяциях и биоценозах

ипы
«Экос нный
устойч истем
ивости а»
экосист
ем»

с/р.
Решени
е
эколог
ически
х задач
(правил
о 10%)

CD. - Комби
демо нирова
нстра нный
ция
«Экос
истем
а
смеш
анног
о
леса»
табл.
«Пир
амида
проду
кции»
,
«Цеп
и

питан
ия»
CD – Комби
демо нирова
нстра нный
ция
«Агр
оцено
з»

1 Продукт
4 ивность
агроцено
за.

Агроцен
озы,
агроэкос
истемы,
биологи
ческие
методы
борьбы

п/з. Ср
авните
льная
характе
ристик
а биои
агроце
нозов
с/р. Оп
ределе
ние
особен
ностей
агроце
ноза.

1 Саморазв
5 итие
экосисте
м

Сукцесс
ии,
незрелые
и зрелые
сообщес
тва

1 Биологич
6 еское
разнообр
азие как
основное
условие
устойчив
ости
популяци
и,
биоценоз
ов,
экосисте
м.

Функции
биологи
ческого
разнообр
азия

1 Биосфера
7 –
глобальн
ая
экосисте
ма

Биосфер
а,
озоновы
й экран,
живое
веществ
о,
биокосн
ые тела,
круговор
оты

CD –
демо
нст,
табл.
«Сук
цесси
я»
с/р. Со CD –
ставлен демо
ие
нст.,
таблиц табл.
ы, на
«Круг
основе овоанализа роты
текста
вещес
учебни тв:
ка,
воды,
схем и азота,
таблиц углер
ода»,
«Ярус
ность
»
Тв/р.
табл.
Эколог «Биос
ия –
фера»
научна
я
основа
природ
опольз
ования

Комби
нирова
нный

Комби
нирова
нный

Комби
нирова
нный

1
8 Итоговы
й урок

углерода
, азота,
кислоро
да
Обобще
ние,
коррекц
ия и
контроль
знаний

Обобщ
ения и
контро
ля

Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий (факторы среды,
лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные,
неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и
др.);
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного
исключения, его значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и
акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы
популяций, их демографическая структура, динамика численности
популяции и ее регуляция в природе);
- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема»,
«биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и
потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и
поддерживания экосистем);
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и
вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие;
экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных
природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание
водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости
популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные
особенности популяций человека, экологические связи человечества, их
развитие, современные взаимоотношения человечества и
природы,
социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и
характера формирования биосферы и техносферы, совместимость
человеческой цивилизации с законами биосферы);
- социально-экологические закономерности роста численности населения
Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими
процессами, планирование семьи;
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила
охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в
атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением,
очистные сооружения, безотходная технология);
- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное
расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их
эффективность, использование оборотных вод);
- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального
сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных
ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск
заменителей);
- о рациональном использовании и охране почв (причины потери
плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и
межзональные меры борьбы с эрозией);
- о современном состоянии, использовании и охране растительности
(причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и
восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов
растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в
охране редких и исчезающих видов растений);
- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное
воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания
видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных,
роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и
Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
использовать
количественные
показатели
при
обсуждении
экологических и демографических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и
устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- применять знания экологических правил при анализе различных
видов хозяйственной деятельности;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных
природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы
и общества;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной
эрозии;
- объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и
человечества;
- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению
региональных и глобальных экологических проблем;
- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки
зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции
возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле
во всех её проявлениях.
Формируемые ключевые компетентности:
- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности
бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;
- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав
гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;
компетентность социального
взаимодействия: с
обществом,
коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;
- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение
познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их
создание
и
решение;
продуктивное
познание,
исследование,
интеллектуальная деятельность;
- компетентность информационных технологий: приём, переработка,
выдача
информации;
мультимедийные
технологии,
компьютерная
грамотность; владение электронной и Интернет-технологией
Описание материально-технического, учебно-методического и
информационного обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
 видеофильмы
 телевизор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».