МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОКРО-ОЛЬХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» Рабочая программа элективного курса биология для учащихся 9 класса 2022 – 2023 учебный год Пояснительная записка Изучение предмета «Экология» в 9 классах в рамках регионального базисного плана не предусматривается. В связи с этим предлагается преподавание элективного курса « Мир вокруг нас». Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого), программы курса «Экология», 9 класс (авторы Н.М. Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.) Цель курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды. Задачи: - формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии; - развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду; - формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды; - закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней. Общая характеристика курса Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи: - преемственности экологического образования; - интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика); - гуманизации образования; - соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников; - личностной ориентации содержания образования; - деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности; - формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса. Описание места учебного курса в учебном плане В 9 классе на реализацию элективного курса « Мир вокруг нас» согласно базисному учебному плану выделено 17 учебных часов ( 2полугодие ). Из них на теорию выделено 17 часов, в том числе лабораторные работы – 1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному. Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе и влиянию на неё антропогенного фактора. Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человека на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия человечества. Курс планируется изучать на примерах конкретных экологических ситуаций . Содержание каждой главы курса структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов. Программа изучения экологии в 9 классе включает практикум с целью развития творческих способностей школьников, мышления, моделирования, проектирования. Обучение учащихся 9-х классов экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников практической деятельности. Ожидаемый результат изучения курса направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды. Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический. Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер. При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств. Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы. Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические разноуровневые тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты. Содержание курса « Мир вокруг нас» Введение. 1 ч. Предмет, методы, задачи общей экологии. Формирование экологического мировоззрения как условия выживания человечества Тема 1. Организм и среда. 5 ч. Общие законы зависимости организмов от факторов среды Основные пути приспособления организмов к среде Среды жизни. Пути воздействия организмов на среду Приспособительные формы организмов. Лабораторная работа № 1. Изучение приспособленности организмов на пре экологических групп птиц Приспособительные ритмы жизни Тема 2. Сообщества и популяции. 5ч. Биотические связи в природе Законы пищевых и конкурентных отношений Популяции Демографическая структура, численность и плотность популяции Биоценоз и его устойчивость Тема 3. Экосистемы. 6 ч. Законы организации экосистем Законы биологической продуктивности Продуктивность агроценоза Саморазвитие экосистем Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем. Биосфера – глобальная экосистема Заключение. 1 ч. Тематический план № п\п 1 2 3 Количество часов Введение 1 Организм и среда 5 Сообщества и популяции 5 Экосистемы 6 Заключение 1 Итого 18 Календарно – тематический план № Тема п раздела \ Тема п урока Название главы К о л в о ч а с о в 6 Организ ми среда 1 Предмет, методы, задачи общей экологии . Формир ование экологич еского мировозз рения как условия выживан ия человече ства 2 Общие законы зависимо сти организм ов от факторов 1 Д Основн Планируемые результаты а ые т вопросы а , рассмат риваем ые на уроке Лабораторные работы Элеме нты дополн и тельно го содерж ания 1 Треб ован ия к услов иям Тип урока CD«Э колог ия» Общая экология , уровни организа ции жизни; способн ость к самовос производству; Знать: предмет, методы, задачи общей экологии. Огранич енность ресурсов ; экологич еские факторы, Знать: определения основных экологических понятий: факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благо-приятные, неблагоприятные и с/р. По строен ие график а област и Табл. «Уро вни орган изаци и жизн и» Изуче ния новых знаний демо нстра ция «Пре делы выно сливо Комби нирова нный среды абиотиче ские и биотичес кие факторы ; закон оптимум а, пессиму м, критичес кие точки, экстрема льные условия, огранич ивающи й фактор 3 Основны е пути приспосо бления организм ов к среде 4 Среды жизни. Пути воздейст вия организм ов на среду экстремальные условия, адаптация организмов. Уметь: строить графики простейших экологических зависимостей; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; выжива ния и оптиму ма для опреде лённог о вида сти» табл. «Зако н опти мума » табл. «Пут и мигра ций птиц» Анабиоз, скрытая жизнь, избегани е неблагоп риятных факторо в с/р. Со ст. табл. «Пути приспо соблен ий организ мов к среде» Средооб разующа я деятельн ость организ мов, планкто н, заморы, паразити зм, закон большог о числа яиц, фильтра п/з.Мо делиро вание измене ний среды под воздейс твием живых организ мов CD – вирту альна я. экску рсия «Пут и присп особл ения орган измов к среде » дидак тичес кий матер иал по теме Комби нирова нный Комби нирова нный 5 Приспос обительн ые формы организм ов 6 Приспос обительн ые ритмы жизни 2 Сообщес 5 тва и популяц ии 7 Биотичес кие связи в природе ционное питание, самоочи щение водоёмо в Конверг енция, жизненн ая форма л/р № 1. «Изучен ие приспос обленно сти организ мов на примере экологич еских групп птиц» Фотопер иодизм, суточны еи годовые ритмы; Биотиче ские связи, прямые и косвенн ые связи, трофиче ские отношен ия, конкуре нция, мутуали зм симбиоз, нейтрали дидак тичес кий матер иал «Осо бенно сти строе ния клюв аи конеч носте й птиц» Практ ическо го приме нения знаний CD – Комби демо нирова нстра нный ция «Биол огиче ские часы» Знать о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природ. сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов; об с/р. Со ст. табл. «Типы биотич еских отноше ний» Комби нирова нный зм 8 Законы пищевых и конкурен тных отношен ий 9 Популяц ии 1 Демогра 0 фическая структур а, Хищник и, жертвы, , цикличе ское колебан ие численн ости; закон Гаузе, правило Тинеман на. Популяц ия, численн ость и плотност ь популяц ии, возрастн ая структур а популяц ии, ёмкость среды, Саморег уляция численн ости, отношениях организмов в популяциях, понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе, «биоценоз» как основа природной экосистемы Уметь: решать простейшие экологические задачи; использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов с/р. Ан ализ график ов презе Комби нтаци нирова и нный «Тип ы биоти чески х. отно шени й» с/р. Решени е эколог ически х задач табли Комби ца нирова «Поп нный уляци и» с/р. Решени е эколог табли Комби ца нирова «Возр нный астны численно сть и плотност ь популяци и территор иальное поведен ие животны х, отрицате льная обратная связь, динамик а численн ости популяц ии (стабиль ная, изменчи вая, взрывна я), взрыв численн ости, регуляц ия численн ости Биоцено з, доминир ующие, малочис ленные виды, видовая структур а биоцено за, ярусност ь, виды средообр азовател и, экологич еская ниша 1 Биоценоз 1 и его устойчив ость 3 Экосист емы 1 Законы 2 организа ически х задач е пира миды попул яций» п/з. Сравни тельная характе ристик а видово й структу ры биоцен озов табл. «Био ценоз пруда », «Био ценоз тайги » Комби нирова нный с/р. табли «Принц ца Комби нирова 6 Экосист ема, Знать о строении и функционировании ции экосисте м потоки энергии и вещества , биологи ческий круговор от веществ, продуце нты, консуме нты, редуцент ы 1 Законы 3 биологич еской продукти вности Цепи питания, трофиче ские уровни, правило 10%, биологи ческая продукц ия, биомасс а экосистем понятия «экосистема», круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем, законы биологической продуктивности , цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных при-родных и агроэкосистемах; о саморазвитии экосистем, этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ, о биологическом разнообразии как важнейшем усло-вии устойчивости, биоценозов, экосистем; о биосфере как глобальной экосистеме Уметь: объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах ипы «Экос нный устойч истем ивости а» экосист ем» с/р. Решени е эколог ически х задач (правил о 10%) CD. - Комби демо нирова нстра нный ция «Экос истем а смеш анног о леса» табл. «Пир амида проду кции» , «Цеп и питан ия» CD – Комби демо нирова нстра нный ция «Агр оцено з» 1 Продукт 4 ивность агроцено за. Агроцен озы, агроэкос истемы, биологи ческие методы борьбы п/з. Ср авните льная характе ристик а биои агроце нозов с/р. Оп ределе ние особен ностей агроце ноза. 1 Саморазв 5 итие экосисте м Сукцесс ии, незрелые и зрелые сообщес тва 1 Биологич 6 еское разнообр азие как основное условие устойчив ости популяци и, биоценоз ов, экосисте м. Функции биологи ческого разнообр азия 1 Биосфера 7 – глобальн ая экосисте ма Биосфер а, озоновы й экран, живое веществ о, биокосн ые тела, круговор оты CD – демо нст, табл. «Сук цесси я» с/р. Со CD – ставлен демо ие нст., таблиц табл. ы, на «Круг основе овоанализа роты текста вещес учебни тв: ка, воды, схем и азота, таблиц углер ода», «Ярус ность » Тв/р. табл. Эколог «Биос ия – фера» научна я основа природ опольз ования Комби нирова нный Комби нирова нный Комби нирова нный 1 8 Итоговы й урок углерода , азота, кислоро да Обобще ние, коррекц ия и контроль знаний Обобщ ения и контро ля Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Учащиеся должны знать: - определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.); - о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; - законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов; - об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе); - о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем); - законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах); - о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ); - о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; - о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); - о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи); - о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы); - социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи; - современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); - о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология); - о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод); - об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей); - о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией); - о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений); - о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов). Учащиеся должны уметь: - решать простейшие экологические задачи; использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; - объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах; - строить графики простейших экологических зависимостей; - применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; - использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества; - определять уровень загрязнения воздуха и воды; - устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии; - объяснять значение устойчивого развития природы и человечества; - прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества; - проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем; - проявлять активность в организации и проведении экологических акций; - уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях. Формируемые ключевые компетентности: - компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации; - компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах; компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность; - компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность; - компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и Интернет-технологией Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса Материально-техническое обеспечение образовательного процесса видеофильмы телевизор