электив биология 7 кл 2022-23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОКРО-ОЛЬХОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рабочая программа
элективного курса
биология

для учащихся 7 класса
2022 – 2023 учебный год

"Природа родного края"
Представленная программа курса факультатива по краеведению «Природа родного края»
рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе
дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа
ориентирована на учащихся начальных классов.
Учащиеся этого возраста уже понимают практическую ценность природы для людей,
но её глобального значения в жизни человека ещё не осознают. Кроме того, недостаточно
оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в ней в связи с
деятельностью человека.
В связи с этим, возникает необходимость более близкого знакомства с природой
родного края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
Цель программы:
Изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание
экологически грамотного поведения в природе.
Задачи программы:
1.Познакомить учащихся с представителями флоры и фауны родного края.
2. Формировать простейшие экологические понятия и навыки у учащихся.
3.Формировать положительную мотивацию деятельности учащихся по
сохранению природы родного края.
4.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
1)Введение.
В настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:
- экологического воспитания современных школьников;
- формирования бережного отношения к окружающей природе.
Поэтому на сегодняшний день необходимы программы дополнительного образования,
направленные на формирование экологически грамотной личности.
Предлагаемая программа занятий факультатива «Природа родного края» направлена на
удовлетворение этих требований.
2)Пояснительная записка.
Представленная программа курса факультатива по краеведению «Природа родного края»
рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе
дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа
ориентирована на учащихся 6-7 класса
Учащиеся этого возраста понимают практическую ценность природы для людей, но её
глобального значения в жизни человека ещё не осознают. Кроме того, недостаточно
оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в ней в связи с
деятельностью человека.
В связи с этим, возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного
края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
Цель программы:

Изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание
экологически грамотного поведения в природе.
Задачи программы:
1.Познакомить учащихся с представителями флоры и фауны родного края.
2. Формировать простейшие экологические понятия и навыки у учащихся.
3.Формировать положительную мотивацию деятельности учащихся по сохранению природы
родного края.
4.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения,
предполагающего формирование у детей умения мыслить, сравнивать, обобщать, делать
выводы. Занятия кружка включают кроме теоретического материала, экскурсии, работу по
изготовлению гербария, викторины.
Всё это позволит учащимся понять красоту, уникальность природы родного края,
необходимость её охраны.
Выполнение практических работ направлено на:
- применение теоретических знаний на практике;
- личные наблюдения учащихся;
- работу с дополнительной литературой.
3) Содержание.
Программа включает в себя курс, состоящий из двух разделов:
1. Растительный мир. Растения родного края.
2. Животный мир. Обитатели Волгоградской области.
Программа рассчитана на 34 учебных часа
. Занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Формы контроля промежуточных результатов.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных
результатов:
-тесты
-викторины
-творческие задания
Условия реализации программы.
Программа будет успешно реализована, если:
-будет усвоен весь, предусмотренный программой материал и проведены все практические
занятия;
-будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
-будет использоваться разнообразный дидактический материал.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:


значение живых организмов в природе и жизни человека;



представителей животного и растительного мира родного края;



содержание Красной книги своей области;



формы охраны природы;
По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:



вести простейшие наблюдения в природе;



самостоятельно работать с дополнительной литературой;



устно описывать объекты природы;



изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений.

По окончании курса обучения учащиеся должны получить возможность:


научиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей.

По окончании курса обучения учащиеся должны применять полученные знания в жизненных
ситуациях:


соблюдать правила поведения в природе
Содержание курса.
Вводное занятие (1 час).

Знакомство с новым предметом. Знакомство с новым понятием экология.
Раздел 1.
Растительный мир. Растения родного края. (8ч.)
Цели и задачи: Усвоить основные понятия раздела, познакомить с видовым составом
растений Волгоградской области, растениями, занесёнными в Красную книгу.
Содержание: Растительный мир (общие понятия). Отличительные признаки форм растений.
Лекарственные растения. Сорняки. Охрана растений Волгоградской области.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, экскурсии, работа с
наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.
Основные понятия: растения, растения - сорняки, лекарственные растения, растения Красной
книги Волгоградской области.
Раздел 2.
Животный мир. Обитатели Волгоградской области.(25ч.)
Цели и задачи: усвоить основные понятия раздела. Формировать умение выделять по
морфологическим (внешним) признакам группы животных. Формировать умения правильно
вести себя в природе.
Содержание: Насекомые. Де и как зимуют насекомые. Насекомые Волгоградской области.
Рыбы, обитающие в реках Волгоградской области. Промысловые рыбы. Рациональное их
использование. Охрана рыб. Кочующие, осёдлые и перелётные птицы. Охрана и привлечение
птиц. Звери, обитающие на территории Волгоградской области. Охрана животных.
Формы занятий: Беседа, работа с наглядными пособиями, работа с литературой,
познавательные и интеллектуальные игры.
Основные понятия: Насекомые. Промысловые рыбы. Кочующие, осёдлые, перелётные птицы.
Животные.

4)Тематическое планирование.
Количество часов
№ п/п

Название темы

Всего часов
теория

1.

Вводное занятие. Что такое экология?

практика

1

1

Растительный мир. Растения родного края. (8ч.)

2.

Растительный мир. Общие понятия.
Травы, кустарники, деревья: сходство,
отличие. Части растений. Растения
нашей области.

1

1

3

Травы. Лекарственные растения
Растения – сорняки и вредители
здоровья человека

1

1

4

Зелёный мир вокруг нас. Викторина.

1

1

Животный мир. Обитатели Волгоградской области.(25ч.)
5

Влияние дождевых червей на
почвообразование. Значение червей
паразитов в жизни человека

6

Мал золотник – да дорог».
членистоногие.

1

7

Моллюски

1

8

Рыбы, обитающие в реках области.
Промысловые рыбы, рациональное их
использование.

1

9

«Покормите птиц зимой» изготовление
кормушек

10

Птицы осёдлые, кочующие,
перелётные

1

1

11.

Викторина по теме «Птицы нашего края»

1

1

1

1

1
1

1
1

1

«Лесоохранные знаки»

1

12

1

13

Земноводные

1

1

14

Рептилии

1

1

15

Звери, обитающие на территории
области.

1

1

16.

Героизм животных, их помощь людям.

1

1

17.

Животные Волгоградской области,
занесённые в Красную Книгу.
презентации

5) Литература для учителей.

1

1. Акимушкин И.И. Мир животных. - М.:Мысль,1998.
2. Благосклонов К.Н. Охрана природы. Изд.2-е, перераб. И доп. – М.:Колос, 1984.
3. Кубанцев Б.С. Животный мир Волгоградской области.
4. Кубанцев Б.С.Птицы северных районов Нижнего Поволжья.- Волгоград, 1982.
5. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. –
Волгоград,2007.
6. Шопыгина Т.А. Птицы. Кто они такие? – ГНОМиД, 2000.
7. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.,2003.
8.Борейко В.Е. Экологическая этика. – М.:Изд-воМНЭПУ,2002

Литература для учащихся.
1. Всё обо всём. Энциклопедия для детей. – Т.5. – М., Слово АСТ, 1998.
2.Сладков Н.И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.
3.Верзилин Н.М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».