В.Д. 9кл 2023-2024

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Избранные вопросы экологии

для учащихся 9 класса
2023 – 2024 учебный год
Разработал: Бороздюхина Н.А.
учитель биологии, географии, химии

с. Мокрая Ольховка

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с:
 Закон «Об образовании РФ»
 Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114)
 Федеральный закон об охране окружающей среды
 Федеральный закон о животном мире (ст.35)
 Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14)
Цель курса «Юный эколог»: формирование сознательно-научного, нравственно-этического
отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной
основе.
Задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных
работ;
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о
природе, полученных в школе;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии
живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
- воспитание технологий.
Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки,
презентации.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая,
звеньевая, кружковая. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных
занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие
ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания, обучение в игровой форме, что
очень важно для дополнительного образования.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут,
игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается
детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Одним из основных
методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие
экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической
картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические,
имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических
проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,
моделирование, разработка и создание экологических знаков, театрализованные представления,
экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.
экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с
окружающей средой.
Содержание программы ориентировано на добровольное, разновозрастное звено 9 – 10
классов. Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение
как теоретических, так и практических занятий, с использованием современных образовательных
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической
деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном
участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении
классных комнат, участие в организации экологических праздников.
Планируемые результаты освоения программы курса
Личностными результатами изучения предмета являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной
деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на
Земле.
Метапредметными результатами изучения курса является (УУД).
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины
и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Учащиеся должны уметь:
ОПИСЫВАТЬ:
 грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения
исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи,
гипотеза; методы исследования;
 владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии:
экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое
равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
 определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
 уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и
компонентов экосистем.
ОБЪЯСНЯТЬ:
 экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
 изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием
антропогенного фактора;
 необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
 зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
 анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
 сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
 прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
 планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного
уровня;
 оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений,
рефератов, проектов.
Основные составляющие природы.
Содержание программы

1. Организационное занятие
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
2. Экологические факторы и их влияние на организмы
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы
обманного благополучия. Экология и мы.
3. Природа - наш общий дом
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные
связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют
на природу.
4. Основные составляющие природы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода.
Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек часть природы.
5. Пищевые связи
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и
за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?
6. Мир полон хищников.
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д.
Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая
подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
7. Конкуренция и соперничество
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода
помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли
существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть,
надо от них избавиться?
8. Дружба в природе
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры
"дружбы" и её результаты.
9. Воздух, значение его чистоты для живых организмов
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры.
Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье
человека.
10. Царство почвы - уникальный мир природы
Почва - источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв
и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы.
11. Вода - чудо природы
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как
подчеркивали важность воды на Земле писатели?
12. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
13. Пресные воды - наше богатство.
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные
воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды.
Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
14. Экология в нашем доме
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной
для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
15. Экомир моей семьи
Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.
16. Экология человека.
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать
жевательную резинку?
17. Экология насекомых
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о
пауках". "Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько
точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
18. Бионика - наука о подражании живым существам

Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у
самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?
19. Растения лечат людей
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как
приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
20. Природа моей страны.
Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга
21. Красная книга Республики Тыва.
Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
22. Экологический марафон.
Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.

Тематическое планирование
№

Тема

Организационное занятие.
Экологические факторы и их влияние на организмы
Природа - наш общий дом.
Основные составляющие природы.
Пищевые связи.
Мир полон хищников.
Конкуренция и соперничество.
Дружба в природе.
Воздух, значение его чистоты для живых организмов.
Царство почвы - уникальный мир природы.
Вода - чудо природы.
Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема".
Пресные воды - наше богатство.
Экология в нашем доме.
Экомир моей семьи
Экология человека.
Экология насекомых.
Бионика - наука о подражании живым
существам.
19. Растения лечат людей.
20. Природа моей страны.
21. Красная книга Республики Тыва
22. Экологический марафон.
Всего:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.








Теория Практика Всего
часов
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
34 часа

1
1
1
1

2
2
2
2

Предполагаемая результативность курса
Развитие внимания, наблюдательности, эстетического восприятия.
повышение уровня экологической грамотности, творческих способностей;
обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать
экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний.
Формирование бережного отношения и правильного поведения в природе;
Повышение уровня нравственного экологического воспитания;
Формирование экологической ответственности.

Исследовательские умения:
− Приобретение учащимися практических экологических и природоохранительных навыков;
− Выполнение простейших экологических исследований.

Календарно – тематическое планирование
№ Тема

Теория Практика Всего
часов

1. Организационное занятие.

1

2. Экологические факторы и их влияние на
организмы

1

3. Природа - наш общий дом.

1

1

4. Основные составляющие природы.

1

1

5. Пищевые связи.

1

6. Мир полон хищников.

1

7. Конкуренция и соперничество.

1
1

1

2

2
1

1

1

8. Дружба в природе.

1

9. Воздух, значение его чистоты для живых
организмов.

1

1

2

10. Царство почвы - уникальный мир природы. 1

1

2

11. Вода - чудо природы.

1

2

1

1

1

12. Агитзанятие "Не засоряйте берега
водоема".
13. Пресные воды - наше богатство.

1

14. Экология в нашем доме.

1

15. Экомир моей семьи

1

1
1

2

1

1

16. Экология человека.

1

1

2

17. Экология насекомых.

1

1

2

18. Бионика - наука о подражании живым
существам.

1

19. Растения лечат людей.

1

1

2

20. Природа моей страны.

1

1

2

21. Красная книга Республики Тыва

1

1

2

22. Экологический марафон.

1

1

2

Всего:

34 часа

1

Дата проведения
План

Факт

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия
развития, 1997.
2. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия
развития, 1997.
3. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
4. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
5. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
6. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная
деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровй и безопасный образ жизни.
Основная школа - М. : Просвещение, 2013.
7. Григорьев Л.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор :
пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011.
8. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития
познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н. А. Криволапова. – М. :
Просвещение, 2013.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995



Интернет-ресурсы:

http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).



http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие
экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).



ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране
окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база
данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).



http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).



http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).



http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».