В.Д .Живая лаборатория 6кл 2022-2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОКРООЛЬХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Программа внеурочной деятельности
«Живая лаборатория»
Для обучающихся 6 кл.
2022 -2023учебный год

Разработала: Бороздюхина Н.А.
учитель биологии, химии

с. Мокрая Ольховка
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в
отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок,
ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их
задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и
отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование
формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 6-х классов, которые уже знакомы по
урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы
можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является
дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм
работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на
практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой
природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед
учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием
кружковцев.
Курс, рассчитанный на 35 академических часов. Включает теоретические и практические
занятия. Содержание программы «Живая лаборатория » связано с предметами естественнонаучного
цикла.
На курс отводится по 1 часу в неделю . Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной
деятельности», направление - «Кружковая работа».
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического
кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным
биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся
исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить
цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к
противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для
организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации
учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы.
Цель:познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к
творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и
коммуникативные способности.
Задачи программы:
Образовательные

Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие

Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.

Развитие навыков общение и коммуникации.

Развитие творческих способностей ребенка.

Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской
деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
2

Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-15 лет.

Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Количество часов - 1 учебных час в неделю
Формы организации деятельности учащихся на занятиях

Групповая

Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической
литературой.
Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций,
биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:

положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая
результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

повышение коммуникативности;

появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;

умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную
оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные
навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися
начальной школы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными
навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и
навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими
опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Мир под микроскопом» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса
является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить
как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:
 имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и
возрастные особенности детей;
 групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений,
таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и
др.;
 работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной
компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
 в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей
семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
 реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к
различным видам деятельности.



Основные принципы программы
Принцип системности
3

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании,
обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить,
что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет
самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик
будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более
активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и
неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.






В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;



способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);



основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта,
работа над ним, презентация);



источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета).
Учащиеся должны уметь:
 выделять объект исследования;
 разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
 выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
 работать в группе;
 пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
 вести наблюдения окружающего мира;
 планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
 работать в группе.
Содержание программы.
Вводное занятие (1 ч).
Цели и задачи, план работы кружка.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (4 ч).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство
микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Клетка – структурная единица живого организма (3 ч).
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов
«живая клетка», «фиксированный препарат».
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение (3 ч).
4

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата,
яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.
Грибы и бактерии под микроскопом (5 ч).
Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение
его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление
сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом.
Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов (4 ч).
Колонии
микроорганизмов.
Методы
выращивания
и
изучения
колоний
микроорганизмов.Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и
изучение их под микроскопом.
Исследовательская работа (8 ч).
Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов.
«Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы
(коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы.
Польза и вред микроорганизмов. (3 ч).
Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние
антибиотиков на развитие микроорганизмов.
Подведение итогов работы кружка (3 ч).
Представление результатов работы. Анализ работы.
Учебно-тематический план.

Наименование темы

Вводное занятие.
Цели и задачи, план работы кружка.
Биологическая лаборатория и
правила работы в ней.
Оборудование
биологической
лаборатории. Правила работы и ТБ
при работе в лаборатории.
Методы
изучения
живых
организмов.
Увеличительные
приборы.
Методы изучения биологических
объектов.
Увеличительные
приборы. Микроскоп. Устройство
микроскопа, правила работы с ним.
Овладение методикой работы с
микроскопом.
Клетка – структурная единица
живого организма.
Клетка: строение, состав, свойства.
Микропрепараты.
Методы
приготовления
и
изучение
препаратов
«живая
клетка»,
«фиксированный препарат».

Количество
часов
Практ
Теория
ика

Форма
проведения
занятия

Сроки проведения
Образоват.
продукт
план
факт

1

Беседа

конспект

1

Беседа

Конспект

2

Рассказ с
элементами
беседы. П/р.

Конспект
.
Результат
ы п/р.

Рассказ с
элементами
беседы. Л/р.

Конспект
.
Оформле
ние
результат
ов л/р.

2

2

1

5

Клетки
растений
под
микроскопом.
Изготовление
микропрепаратов и их изучение.
Изучение растительной клетки.
Приготовление препарата кожицы
лука, мякоть плодов томата, яблока,
картофеля и их изучение под
микроскопом.
Грибы
и
бактерии
под
микроскопом.
Грибы
и
бактерии.
Микроскопические
грибы.
Приготовление
микропрепарата
дрожжей и изучение его под
микроскопом.
Выращивание
плесени и изучение ее под
микроскопом.
Приготовление
сенного
настоя,
выращивание
культуры Сенной палочки и
изучение её под микроскопом.
Культуральные и физиологобиохимические
свойства
микроорганизмов.
Колонии
микроорганизмов.
Методы выращивания и изучения
колоний
микроорганизмов.
Питательные
среды
для
выращивания
микроорганизмов.
Выращивание колоний и изучение
их под микроскопом.
Исследовательская работа.
Поиск
информации.
Приготовление питательной среды
для
выращивания
микроорганизмов.
«Посев»
микроорганизмов.
Изучение
бактериологического
состояния
разных
помещений
школы
(коридор, классы, столовая, туалет
и др.) Оформление результатов
исследовательской работы.
Польза и вред микроорганизмов.
Влияние физических и химических
факторов на рост и развитие
микроорганизмов.
Влияние
антибиотиков
на
развитие
микроорганизмов.
Подведение
итогов
работы
кружка (3 ч).
Представление
результатов
работы. Анализ работы.

1

1

2

2

4

2

8

2

1

1

2

Рассказ с
элементами
беседы. Л/р.

Рассказ с
элементами
беседы. Л/р.

Лекция с
элементами
беседы. Л/р.

Конспект
.
Оформле
ние
результат
ов л/р.

Конспект
.
Оформле
ние
результат
ов л/р.

Конспект
.
Оформле
ние
результат
ов л/р.

Работа с
интернетом и
литературой по
поиску
информации.
Исследователь
ская работа.

Оформле
ние и
представл
ение
результат
ов
работы.

Рассказ с
элементами
беседы. П/р.

Конспект.
Оформлени
е
результатов
п/р.

Представление
результатов
работы.

Результат
ы работы.
Отчёт о
проделан
ной
работе.
6

Всего: 35 ч

13

22

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Живая лаборатория » обучающиеся на ступени основного
общего образования:
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о
природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практикоориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
 получат возможность осознать своё место в мире;
 познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинноследственные связи в окружающем мире;
 получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения
и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
 получат возможность научитьсяиспользовать различные справочные издания (словари,
энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или
письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ
и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую
сферу человеческой жизни;










Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в
том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
7


















Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом,
в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».