В.Д Линия жизни 5 кл 2022-2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОКРО-ОЛЬХОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности

Уровень: основное общее образование.

2022-2023 учебный год

Учитель: Бороздюхина Надежда Александровна

2022 год

Общая характеристика программы
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области
предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым
образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности,
которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и
поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и
важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими
умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа кружка
направлена на формирование у учащихся 5 класса интереса к изучению биологии, развитие
практических умений, применение полученных знаний на практике с использованием
оборудования Цента естественно-научной и технологической направленностей «Точка
роста», подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с
требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций
Федерального оператора учебного предмета «Биология».
Рабочая программа составлена на основе:


Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-ФЗ;



Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 "Об
утверждении федерального образовательного стандарта основного общего
образования"



Методические рекомендации по реализации образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с
использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие. –
Москва, 2021 г



В соответствии с ООП ООО МКОУ « Мокро-Ольховская средняя общеобразовательная
школа» Котовского района Волгоградской области

Цель курса:
формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.
Задачи курса:



формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;



приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения
несложных биологических экспериментов с использованием оборудования Центра
естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;



развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности с
использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической
направленностей «Точка роста»;



подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;



развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;



формирование основ экологической грамотности




Содержание программы

Тема №1. Мир под микроскопом
Знакомство с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.
Как человек познает окружающий мир. Биологические науки. Профессии, связанные с
биологией. Методы познания. Биологические приборы и инструменты.
Почувствуй себя на месте Левенгука. Истории великих биологических открытий. Значение
изобретения микроскопа. Р. Гук – первооткрыватель клетки. А. Левенгук открыл микромир.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа 1. Какие части в микроскопе главные…. И для чего микроскопу зеркало
и револьвер? Устройство микроскопа.
Лабораторная работа 2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть? Правила работы с
микроскопом.
Лабораторная работа 3. Как превратить муху в слона? Определение увеличения микроскопа.
Лабораторная работа 4. Что увидел в микроскоп Роберт Гук? Рассматривание среза пробки.
Лабораторная работа 5. Что увидел Левенгук в капле воды? Путешествие в каплю воды.
Осенняя экскурсия: « Путешествие в природу с биноклем и микроскопом»
Тема №2. В мире невидимок.
Открытие бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий: Куда деваются опавшие
листья? Почему мы болеем? Кто живёт в желудке у коровы и нас в кишечнике? Кто зажигает в
океане и на болоте огни? Про кефир, силос и квашеную капусту.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №6. Что будет, если чай оставить в заварочном чайнике?
Приготовление сенного настоя, рассматривание сенной палочки.
Лабораторная работа №7. Познакомьтесь, картофельная палочка. Рассматривание движения
бактерии.
Лабораторная работа № 8 . Что будет, если оставить молоко в тёплом месте?
Рассматривание молочнокислых бактерий.
Лабораторная работа № 9. Зачем у гороха на корнях клубеньки? Рассматривание клубеньков
на корнях бобовых.
Лабораторная работа №10. Зачем надо чистить зубы? Рассматривание зубного налёта.
Тема №3. В царстве растений.
Тайны растений. Что такое фотосинтез? Пигменты растений. Строение клетки растений.
Ткани растений. Микроскопическое строение органов растений. Многообразие растений.
Отделы растений.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №11. Какое самое маленькое цветковое растение может превратить
озеро в болото?
Лабораторная работа № 12.О чём может рассказать валлиснерия? Изучение строения клетки
растений.
Лабораторная работа №13.Почему у герани лист зелёный, а лепестки красные. Изучение
пластид под микроскопом.
Лабораторная работа №14.Почему арбуз сладкий, а лимон кислый. Рассматривание вакуолей
с клеточным соком.

Лабораторная работа №15.Как обнаружить крахмал? Рассматривание крахмальных зёрен в
клетках картофеля.
Лабораторная работа №16.Почему крапива жжётся, а герань пахнет? Рассматривание
волосков эпидермиса растений.
Лабораторная работа №17.Почему корни растений всасывают так много воды? Корневые
волоски под микроскопом. Зачем корню чехлик?
Лабораторная работа №18.Почему вода способна двигаться по древесине? Изучение
микропрепаратов древесины разных растений.
Лабораторная работа №19. Кто изобрёл бумагу? Изучение осиных гнёзд и бумаги под
микроскопом. Почему карандаш пишет по бумаге?
Лабораторная работа №20.Почему хвоя зимой не замерзает? Изучение строения хвои на
микропрепарате.
Лабораторная работа №21.Почему позеленели стенки аквариума и стволы деревьев?
Изучение одноклеточных водорослей.
Лабораторная работа №22.Чем образована тина? Спирогира под микроскопом.
Лабораторная работа №23.Где искать зародыш у растений? Изучение строения семян по
микропрепаратам.
Зимняя экскурсия: Новогодняя сказка. Снежинки и льдинки под микроскопом. Выращиваем и
смотрим кристаллы.
Тема №4. В царстве грибов.
Тайны грибов. Строение грибов. Многообразие и значение грибов.
Лабораторные работы.
Лабораторная работа №24. Из чего гриб состоит? Рассматривание срезов гриба под лупой и
микроскопом.
Лабораторная работа №25. Зачем грибу пластинки и трубочки? Изучение среза шляпки
плодового тела гриба.
Лабораторная работа №26. Почему овощи гнить начинают? Когда роса бывает мучнистой?
Изучение поражённых грибковыми заболеваниями растений.
Лабораторная работа №27. Что такое плесень? Изучение разных видов плесени.
Лабораторная работа №28. Что происходит с тестом, когда туда дрожжи добавляют?
Изучение почкования дрожжей.
Лабораторная работа №29. Почему нельзя вырезать своё имя на дереве? Изучение
плодового тела гриба – трутовика, рассматривание его спор под микроскопом

Учебно-тематический план

№

Название темы

теория

1

Мир под микроскопом

1

2

В мире невидимок.

0

3

В царстве растений.

0

4

В царстве грибов.

1

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметные результаты:
 формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,
исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате
деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
 формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях,
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере,
наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;

 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение
экологического мониторинга в окружающей среде;  формирование основ экологической
грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений и животных;
 формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения
экологического качества окружающей среды;
 освоение приёмов рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Место предмета (курса) в учебном плане

Представленная рабочая программа соответствует программе основного общего
образования. Срок реализации программы – один год (35 часов, 1 час в неделю в течение
1года).

Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение курса включает в себя учебное пособие для учащихся и
программу курса. Учебное пособие для учащихся обеспечивает содержательную часть курса.
Содержание пособия разбито на параграфы, включает дидактический материал (вопросы,
упражнения, задачи, домашний эксперимент), практические работы.

ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ

 Цифровые датчики электропроводности, рН, положения, температуры, абсолютного
давления;
 Цифровой осциллографический датчик;
 Весы электронные учебные 200 г;
 Микроскоп: цифровой или оптический с увеличением от 80 X;
 Набор для изготовления микропрепаратов;
 Микропрепараты (набор);
 Соединительные провода, программное обеспечение, методические указания;

КОМПЛЕКТ ПОСУДЫ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ

 Штатив лабораторный химический:
 Набор чашек Петри:
 Набор инструментов препаровальных:
 Ложка для сжигания веществ:

 Ступка фарфоровая с пестиком:
 Набор банок, склянок, флаконов для хранения твердых реактивов;
 Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16);
 Прибор для получения газов;
 Спиртовка и горючее для неё;
 Фильтровальная бумага (50 шт.);
 Колба коническая;
 Палочка стеклянная (с резиновым наконечником);
 Чашечка для выпаривания (выпарительная чашечка);
 Мерный цилиндр (пластиковый);
 Воронка стеклянная (малая);
 Стакан стеклянный (100 мл);

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Дата
План

Тема урока
(занятия)

Факт

Форма
организации
урока
(занятия)

Виды учебной деятельно

Введение – 5 ч
1

Вводный
инструктаж по ТБ
при проведении
лабораторных
работ. Приборы для
научных
исследований,

Урок беседа

Знакомство с инструктажем по ТБ

лабораторное
оборудование
2

История
микроскопирования.

Урок лаборатория

Знакомство с
устройством
микроскопа.

Знакомство с лабораторным оборудо
правилами их использования

Л.Р. №1. Какие части в микроскопе гл
для чего микроскопу зеркало и револь
Устройство микроскопа.

Л.Р. №2. Что такое микропрепарат и к
рассмотреть? Правила работы с микр

Л.Р. №3. Как превратить муху в слона
Определение увеличения микроскопа
3

Р. Гук –
первооткрыватель
клетки.

Урок практикум

Повторяют правила работы с микроск
Выполняют Л.Р.№ 4. Что увидел в ми
Роберт Гук? Рассматривание среза пр

4

Открытие
микромира
Левенгуком

Урок практикум

Повторяют правила работы с микроск
Выполняют Л.Р.№ 5. Что увидел Леве
воды? Путешествие в каплю воды.

5

Осенняя экскурсия:
«Путешествие в
природу с биноклем
и микроскопом»

Урок экскурсия

Знакомство с фенологическими измен
природе с наступлением осени.

В мире невидимок. – 4 ч

6

Путешествие в
микрокосмос.

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. № 6. Что будет, если
в заварочном чайнике? Приготовлени
настоя, рассматривание сенной палоч

7

Строение и
разнообразие
бактерий

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №7. Познакомьтесь,
картофельная палочка. Рассматриван
бактерии.

8

Значение бактерий
в природе

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. № 9. Зачем у гороха
клубеньки? Рассматривание клубеньк
бобовых.

9

Значение бактерий
в жизни человека

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. № 8 . Что будет, если
молоко в тёплом месте? Рассматрива
молочнокислых бактерий.
Л.Р. №10. Зачем надо чистить зубы?
Рассматривание зубного налёта.

В царстве растений – 13 ч
10

Удивительные
растения

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №11. Какое самое ма
цветковое растение может превратит
болото?

11

Путешествие в
клетку растений

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. 12. О чём может расс
валлиснерия? Изучение строения кле
растений.

12

Мини –
исследование: «Кто
раскрасил мир
растений?

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №13 Почему у герани
зелёный, а лепестки красные. Изучен
под микроскопом.

13

Мини –
исследование:
«Почему вкус
плодов и ягод
разный?»

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №14.Почему арбуз с
лимон кислый. Рассматривание вакуо
клеточным соком.

14

Мини –
исследование;
Определение
содержания
крахмала в
продуктах
питания».

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №15. Как обнаружить
Рассматривание крахмальных зёрен
картофеля.

15

Тайны листа
растений

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №16. Почему крапив
герань пахнет? Рассматривание воло
эпидермиса растений.

16

Корень

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №17.

Почему корни растений всасывают та
воды? Корневые волоски под микроск
корню чехлик?

17

Транспорт веществ
в растении

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №18. Почему вода сп
двигаться по древесине? Изучение
микропрепаратов древесины разных

18

Зимняя экскурсия

Урок экскурсия

Зимняя экскурсия: Новогодняя сказка
льдинки под микроскопом. Выращива
кристаллы.

19

Значение и
многообразие
растений

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №19 . Кто изобрёл бу
Изучение осиных гнёзд и бумаги под м
Почему карандаш пишет по бумаге?

20

Путешествие в
подводный мир.

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №21. Почему позеле
аквариума и стволы деревьев? Изуче
одноклеточных водорослей.

21

Водоросли

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р.№22.

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №20. Почему хвоя зи
замерзает? Изучение строения хвои н
микропрепарате.

Размножение
растений

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №23.

Интеллектуальная
игра «Тайны
растений»

Урок-зачет

22

Мини исследование:
«Маленькой елочке
холодно зимой?»

23

24

Чем образована тина? Спирогира под
микроскопом.

Где искать зародыш у растений? Изуч
строения семян по микропрепаратам.

Обобщают полученные знания, выпол
тестовые задания
В царстве грибов- 11 ч

25

Урок
занимательной
микологии.

Урок лекция

Знакомятся с царством грибов, наукой
«микология»

26

Тайны грибов

Урок практикум

Выполняют Л.Р.№24 Из чего гриб сос
Рассматривание срезов гриба под луп
микроскопом.

27

Строение грибов

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №25 Зачем грибу пла
трубочки? Изучение среза шляпки пл
гриба.

28

Многообразие и
значение грибов

Урок практикум

Выполняют Л.Р. №26 Почему овощи г
начинают? Когда роса бывает мучнис
Изучение поражённых грибковыми за
растений.

29

Значение грибов в
природе

Урок лаборатория

Выполняют Л.Р. №27 Что такое плесе
Изучение разных видов плесени.

30

Значение грибов в
жизни человека

Урок практикум

Выполняют Л.Р. №28 Что происходит
когда туда дрожжи добавляют? Изуче
почкования дрожжей.

31

Тихая охота

Урок практикум

Выполняют Л.Р. №29 Почему нельзя
своё имя на дереве? Изучение плодо
гриба – трутовика, рассматривание ег
микроскопом

32

Весенняя экскурсия

Урок экскурсия

Рассматривают под микроскопом стр
части цветка, пыльцу, подсчитывают
кольца в древесине.

33

Защита
информационных
проектов

Урок конференция

Представляют результаты своей деят
Защищают проекты

34-35

Резерв

Оценка достижений планируемых результатов усвоения курса
Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе «Практикум
по биологии» используются следующие виды контроля:
- предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения
программы) - входное тестирование;
- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам
реализации программы).
Формы аттестации
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- творческие отчеты;
- участие в творческих конкурсах по биологии;
- презентация и защита проекта.
Текущий контроль:
Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по
практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, создание презентации
по теме и т. д. Обучающиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с
педагогом. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие
силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля
деятельности. Включение обучающихся в реальную творческую деятельность, привлекающую
новизной и необычностью является стимулом развития познавательного интереса.
Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие
противоречия. По окончании каждой темы проводится итоговое занятие в виде тематического
тестирования. Итоговая аттестация предусматривает выполнение индивидуального проекта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».