русский язык 2022-2023 7класс

Рабочая программа
учебного курса
русский язык

для учащихся

7 класс

2022 – 2023 учебный год

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов
Федерального государственного стандарта основного общего образования

(ФГОС: основное общее

образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы
(Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.
Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2021.)
Пояснительная записка
Структура документа. Рабочая

программа по русскому языку представляет собой целостный

документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем
учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков,
обеспечивающих

формирование

коммуникативной,

лингвистической

(языковедческой),

языковой

и

культуроведческой компетенций.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план
для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского
(родного) языка в VII классе – 140 часов (из расчета 4 раза в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости –
явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и
усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и
консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются
теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не
только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования
и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно
связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного
подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая,
лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение

основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры,
взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на
основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях
общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание
обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего
нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной
форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая

программа предусматривает формирование таких

жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают
устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок
программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,
указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности,
которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для
реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы.
Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы,
обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые
отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем –
дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический
компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например,
при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми
умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные
навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким
образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях,
ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,

деятельностного подходов к

обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и
общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной
язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное

средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения
морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности
к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие
способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты,
обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически
корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение
правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание
стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
-

совершенствование коммуникативных

способностей,

формирование готовности

к

сотрудничеству,

созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное
речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую
русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность
совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой
деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского
(родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные
(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из
различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель
деятельности,

планировать

ее,

осуществлять

самоконтроль,

самооценку,

самокоррекцию).

Результаты обучения.
Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.

Метапредме

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух

тные

текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных
типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения
основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;осознание эстетической функции родного языка.
Уровень - базовый.
Направленность - основное общее образование.
Место предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане:
В год – 136 ч.
Развитие речи -18 ч.
В неделю - 4 ч., 34 недель
Организация учебного процесса: классно-урочная система
Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.
Материально - техническое обеспечение:
- Таблицы по основным темам курса русского языка;
- Интернет ресурсы;
- Цифровые образовательные ресурсы;
- Тесты.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в
каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во

Количество

Развитие

часов

тестов и

речи

контрольных
работ
1. Русский язык как развивающееся явление

1

-

-

2. Повторение изученного материала в 5-6 классах

10

2

1

3. Морфология и орфография. Культура речи. Причастие.

76

4

10

4. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.

36

4

5

5. Междометие.

1

-

-

6. Повторение изученного материала в 5-7 классах

15

1

2

140

11

18

Деепричастие. Наречие. Категория состояния.

ИТОГО

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

РАЗДЕЛ I. Раздел I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа.
Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного
отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Раздел II.
Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые
особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные
признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики,
орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у
причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия.
Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов
причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у
деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями.
Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль.
Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в
суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий.
Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и
производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов.
Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на
картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и
подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и
раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая
роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их
отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий.
Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту
тему.

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование.
Тематическое планирование
№,
дат
а

1

2

Дата
планируем
ого
изучения

Дата
фактическ
ого
изучения

Тема урока

Тип урока

Основные
Вид контроля,
требования к
самостоятельной
знаниям,
работы
умениям и
навыкам
учащихся
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 ЧАС)
Урок изучения
Русский язык –
Уметь: выделять
Текущий контроль
Разделы науки о
нового
матеодин
из
славянских
ключевые
фразы
в
языке. Синтаксис и
риала
языков.
тексте, подбирать
пунктуация.
Славянские языки
синонимы,
– родственные
объяснять
языки.
орфограммы
Содержание и назначение УМК.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-6 КЛАССАХ ( 10ч, из них Р/Р – 1 час)

Домашнее задание

Синтаксис.
Синтаксический
разбор.
Пунктуация.
Пунктуационный
разбор.

§1,2 ответы на
вопросы стр. 5,6
упр. 12

Комбинирован
ный
урок

Элементы
содержания

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание, его
структура.
Простые и
сложные
предложения.

Знать: понятия
Текущий
синтаксис, пунк- контроль
туация, значение
знаков
препинания для
понимания
текста, отличие
простого
предложения от
сложного.
Уметь: выделять
и разбирать
словосочетания,
расставлять
знаки

Упр.3

препинания при
однородных
членах
предложения,
выполнять
синтаксический
разбор
предложений.
3

Лексика и
фразеология.

Урокисследование

Лексика.
Фразеология.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Фразеологизмы.

Знать: понятия
лексика, лексическое значение
слова;
фразеология
Уметь:
определять
лексическое
значение слов с
помощью толкового словаря;
объяснять
различие
лексического и
грамматического
значений слова;
правильно употреблять слова в
устной и письменной речи;
разграничивать
лексическое и
грамматическое
значения слова

Словарная работа,
объяснительный
диктант

§3 упр.16

4

Фонетика и
орфография.
Фонетический
разбор слова.

Комбинирован
ный урок

Фонетика и графика. Гласные и
согласные звуки.
Орфоэпия. Рифма.

5

Словообразование
и орфография.
Морфемный и
словообразователь
ный разбор.

Комбинирован
ный урок

Словообразовани
е. Орфография.
Морфема.

Знать: понятия
фонетика, графика,
орфография;
различия между
гласными и
согласными
звуками.
Уметь:
производить
фонетический
разбор слова
Знать: понятия
морфемика, морфема, образование
слов, изменение
слов,
однокоренные
слова, формы
одного и того же
слова.
Уметь:
определять состав
слова; выделять
морфемы
соответствующими значками;
различать формы
одного и того же
слова и
однокоренные
слова

Творческое
списывание текста

§4 упр. 20

Тест,
объяснительный
диктант

§5 упр. 27

6

Морфология и
орфография.

Комбинирован
ный урок

7

Морфология и
орфография.

Урок повторения
и обобщения
знаний

8

Входной
диагностический
тест

Урок контроля
знаний

Морфология.
Самостоятельные
и служебные
части речи.

Фонетика.
Орфография.
Морфология.
Синтаксис.
Пунктуация.
Культура речи.

Знать: отличие
самостоятельных
и служебных
частей речи,
особенности
глагола как части
речи.
Уметь:
классифицироват
ь части речи,
выполнять
морфологически
й разбор
различных
частей речи;
соотносить и
обосновывать
выбор
орфограмм с
морфологически
ми условиями и
опознавательным
и признаками

Словарная
работа,
комплексный
анализ текста

§6 упр. 32

Текущий
контроль, тест

§6 упр. 44
(домашнее
сочинение)

Уметь: решать
тестовые задания,
применяя знания,
полученные в
начальной школе.

Входной контроль
(Тест №1)

Нет задания

Развитие речи
Текст. Стили
литературного
языка.

Урок развития
речи

10

Контрольная работа
по теме «Повторение
изученного
материала в 5-6
классах»

Урок контроля
знаний

Орфография.
Пунктуация. Грамматические разборы

11

Анализ контрольной
работы

Урок коррекции
знаний

Анализ ошибок,
допущенных в контрольном диктанте.
Грамматические
разборы

9

Текст. Языковые
средства связи.
Абзацы.
Микротемы.
Типы текста.
Стиль текста.

Знать: что такое
текст, типы
текстов и стили.

Свободный
диктант
(упр.47).

Уметь:
озаглавливать
текст, делить на
абзацы,
определять тип и
стиль текста;
соотносить стили
текстов и жанры.
Уметь: писать
Диктант с
текст под диктовку грамматическим
и выполнять
заданием(№1)
грамматическое
задание к нему
Уметь: выполнять
работу над
ошибками,
допущенными в
контрольном
диктанте и
грамматическом
задании к нему

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ( 76 часов)
ПРИЧАСТИЕ (38 часов, из них Р/Р – 7 часов)

Работа над
ошибками

§7,8 упр.46

Задания нет

Индивидуальные
задания

12

Причастие как
часть речи.

Урок изучения
нового материала

13

Причастие как
часть речи.

Урок изучения
нового материала

14

Публицистический
стиль.

Урок развития
речи

Причастие.
Морфологически
еи
синтаксические
признаки
причастия.

Знать: общее
грамматическое
значение,
морфологически
еи
синтаксические
признаки
причастия.
Уметь: находить
и
дифференцирова
ть причастия по
указанным
признакам,
отличать
причастия от
глаголов и
прилагательных.
Публицистически Знать:
публицистически
й стиль.
й стиль как
Признаки
публицистическо функциональная
разновидность
го стиля.
языка.
Уметь: находить
признаки
публицистическо
го стиля,
создавать устное
выступление в
публицистическо
м стиле,
подбирать

Текущий
§9 упр. 55
контроль,
словарная работа

Словарноорфографическа
я работа, тест

§9, упр. 57

Свободный
диктант
(упр.63).

§10, упр.62

примеры текстов
изучаемого
стиля; составлять
развернутый
план
выступления.
15

Склонение
причастий и
правописание
гласных в
падежных
окончаниях
причастий.

Урок изучения
нового материала

Склонение
причастий.
Алгоритм
определения
падежного
окончания
причастий.

16

Причастный
оборот. Выделение
причастного
оборота запятыми.

Урок изучения
нового материала

Причастный
оборот.
Одиночное
причастие.
Обособление
причастного

Знать:
особенности
склонения
причастий,
правило
написания
гласных в
падежных
окончаниях
причастий.
Уметь: склонять
причастия,
применяя
алгоритм
определения
падежного
окончания
причастий.
Знать:
определение
причастного
оборота, условия
обособления
причастного

Словарноорфографическа
я работа

§11, упр.66

Комментированное
письмо, работа с
раздаточным
материалом

§12, упр.72

17

Причастный
оборот. Выделение
причастного
оборота запятыми.

Урок закрепления знаний

оборота.

оборота
Уметь:
определять
причастный
оборот,
опознавать
одиночные
причастия и
причастные
обороты,

Тест

§12, упр.82

Комплексный
анализ текста,
словарноорфографическа
я работа

§13, найти
портретное
описание в тексте
художественной
литературы

определять
главное и
зависимое слово,
графически
обозначать
причастный
оборот на письме,
уметь находить
границы
причастного
оборота.

18

Описание
внешности
человека. Портрет
в литературном
произведении.

Урок развития
речи и изучения
нового материала

Основные виды
описания
внешности
человека. Работа
с текстами.

Знать: виды
словесного
описания
внешности
человека, роль
портрета в
художественном
произведении
Уметь: находить
и анализировать
портретные
описания
человека;

анализировать
роль причастных
оборотов и
причастий в
портретных
характеристиках
19

Действительные и
страдательные
причастия.

Урок изучения
нового материала

20

Действительные и
страдательные
причастия.

Урок закрепления знаний

21

Краткие и полные
страдательные
причастия.

Урок изучения
нового материала

Действительные
и страдательные
причастия

Краткие и
полные
страдательные
причастия.
Синтаксическая
роль причастий в
тексте.

Знать: признаки
действительных
и страдательных
причастий
Уметь: отличать

Текущий
контроль

§14 упр. 84

виды причастий
друг от друга,
находить
действительные и
страдательные
причастия в
текстах, выделять
причастные
обороты

Предупредительный
диктант, тест

§14 упр. 86

Знать:
особенности
краткой и полной
формы
страдательных
причастий,
синтаксическая
роль полных и
кратких
причастий
Уметь:
распознавать
краткие и

Словарноорфоэпическая
работа, текущий
контроль

§15,
подготовиться к
словарному
диктанту (слова
стр. 8-40)

полные формы
страдательных
причастий,
определять
синтаксическую
роль причастий
22

Действительные
причастия
настоящего
времени. Гласные
в суффиксах
действительных
причастий
настоящего
времени.

Урок изучения
нового
материала

Действительные
причастия
настоящего
времени.
Суффиксы
действительных
причастий
настоящего
времени.

Словарный
Знать:
особенности
диктант
образования
действительных
причастий
настоящего
времени,
суффиксы
действительных
причастий
настоящего
времени
Уметь:
распознавать
действительные
причастия
настоящего
времени,
образовывать
действительные
причастия от
разных глаголов,
применять
орфографическое
правило при
образовании

§16, упр.92

действительных
причастий
настоящего
времени.

23

Гласные в
суффиксах
действительных
причастий
настоящего
времени.

Урок изучения
нового
материала

24

Действительные
причастия
прошедшего
времени.

Урок изучения
нового
материала

25

Действительные
причастия
настоящего и
прошедшего
времени.
Изложение от 3-го
лица

Урок изучения
нового
материала и
развития речи

Действительные
причастия
прошедшего
времени.
Суффиксы
действительных
причастий
прошедшего
времени.

Знать:
особенности
образования
действительных
причастий
прошедшего
времени,
суффиксы
действительных
причастий
прошедшего
времени
Уметь:
распознавать
действительные
причастия
прошедшего
времени,
образовывать
действительные

Текущий
контроль,
словарноорфографическа
я работа

§16, упр.94
(доделать)

Текущий
контроль,
словарноорфографическа
я работа

§17, упр.97

Изложение от 3го лица

§17, выписать из
текстов учебника
примеры
предложений с
причастиями

причастия от
разных глаголов,
применять
орфографическое
правило при
образовании
действительных
причастий
прошедшего
времени;
составлять
вопросный план
текста.
26

27

Страдательные
причастия
настоящего
времени. Гласные
в суффиксах
страдательных
причастий
настоящего
времени.
Гласные в
суффиксах
страдательных
причастий
настоящего
времени.

Урок изучения
нового
материала

Урок изучения
нового
материала

Страдательные
причастия
настоящего
времени.
Суффиксы
страдательных
причастий
настоящего
времени.

Знать:
особенности
образования
страдательных
причастий
настоящего
времени,
суффиксы
страдательных
причастий
настоящего
времени
Уметь:
распознавать
страдательные
причастия
настоящего
времени,
образовывать

Текущий
контроль,
комплексный
анализ текста

§18, упр.104

Словарноорфографическа
я работа

§18, упр.107
(словарный
диктант)

28

Сжатое изложение.

Урок развития
речи

Принципы
сжатия текста.

29

Страдательные
причастия
прошедшего
времени.

Урок изучения
нового
материала

Страдательные
причастия
прошедшего
времени.

страдательные
причастия от
разных глаголов,
применять
орфографическое
правило при
образовании
страдательных
причастий
настоящего
времени;
заменять
действительные
причастия
страдательными.
Уметь:
Изложение
определять тему
и основную
мысль текста,
составлять его
план; писать
сжатое
изложение,
сохраняя
структуру текста
и авторский
стиль
Знать:
Словарный
особенности
диктант
образования
страдательных

Задания нет

§19 упр.109

30

Страдательные
причастия
прошедшего
времени.

Урок изучения
нового
материала

Суффиксы
страдательных
причастий
прошедшего
времени.

причастий
Словарная
прошедшего
работа, работа с
времени,
таблицами
суффиксы
страдательных
причастий
прошедшего
времени,
правописание Н
и НН в
прилагательных
и причастиях.
Уметь:
распознавать
страдательные
причастия
прошедшего
времени,
образовывать
страдательные
причастия от
разных глаголов,
применять
орфографическое
правило при
образовании
страдательных
причастий
прошедшего
времени;
отличать
причастия от
прилагательных.

§19 упр.110
(доделать)

31

Гласные перед Н в
полных и кратких
страдательных
причастиях
прошедшего
времени.

Урок изучения
нового
материала

Страдательные
причастия
полные и
краткие.
Суффиксы
полных и кратких
страдательных
причастий.

Знать: правило
Текущий
написания
контроль, тест
гласных перед Н
в полных и
кратких
страдательных
причастиях.
Уметь:
применять
орфографическое
правило при
написании
гласных перед Н
в суффиксах
полных и
кратких
страдательных
причастиях;
составлять
сложные
предложения,
включая в них
причастия и
причастные
обороты.

§20 упр.113

32

Контрольная работа
по теме «Причастие»
(тест).

Урок контроля
знаний

Орфография.
Пунктуация. Грамматические разборы

Уметь: писать
Диктант с
текст под диктовку грамматическим
и выполнять
заданием (№2)
грамматическое
задание к нему

Задания нет

33

Анализ контрольной
работы

Урок коррекции
знаний

34

Н и НН в
суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени и
отглагольных
прилагательных.
Н и НН в
суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени и
отглагольных
прилагательных.

Урок изучения
нового
материала

35

Урок изучения
нового
материала

Анализ ошибок,
допущенных в контрольном диктанте.
Грамматические
разборы

Страдательные
причастия.
Отглагольные
прилагательные.
Глаголы
совершенного и
несовершенного
вида. Полные и
краткие
страдательные
причастия.
Полные и
краткие
прилагательные.

Уметь: выполнять
работу над
ошибками,
допущенными в
контрольном
диктанте и
грамматическом
задании к нему

Знать:
отличительные
признаки
причастий и
отглагольных
прилагательных,
правило
написания Н и
НН в суффиксах
полных
страдательных
причастий
прошедшего
времени и
отглагольных
прилагательных.
Уметь: отличать
причастия и
отглагольные
прилагательные,
применять
правило
написания Н и
НН в суффиксах

Работа над
ошибками

Индивидуальные
задания

Текущий
контроль

§21 упр. 115

Словарноорфографическая
работа по
упражнениям
параграфа

§21 упр. 119,
подготовиться к
словарному
диктанту по упр.
114, 118,119

полных
страдательных
причастий
прошедшего
времени и
отглагольных
прилагательных;
составлять
предложения с
прямой речью,
использую
представленные
словосочетания
36

37

Н и НН в
суффиксах кратких
страдательных
причастий и в
кратких
отглагольных
прилагательных.
Н и НН в
суффиксах кратких
страдательных
причастий и в
кратких
отглагольных
прилагательных.

Урок изучения
нового
материала

Комбинирован
ный урок

Страдательные
причастия.
Отглагольные
прилагательные.
Глаголы
совершенного и
несовершенного
вида. Полные и
краткие
страдательные
причастия.
Полные и
краткие
прилагательные.

Знать:
отличительные
признаки
причастий и
отглагольных
прилагательных,
правило
написания Н и
НН в суффиксах
кратких
страдательных
причастий
прошедшего
времени и
отглагольных
прилагательных.
Уметь: отличать
причастия и
отглагольные

Словарноорфографическая
работа по
упражнениям
параграфа

§22 упр.125

Объяснительный
диктант, тест

§22 упр.129
(сочинение)

прилагательные,
применять
правило
написания Н и
НН в суффиксах
кратких
страдательных
причастий
прошедшего
времени и
отглагольных
прилагательных;
заменять глаголы
на краткие
причастия и или
прилагательные
на однокоренные
причастия;
составлять текст
в
публицистическо
м стиле.
38

Выборочное
изложение.

Урок развития
речи

39

Выборочное
изложение.

Урок развития
речи

Выборочное
изложение

Выборочное
Уметь: писать
изложение
выборочное
изложение,
сохраняя
особенности
авторского стиля
и отбирая
материал на одну
из тем,
озаглавливать

Составить таблицу
«Правописание
суффиксов
причастий и
прилагательных»

текст, включать в
текст причастия
и причастные
обороты.
40

Морфологический
разбор причастия.

Урок изучения
нового
материала

41

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
причастиями.

Урок изучения
нового
материала

42

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
причастиями.

Урок изучения
нового
материала

43

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
причастиями и
другими частями
речи.

Урок изучения
нового
материала

Морфологически
й разбор
причастия.
Морфологически
еи
синтаксические
признаки
причастия.
Порядок
морфологическог
о разбора.
Причастия
полные и
краткие.
Причастный
оборот.
Противопоставле
ние с союзом а.

Уметь:
Морфолохарактеризовать гический разбор
причастие по его причастий
морфологически
м признакам и
синтаксической
роли; выполнять
устный и
письменный
морфологически
й разбор
причастий.
Текущий
Знать: правило
контроль
слитного и
раздельного
написания НЕ с
Текущий
причастиями и
другими частями контроль, тест
речи.
Уметь:
применять
Объяснительный
орфографическое диктант
правило при
написании НЕ с
причастиями и
другими частями
речи, подбирать
синонимы и

§23, разбор
причастия по
образцу

§24 упр.133

§24 упр.137

§24 Составить
таблицу
«Правописание
НЕ с различными
частями речи»

синонимические
конструкции к
причастиям;
определять
стилевую
принадлежность
текста,
определять
основную мысль.
44

45

Буквы О и Ё после
шипящих в
суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени.
Буквы О и Ё после
шипящих в
суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени.

Урок изучения
нового
материала

Комбинирован
ный урок

Страдательные
причастия
прошедшего
времени.
Суффиксы
страдательных
причастий
прошедшего
времени.

Знать: правило
написания букв
О и Ё после
шипящих в
суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени;
правило
постановки
знаков
препинания при
причастном
обороте.
Уметь:
применять
правило
написания букв
О и Ё после
шипящих в
суффиксах
страдательных

Словарноорфографическа
я работа

§25 упр. 143
(словарный
диктант)

Словарный
диктант,
комплексный
анализ текста

§25 упр.
146(подобрать
материал к
сочинениюописанию
внешности)

46

Сочинение –
описание
внешности
человека.

Урок развития
речи

Описание
внешности
человека.

47

Повторение
изученного
материала о
причастии.

Урок повторения и обобщения
знаний

Причастие.
Причастный
оборот.
Правописание
причастий.
Пунктуация при
причастном
обороте.

причастий
прошедшего
времени,
составлять
предложения,
использую
представленные
слова и
словосочетания;
расставлять
знаки
препинания при
причастном
обороте.
Уметь: отбирать
необходимый
материал для
сочиненияописания, писать
сочинениеописание
внешности
человека.
Знать:
теоретический
материал,
изученный на
предыдущих
уроках.
Уметь:
правильно
писать слова с
изученными

Сочинениеописание
внешности
человека ( §13)

Вопросы стр.70

Опрос, текущий
контроль,
составление
таблиц по
изученным
темам

§9-25, упр.156

48

Контрольная
работа по теме «
Правописание
причастий.
Пунктуация при
Причастном
обороте» .

Урок контроля
знаний

Орфография.
Пунктуация.
Грамматические
разборы.

49

Анализ контрольной
работы.

Урок коррекции
знаний

Анализ ошибок,
допущенных в контрольном диктанте.
Грамматические
разборы

орфограммами;
выполнять
морфологически
й разбор
причастий;
расставлять
знаки
препинания при
причастных
оборотах.
Уметь: писать
текст под
диктовку и
выполнять
грамматическое
задание к нему
Уметь: выполнять
работу над
ошибками,
допущенными в
контрольном
диктанте и
грамматическом
задании к нему

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10 часов, из них Р/Р – 1 час)

Диктант с
грамматическим
заданием (№3)

Задания нет

Работа над
ошибками

Дифференцированн
ые задания

50

Понятие о
деепричастии.

Урок изучения
нового
материала

Деепричастие.
Глагол. Наречие.
Глагольные и
наречные
признаки
деепричастия.

51

Деепричастный
оборот. Запятые
при деепричастном
обороте.

Урок изучения
нового
материала

Деепричастие.
Деепричастный
оборот. Запятые
при
деепричастном
обороте.

Знать:
глагольные и
наречные
признаки
деепричастия,
морфологически
е признаки и
синтаксическую
роль
деепричастия.
Уметь: находить
и
дифференцирова
ть деепричастия
по указанным
признакам,
отличать
деепричастия от
глаголов и
наречий;
соблюдать
нормы
употребления
деепричастий.
Знать: понятие
деепричастный
оборот, правило
постановки
знаков
препинания при

Текущий
контроль

§26 упр. 160

Текущий
контроль

§27 упр.163
(доделать)

52

Деепричастный
оборот. Запятые
при деепричастном
обороте.

Комбинирован
ный урок

53

Раздельное
написание НЕ с
деепричастиями.

Урок изучения
нового
материала

деепричастном
обороте
Уметь:
определять
деепричастный
оборот, находить
границы
деепричастного
оборота,
отмечать его с
помощью
графических
обозначений;
определять тип и
структуру текста,
составлять
вопросный план;
заменять глаголы
на причастия и
деепричастия;
определять
функцию
деепричастий в
художественном
тексте.
Знать: правило
Глагол.
написания НЕ с
Деепричастие.
Правописание НЕ деепричастиями.
с деепричастиями Уметь:
применять
и другими
правило
частями речи.
написания НЕ с
деепричастиями

Словарноорфографическа
я работа, тест

§27 упр. 169

Работа с
таблицей,
словарноорфографическа
я работа

§28 упр.173
(доделать)

и другими
частями речи.

54

Деепричастия
несовершенного
вида.

Урок изучения
нового
материала

Глагол.
Деепричастие
несовершенного
вида. Суффиксы
деепричастий
несовершенного
вида.

Знать: признаки
деепричастия
несовершенного
вида,
правописание
суффиксов
деепричастий
несовершенного
вида.
Уметь:
опознавать
деепричастия
несовершенного
вида,
образовывать
деепричастия
несовершенного
вида от глаголов,
выделять
суффиксы
деепричастий;
находить
деепричастия и
деепричастные
обороты;
производить

Словарноорфоэпическая
работа, текущий
контроль

§29 упр.177
(разборы)

различные виды
разборов.

55

Деепричастия
совершенного
вида.

Урок изучения
нового
материала

56

Деепричастия
совершенного
вида.

Урок
закрепления
знаний

Глагол.
Деепричастие
совершенного
вида. Суффиксы
деепричастий
совершенного
вида.

Знать: признаки
деепричастия
совершенного
вида,
правописание
суффиксов
деепричастий
совершенного
вида.
Уметь:
опознавать
деепричастия
совершенного
вида,
образовывать
деепричастия
совершенного
вида от глаголов,
выделять
суффиксы
деепричастий;
находить

Словарноорфоэпическая
работа, текущий
контроль

§30 упр.183

Лексическая
работа

§30 упр. 186
(словарный
диктант)

57

Сочинение с
описанием
действия.

Урок развития
речи

Сочинение по
картине. Завязка,
развитие
действия,
кульминация.

58

Повторение
изученного о
деепричастии.
Морфологический
разбор
деепричастия.

Урок повторения и обобщения
знаний

Деепричастие.
Деепричастный
оборот.
Правописание
причастий.
Пунктуация при
деепричастном
обороте.

деепричастия и
деепричастные
обороты;
составлять
предложения с
деепричастными
оборотами и
однородными
членами
предложения.
Уметь:
составлять
рассказ по
картине,
подбирая
материалы.
Знать:
теоретический
материал,
изученный на
предыдущих
уроках.
Уметь:
образовывать
различные
формы глаголов,
причастий и
деепричастий;
правильно
писать слова с
изученными
орфограммами;

Сочинение по
картине

Индивидуальные
задания, вопросы
стр.89

Опрос, текущий
контроль,
составление
таблиц по
изученным
темам

§31
Подготовиться к
контрольной
работе, составить
таблицу упр.195

59

Контрольная
работа по теме
«Деепричастие»

Урок контроля
знаний

Орфография.
Пунктуация.
Грамматические
разборы.

выполнять
морфологически
й разбор
деепричастий;
расставлять
знаки
препинания при
деепричастных
оборотах.
Уметь: писать
текст под
диктовку и
выполнять
грамматическое
задание к нему

Диктант с
грамматическим
заданием (№4)

Задания нет

НАРЕЧИЕ(24 ЧАСА, из них Р\Р – 2 часа)
60

Наречие как часть
речи.

Урок изучения
нового
материала

Самостоятельные
части речи.
Наречие неизменяемая
часть речи.

Знать:
общекатегориаль
ное значение
наречий,
морфологически
е признаки
наречий,
синтаксическая
роль наречий.
Уметь: находить
и
характеризовать
наречия,
определять их
морфологически

Словарная работа,
текущий контроль

§32упр.198

е признаки,
синтаксическую
роль наречий;
находить
словосочетания с
наречиями
61

Употребление
наречий в речи.

Урок изучения
нового
материала

62

Смысловые
группы наречий.

Урок изучения
нового
материала

Самостоятельные
части речи.
Наречие неизменяемая
часть речи.
Употребление
наречий с точки
зрения норм
литературного
языка. Основные
способы
словообразования
.

Знать: нормы
употребления
наречий с точки
зрения норм
литературного
языка, функции
наречий.
Уметь:
употреблять
наречия в рамках
языковых норм,
составлять
словосочетания с
наречиями;
способы
словообразовани
я.
Знать:
Смысловые
группы наречий. смысловые
Словосочетания с группы наречий.
Уметь: находить
наречиями.
Синонимические наречия,
определять их
ряды.
разряд;
выписывать
словосочетания с

Предупредительный
диктант, тест,
комплексный анализ
текста

§32, упр. 201

Комплексная работа с
текстом,
предупредительный
диктант

§33упр.211
(сочинение в
форме
дневниковых
записей)

наречиями;
составлять
синонимические
ряды с
наречиями.
63

Степени сравнения
наречий.

Урок изучения
нового
материала

Качественные
прилагательные.
Степени
сравнения имен
прилагательных и
наречий.
Сравнительная
степень наречий.
Простая и
составная форма
сравни тельной
степени.
Превосходная
степень
сравнения
наречий.
Составная форма
превосходной
степени наречий.

Знать: степени
сравнения
наречий,
способы
образования
сравнительной и
превосходной
степени
сравнения
наречий.
Уметь:
распознавать
степени
сравнения
наречий,
образовывать
различные
степени
сравнения
наречий,
находить в
текстах наречия
разных форм.

Словарная работа,
текущий контроль.

§34 упр. 215
(словарный
диктант)

64

Морфологический
разбор наречия.

Урок изучения
нового
материала

Морфологически
й разбор наречия

Знать: порядок
Словарный диктант
морфологическог по упр.215
о разбора
наречий
Уметь:
характеризовать
наречие по его
морфологически
м признакам и
синтаксической
роли; выполнять
устный и
письменный
морфологически
й разбор
наречий; писать
сочинениерассуждение на
предложенную
тему.

§35, упр. 217
(дописать
сочинениерассуждение)

65

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
наречиями на -О и
–Е.

Урок изучения
нового
материала

Правописание НЕ
с наречиями.
Синонимы.
Противопоставле
ние с союзом а.
Словообразовани
е наречий.

Знать: правило
слитного и
раздельного
написания НЕ с
наречиями,
основные
способы
словообразовани
я наречий.

§36, Работа
над классным
проектом:
«Трудные
случаи
написания
причастий,
деепричастий
, наречий»

Словарная работа.

66

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
наречиями на -О и
–Е.

Урок изучения
нового
материала

67

Урок – практикум
по теме
«Употребление НЕ
с разными частями
речи»

Урок
обобщения,
повторения и
контроля
знаний

Уметь:
применять
орфографическое
правило при
написании НЕ с
наречиями,
находить
наречия в
орфографическо
м словаре;
озаглавливать
текст, делить на
абзацы, находить
наречия с
текстообразующ
ей функцией.
Правописание НЕ Знать: правила
правописания НЕ
с различными
с различными
частями речи
частями речи
Уметь:
определять
частеречную
принадлежность,
применять
изученные
орфографически
е правила при
написании
различных
частей речи с
НЕ.

Словарная работа,
предупредительный
диктант

Упр.225
(дополнить
таблицу)

Составление
таблицы, тест

Дифференци
рованные
задания на
основе упр.
226

68

Буквы Е и И в
приставках НЕ- и
НИотрицательных
наречий.

Урок изучения
нового
материала

Отрицательные
наречия.
Вопросительные
наречия.
Правописание Е
и И в приставках
НЕ- и НИотрицательных
наречий.

Знать:
образование
отрицательных
местоимений и
наречий;
правописание Е
и И в приставках
НЕ- и НИотрицательных
наречий.
Уметь:
применять
правило
правописания Е
и И в приставках
НЕ- и НИотрицательных
наречий;
составлять
устное
высказывание,
используя
ключевые слова.

Словарная работа,
проверочный диктант

§37,
упр.230(табл
ица)

69

Буквы Е и И в
приставках НЕ- и
НИотрицательных
наречий.

Урок изучения
нового
материала

Отрицательные
наречия.
Вопросительные
наречия.
Правописание Е
и И в приставках
НЕ- и НИотрицательных
наречий.

Знать:
образование
отрицательных
местоимений и
наречий;
правописание Е
и И в приставках
НЕ- и НИотрицательных

Словарная работа,
проверочный диктант

§37

наречий.
Уметь:
применять
правило
правописания Е
и И в приставках
НЕ- и НИотрицательных
наречий;
составлять
устное
высказывание,
используя
ключевые слова.
70

Н и НН в наречиях
на –О и –Е.

Урок изучения
нового
материала

71

Урок – практикум
по теме
«Правописание Н и
НН в разных
частях речи»

Урокпрактикум
обобщения и
систематизации
знаний

Прилагательные.
Причастия.
Наречие.
Словообразовани
е наречий.

Знать: алгоритм
написания Н и
НН в наречиях.
Уметь:
применять
орфографическое
правило
написания Н и
НН в наречиях;
применять
правило
написания Н и
НН в разных
частях речи.

Словарная работа,
опрос по теме.

§38 упр.235
(доделать)

Работа с таблицами,
тест

§21,22,38
составить
алгоритм
правила «Н и
НН в разных
частях речи»

72

Р. Р. Описание
действий.

Урок развития
речи

Заголовок текста.
Тема текста.
Основная мысль.
Средства
выразительности.

73

Буквы О и Е после
шипящих на конце
наречий.

Урок изучения
нового
материала

Правописание
наречий,
оканчивающихся
на шипящую

Уметь:
определять роль
наречий в
описании
действий;
собирать
материал
наблюдений за
действиями в
разных
профессиях;
писать заметки
для стенгазеты.
Знать: правило
написания букв
О и Е после
шипящих на
конце наречий.
Уметь:
применять
правило
написания букв
О и Е после
шипящих на
конце наречий;
дифференцирова
ть слова с
различными
видами
орфограмм.

Сочинение- описание
действий

§39, дописать
сочинение по
упр. 240

Работа с таблицей,
тест

§40, упр. 242
(дополнить
таблицу)

74

Буквы О и А на
конце наречий

Урок изучения
нового
материала

Способы
образования
наречий
(суффиксальный,
приставочносуффиксальный).
Однокоренные
слова. Антонимы.

75

Изложение.
Описание
действий.

Урок развития
речи

Рассказ от имени
героя картины.

76

Дефис между
частями слова в
наречиях.

Урок изучения
нового
материала

Однокоренные
слова. Дефис в
наречиях.
Неопределенные
местоимения и
наречия. Отличие

Знать: правило
написания О и А
после шипящих
на конце
наречий.
Уметь:
применять
правило
написания О и А
после шипящих
на конце
наречий,
графически
обозначать
изучаемую
орфограмму.
Уметь: писать
подробное
изложение
рассказа,
создавать
собственный
рассказ от лица
героя картины.
Знать: правило
написания
дефиса между
частями слова в
наречиях;
способы

Работа с таблицей,
словарноорфоэпическая
работа.

§41,
составить
словосочетан
ия по упр.
247

Изложение с
элементами
сочинения

Повторить
§36-41

Предупредительный
диктант, опрос

§42упр.252,
подготовитьс
як
словарному
диктанту по
упр. 231,247

77

Дефис между
частями слова в
наречиях.

Урок
закрепления
знаний

наречий с
приставками от
сочетаний
предлогов с
существительны
ми,
прилагательными
и
местоимениями.

Работа с таблицей,
образования
наречий;
словарный диктант
неопределенные
местоимения и
наречия.
Уметь:
применять
правило
написания
дефиса между
частями слова в
наречиях;
образовывать
наречия
различными
способами;
сопоставлять
дефисное
написание
неопределенных
местоимений и
наречий;
отличать наречия
с приставками от
сочетаний
предлогов с
существительны
ми,
прилагательным
ии
местоимениями.

§42 упр. 255

78

Слитное и
Урок изучения
раздельное
нового
написание
материала
приставок в
наречиях,
образованных от
существительных и
количественных
числительных.

Приставки в
наречиях. Имя
существительное.
Количественные
числительные.

Знать: правило
слитного и
раздельного
написания
приставок в
наречиях,
образованных от
существительны
хи
количественных
числительных.
Уметь:
применять
правило
слитного и
раздельного
написания
приставок в
наречиях,
образованных от
существительны
хи
количественных
числительных,
находить в
случае
затруднения
наречия в
орфографически
х словарях.

Словарноорфографическая
работа,
предупредительный
диктант

§43 упр.262

79

Слитное и
Урок
раздельное
закрепления
написание
знаний
приставок в
наречиях,
образованных от
существительных и
количественных
числительных.

Приставки в
наречиях. Имя
существительное.
Количественные
числительные.

Знать: правило
слитного и
раздельного
написания
приставок в
наречиях,
образованных от
существительны
хи
количественных
числительных.
Уметь:
применять
правило
слитного и
раздельного
написания
приставок в
наречиях,
образованных от
существительны
хи
количественных
числительных,
находить в
случае
затруднения
наречия в
орфографически
х словарях.

80

Мягкий знак после
шипящих на конце
наречий.

Урок изучения
нового
материала

81

Повторение
изученного о
наречии.

Урок
обобщения и
повторения
изученного
материала

Правописание Ь
знака на конце
наречий

Знать: правило
написания Ь
знака после
шипящих на
конце наречий.
Уметь:
применять
правило
написания Ь
знака после
шипящих на
конце наречий;
правописание Ь
знака в
различных
частях речи
Знать:
Наречие как
теоретический
часть речи.
материал,
Способы
изученный на
образования
предыдущих
наречий.
Морфологически уроках.
й разбор наречий. Уметь:
образовывать
Правописание
наречия,
наречий.
находить их в
текстах;
правильно
писать слова с
изученными
орфограммами;
выполнять
морфологически

Работа с
обобщающей
таблицей, тест

§44, вопросы
стр. 121

Опрос , тест

§32-44
упр.270

й разбор
наречий,
определять
синтаксическую
роль наречий.
82

Контрольная
работа по теме «
Наречие».

Урок контроля
знаний

Орфография.
Пунктуация.
Грамматические
разборы.

Уметь: писать
текст под
диктовку и
выполнять
грамматическое
задание к нему

Диктант с грамматическим заданием
(№5)

Задания нет

83

Анализ контрольной
работы

Урок коррекции
знаний

Анализ ошибок,
допущенных в контрольном диктанте.
Грамматические
разборы

Уметь: выполнять
работу над
ошибками,
допущенными в
контрольном
диктанте и
грамматическом
задании к нему.

Работа над ошибками

Дифференциро
ванные задания

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (3 часа, из них Р/Р – 1 час)
84

Категория
состояния как
часть речи.

Урок изучения
нового
материала

Категория
состояния.
Наречие.
Способы
выражения
сказуемого.

Знать: признаки
категории
состояния как
части речи,
отличие
категории
состояния и
наречия.
Уметь: находить
слова категории

Текущий
контроль

§45 упр.276

85

Морфологический
разбор слов
категории
состояния.

Урок изучения
нового
материала

Категория
состояния.
Наречие.

состояния,
отличать слова
категории
состояния и
наречия,
выделять слова
категории
состояния как
члены
предложения.
Знать: признаки
категории
состояния как
части речи,
отличие
категории
состояния и
наречия,
алгоритм
морфологическог
о разбора слов
категории
состояния.
Уметь: находить
слова категории
состояния,
отличать слова
категории
состояния и
наречия,
выделять слова
категории
состояния как

Словарная
работа,
морфологически
й разбор

§45, 46 упр.279
(часть 2)

86

Сжатое изложение.

члены
предложения;
выделять
грамматическую
основу в
предложениях,
выполнять
морфологически
й разбор слов
категории
состояния.
Урок развития
Принципы
Уметь: писать
речи
сжатия текста.
сжатое
Сжатое
изложение,
изложение.
применяя
основные
принципы
сжатия текста,
определять стиль
текста, тип
текста.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ( 37 ЧАСОВ)

Сжатое
изложение

дифференцирован
ное задание

ПРЕДЛОГ (9 ЧАСОВ, Из них Р/Р – 1 час)
87

Самостоятельные и Урок изучения
служебные части
нового
речи. Предлог как
материала
часть речи.

Самостоятельные
части речи.
Служебные части
речи. Предлог.
Союз. Частица.
Научный стиль.

Знать:
особенности
самостоятельных
и служебных
частей речи.
Уметь:
различать
самостоятельные

Комплексный
§47,48
анализ
текста, Упр.289
словарная работа

88

Употребление
предлогов.

Урок изучения
нового
материала

Однозначные и
многозначные
предлоги.
Падежи.

и служебные
части речи;
дифференцирова
ть служебные
части речи;
различать
предлоги,
выписывать
словосочетания с
предлогами,
производить
морфологически
й анализ
предлога;
работать с
текстом
научного стиля.
Знать:
особенности
однозначных и
многозначных
предлогов,
значение и
условия
употребления
предлогов.
Уметь:
употреблять
однозначные и
многозначные
предлоги,
составлять
словосочетания с

Работа со
§49
словарем,
упр. 294
предупредительн
ый диктант, тест

89

Непроизводные и
производные
предлоги.

Урок изучения
нового
материала

90

Непроизводные и
производные
предлоги.

Урок изучения
нового
материала

Непроизводные
предлоги.
Производные
предлоги.
Самостоятельные
части речи.
Служебные части
речи.

предлогами, в
случае
затруднений
пользоваться
«Толковым
словарем»;
исправлять
недочеты в
употреблении
предлогов.
Знать:
Текущий
непроизводные и контроль
производные
предлоги, способ
образования
производных
Предупредитель
предлогов.
ный диктант
Уметь:
распознавать
производные и
непроизводные
предлоги,
дифференцирова
ть
словосочетания с
различными
предлогами;
анализировать
производные
предлоги по их
происхождению;
исправлять
неправильное

§50 упр. 298

§50 упр. 302

употребление
предлогов.

91

Простые и
составные
предлоги.
Морфологический
разбор предлогов.

Урок изучения
нового
материала

Простые и
составные
предлоги.
Морфологически
й разбор
предлога.
Предложные
словосочетания.

Знать: простые
Комплексный
и составные
анализ текста,
предлоги,
тест
словосочетания с
простыми и
составными
предлогами;
алгоритм
морфологическог
о разбора
предлога.
Уметь:
распознавать
простые и
составные
предлоги,
дифференцирова
ть
словосочетания с
различными
предлогами;
исправлять
неправильное
употребление
предлогов;
производить

§51,52 упр. 307
(домашнее
сочинение)

морфологически
й разбор
предлогов.

92

Р. Р. Подробное
изложение.

Урок развития
речи

Тема, основная
мысль, план текста.
Стиль и тип речи.
Структура текста.
Авторский стиль

Уметь:
определять тему и
основную мысль
текста, составлять
его план; писать
изложение, сохраняя структуру
текста и авторский
стиль

Подробное
изложение

Индивидуальная
работа с текстом

93

Слитное и
раздельное
написание
предлогов.

Урок изучения
нового
материала

Производные
предлоги.
Слитное и
раздельное
написание
производных
предлогов.

Знать: правило
слитного и
раздельного
написания
производных
предлогов.
Уметь: уметь
применять
правило
слитного и
раздельного
написания
производных
предлогов;
выписывать
словосочетания с
предлогами.

Словарная
работа

§53 упр.310
(доделать)

94

Слитное и
раздельное
написание
предлогов.

Урок изучения
нового
материала

Производные
предлоги.
Слитное и
раздельное
написание
производных
предлогов.

Знать: правило
слитного и
раздельного
написания
производных
предлогов.
Уметь: уметь
применять
правило
слитного и
раздельного
написания
производных
предлогов;
выписывать
словосочетания с
предлогами;
работать с
текстом
художественного
стиля.

Предупредитель
ный диктант

§53 упр.312
(подготовиться к
выборочному
диктанту)

95

Обобщающеповторительный
урок по теме
«Предлог». Тест.

Урок
обобщения и
повторения
изученного
материала

Предлог.
Производные и
непроизводные
предлоги.
Простые и
составные
предлоги.
Морфологически
й разбор
предлога.

Знать:
теоретический
материал,
изученный на
предыдущих
уроках.
Уметь: находить
предлоги в
текстах;
правильно
писать слова с

Тест

Дифференцирован
ное задание

изученными
орфограммами;
выполнять
морфологически
й разбор
предлогов,
исправлять
ошибки в
употреблении
предлогов;
решать тестовые
задания.
СОЮЗ ( 13 часов, из них Р/Р – 1 час)

96

Союз как часть
речи. Простые и
составные союзы.

Урок изучения
нового
материала

Союз. Простые и
составные союзы.
Союзы
подчинительные
и сочинительные.
Морфологически
й разбор союза.

Знать:
особенности
союза как
служебной части
речи.
Уметь:
определять союз
как часть речи;
производить
морфологически
й анализ союза;
выделять союзы
в тексте,
классифицироват
ь союзы,
определять
основную мысль
и стиль текста.

Словарноорфографическа
я работа, анализ
текста

§54, 55 упр.317
или 319

97

Союзы
сочинительные и
подчинительные.

Урок изучения
нового
материала

Союз.
Сочинительные и
подчинительные
союзы.
Сложносочиненн
ые
сложноподчинен
ные
предложения.

98

Запятая между
простыми
предложениями в
союзном сложном
предложении.

Урок изучения
нового
материала

99

Запятая между
простыми
предложениями в
союзном сложном
предложении.

Урок изучения
нового
материала

Сложные
предложения.
Сложносочиненн
ые предложения.
Сложноподчинен
ные
предложения.
Сочинительные
союзы.
Подчинительные
союзы. Простые
предложения с
однородными

Знать:
особенности
сочинительных и
подчинительных
союзов.
Уметь:
распознавать
сочинительные и
подчинительные
союзы,
выписывать
сложные
предложения,
дифференцируя
их по союзам;
составлять
сложные
предложения,
используя
разные союзы.
Знать: правило
постановки
запятой между
простыми
предложениями
в союзном
сложном
предложении.
Уметь:
применять
правило
постановки
запятой между

Текущий
контроль

§56 упр. 322

Текущий
контроль

§57 упр.326

Предупредитель
ный диктант,
проверочная
работа

§57 выписать из
текстов
художественных
произведений
примеры сложных
предложений

членами. Знаки
препинания в
простых и
сложных
предложениях.

100

Проверочная
работа по теме
«Пунктуация в
простом и
сложном
предложении»

Урок контроля
знаний

Орфография.
Пунктуация.
Грамматические
разборы.

101

Р. Р. Сочинение по
картине.

Урок развития
речи

Тема сочинения.
План сочинения.
Материалы к
сочинению

простыми
предложениями
в союзном
сложном
предложении,
составлять
схемы сложных
предложений,
составлять
сложные
предложения по
схемам, отличать
простые
предложения с
однородными
членами от
сложных
предложений.
Уметь:
записывать
текст, расставляя
знаки
препинания и
выполняя
грамматическое
задание к нему
Уметь:
самостоятельно
писать
сочинение на
заданную тему;
связно и
последовательно

Проверочная
работа с
грамматическим
заданием

Задания нет

Сочинение

задания нет

излагать свои
мысли

102

Сочинительные
союзы.

Урок изучения
нового
материала

Сочинительные
союзы.
Соединительные
союзы.
Противительные
союзы.
Разделительные
союзы.

Знать:
классификацию
союзов по
значению.
Уметь:
опознавать
разные по
значению союзы,
составлять
предложения по
схемам,
используя
разные союзы;
выделять
однородные
члены
предложения и
основы
предложений;
определять тип и
стиль текста.

Текущий
контроль, работа
с таблицами

§58, упр. 333

103

Подчинительные
союзы.
Морфологический
разбор союзов.

Урок изучения
нового
материала

Подчинительные
союзы. Группы
подчинительных
союзов:
причинные,
целевые,
временные,
условные,
сравнительные,
изъяснительные.
Морфологически
й разбор союза.

104

Подчинительные
союзы.
Морфологический
разбор союзов.

Урок изучения
нового
материала

Подчинительные
союзы. Группы
подчинительных
союзов:
причинные,
целевые,
временные,

Знать:
классификацию
подчинительных
союзов по
значению;
алгоритм
морфологическог
о разбора союза.
Уметь:
опознавать
разные по
значению
подчинительные
союзы,
составлять
сложноподчинен
ные
предложения из
данных простых,
составлять
сложные
предложения по
схемам,
выполнять
морфологически
й разбор союзов.
Знать:
классификацию
подчинительных
союзов по
значению;
алгоритм
морфологическог

Текущий
контроль

§59, 60
Упр. 339

Текущий
контроль

§59, 60
Упр. 343
(написать
сочинение по
материалам,
подготовленным в
классе)

условные,
сравнительные,
изъяснительные.
Морфологически
й разбор союза.

105

Слитное написание Урок изучения
союзов ТАКЖЕ,
нового
ТОЖЕ, ЧТОБЫ.
материала

о разбора союза.
Уметь:
опознавать
разные по
значению
подчинительные
союзы,
составлять
сложноподчинен
ные
предложения из
данных простых,
составлять
сложные
предложения по
схемам,
выполнять
морфологически
й разбор союзов;
подбирать
материал для
сочинениярассуждения.
Знать: правило
Союзы ТОЖЕ,
ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. написания
союзов.
Наречие с
Уметь:
частицей (ТАК

Текущий
контроль

§61 упр.350
(подготовиться к
диктанту)

106

Слитное написание Урок изучения
союзов ТАКЖЕ,
нового
ТОЖЕ, ЧТОБЫ.
материала

ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО
БЫ).

107

Повторение
изученного о
предлогах и
союзах. Тест.

Предлоги.
Производные и
непроизводные
предлоги.
Простые и
составные
предлоги. Союзы
простые и
составные,
подчинительные
и сочинительные.

Урок
обобщения и
систематизации
знаний

применять
орфографическое
правило
написания
союзов ТОЖЕ,
ТАКЖЕ,
ЧТОБЫ,
отличать союзы
от наречий с
частицей (ТО
ЖЕ, ТАК ЖЕ,
ЧТО БЫ);
определять стиль
текста,
расставлять
знаки
препинания в
простом и
сложном
предложениях.
Знать:
теоретический
материал,
изученный на
предыдущих
уроках.
Уметь: находить
предлоги и
союзы в текстах;
правильно
писать слова с
изученными
орфограммами;

Проверочный
диктант

Тест или
проверочная
работа

§61 упр.349,
вопросы на стр.
162

Дифференцирован
ное задание по
упр.356

выполнять
морфологически
й разбор
предлогов и
союзов,
исправлять
ошибки в
употреблении
предлогов;
составлять
сложные
предложения,
решать тестовые
задания.
108

Контрольная
работа по теме
«Предлог. Союз»

ЧАСТИЦА (15 часов, из них Р/Р – 3 часа). МЕЖДОМЕТИЕ (1 ЧАС)
109

Частица как часть
речи.

Урок изучения
нового
материала

Текущий
Частица как часть Знать:
особенности
контроль
речи.
частицы как
части речи.
Уметь:
выделять
частицы в тексте,
определять
значение частиц
в предложении;

§62 упр.359

доказывать
частеречную
принадлежность
слов.

110

Разряды частиц.
Формообразующие
частицы.

Урок изучения
нового
материала

Частица. Разряды
частиц.
Формообразующ
ие частицы.
Условное и
повелительное
наклонение
глагола. Степени
сравнения
прилагательных и
наречий.

Знать: разряды
Текущий
частиц по
контроль
значению,
употреблению и
строению.
Уметь:
распознавать
разряды частиц
по значению,
употреблению и
строению,
составлять и
записывать
рассказ по
рисункам;
озаглавливать
текст, определять
стиль речи.

§63 упр. 364
(дописать
сочинение)

111

Смысловые
частицы.

Урок изучения
нового
материала

Частица. Разряды
частиц.
Смысловые
частицы.

Знать: разряды
частиц.
Уметь:
определять,

§64 упр. 368

Комплексный
анализ текста

112

Смысловые
частицы.

Урок изучения
нового
материала

Разговорный,
публицистически
й,
художественный
стили речи.

113

Раздельное и
дефисное
написание частиц.
Морфологический
разбор частицы.

Урок изучения
нового
материала

Раздельное и
дефисное
написание
частиц.
Морфологически
й разбор частиц.

какому слову или
какой части
текста частицы
придают
смысловые
оттенки (вопрос,
восклицание,
указание,
сомнение
уточнение и т.д.);
выделять
смысловые
частицы,
производить
замены частиц;
создавать текстинструкцию.
Знать: правило
раздельного и
дефисного
написания
частиц.
Уметь:
применять
правило
раздельного и
дефисного
написания
частиц,
составлять
предложения с
частицами.

Проверочный
диктант

§64 упр. 374

Словарноорфографическа
я работа

§65,66 упр.
384

114

Отрицательные
частицы НЕ и НИ.

Урок изучения
нового
материала

115

Отрицательные
частицы НЕ и НИ.

Урок изучения
нового
материала

116

Различение
частицы и
приставки НЕ-.

Урок изучения
нового
материала

117

Различение
частицы и
приставки НЕ-.

Урок изучения
нового
материала

Отрицательные
частицы НЕ и
НИ. Приставки
НЕ- и НИ-.

Отрицательные
частицы НЕ и
НИ. Приставки
НЕ- и НИ-.

Знать:
отрицательные
частицы НЕ и
НИ, приставки
НЕ- и НИ-.
Уметь:
дифференцирова
ть НЕ и НИ как
частицы и
приставки,
подбирать
частицы с
отрицательным
значением.
Знать:
отрицательные
частицы НЕ и
НИ, приставки
НЕ- и НИ-.
Уметь:
дифференцирова
ть НЕ и НИ как
частицы и
приставки,
подбирать
частицы с
отрицательным
значением;
составлять
словосочетания и
предложения с
частицами.

Текущий
контроль

§67 упр.387

Тест

§67 упр.392
(подготовиться к
словарному
диктанту)

Словарный
диктант

§68 упр.396

Опрос,
выборочный
диктант

§68
упр.399(доделать)

118

Р. Р. Сочинение Урок развития
рассказ по данному речи
сюжету.

Тема сочинения.
План сочинения.
Материалы к
сочинению

119

Частица НИ,
приставка НИ-,
союз НИ – НИ.

Частица НИ,
приставка НИ-,
союз НИ-НИ.

Урок изучения
нового
материала

Уметь:
самостоятельно
писать
сочинение на
заданную тему;
связно и
последовательно
излагать свои
мысли.
Знать: отличие
частиц,
приставок,
союзов.
Уметь:
опознавать
частицу,
приставку, союз
в упражнениях;
обозначать
изученные
орфограммы;
составлять
сложные
предложения с
наречиями,
местоимениями,
частицами.

Сочинение

задания нет

Текущий
контроль

§69
упр. 405, вопросы
стр.183

120

121

122

Повторение
изученного
материала о
частицах.

Урок
обобщения и
систематизации
знаний

Подробное
изложение с
элементами
сочинения
Подробное
изложение с
элементами
сочинения

Урок развития
речи
Урок развития
речи

Частицы
формообразующи
е и смысловые.
Отрицательные
частицы.
Морфологически
й разбор частиц.

Знать:
теоретический
материал,
изученный на
предыдущих
уроках.
Уметь: находить
частицы;
правильно
писать слова с
изученными
орфограммами;
выполнять
морфологически
й разбор частиц,
составлять
сложные
предложения,
решать тестовые
задания.

Тест или
проверочная
работа

Тема, основная
мысль, план
текста. Стиль и
тип речи.
Структура текста.
Авторский стиль

Уметь:
определять тему
и основную
мысль текста,
составлять его
план; писать
изложение,
сохраняя
структуру текста
и авторский
стиль

Подробное
изложение

Дифференцирован
ное задание по
упр.414

Индивидуальная
работа с текстом

123

Тест по теме
«Служебные части
речи»

124

Междометие как
часть речи. Дефис
в междометиях.
Знаки препинания
при междометиях.

Дифференцирован
Знать:
Тест
теоретический
ные задания
материал,
изученный на
предыдущих
уроках.
Уметь: решать
тестовые
задания,
применяя
полученные
знания.
Урок изучения Междометие.
Знать:
Текущий
§70,71 упр.421
нового
Производные и
грамматические
контроль
материала
непроизводные
особенности
междометия.
междометий.
Дефис в
Уметь:
междометиях.
дифференцирова
ть междометия в
предложениях,
опознавать
междометия,
употребленные в
значении других
частей речи;
расставлять
знаки
препинания при
междометиях.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-7 КЛАССАХ
Урок контроля
знаний

Служебные части
речи. Предлог.
Союз. Частица.

125

Разделы науки о
русском языке.
Текст. Стили речи.

Урок повторения и обобщения
знаний,
развития речи

126

Разделы науки о
русском языке.
Текст. Стили речи.

127

Фонетика и
графика.

Урок
повторения и
обобщения
знаний

128

Лексика и
фразеология.

Урок
повторения и
обобщения
знаний

Разделы науки о
языке (фонетика,
лексика,
словообразование
, морфология,
синтаксис)

Знать:
теоретический
материал по теме
урока,
изученный в 7
классе,
терминологию.
Уметь:
применять на
практике
изученные
правила.
Фонетика. Звуки. Знать:
Ударные и
теоретический
безударные.
материал по теме
Твердые и мягкие урока,
согласные,
изученный в 7
звонкие и глухие. классе,
Фонетический
терминологию.
разбор слов.
Уметь:
применять на
практике
изученные
правила.
Знать:
Лексикология.
Фразеология.
теоретический
материал по теме
Лексическое и
грамматическое
урока,
изученный в 7
значение слова.
Синонимы.
классе,
терминологию.
Антонимы.
Омонимы.
Уметь:
применять на
Заимствованные

Работа с
таблицами,
свободный
диктант,
сочинение

§72,73
Дописать
сочинение по
материалам,
подготовленным в
классе

Тематический
контроль

§74 упр.431

Тематический
контроль, опрос

§75
дифференцирован
ные задания

и исконно
русские слова.

практике
изученные
правила.
Знать:
теоретический
материал по теме
урока,
изученный в 7
классе,
терминологию.
Уметь:
применять на
практике
изученные
правила.
Уметь:
выполнять
тестовые задания
в формате ЕГЭ

Тематический
контроль, тест,
опрос

§76 упр. 438

Тестовые
задания
в
формате ЕГЭ

Задания нет

Знать:
теоретический
материал по теме
урока,
изученный в 7
классе,
терминологию.
Уметь:
применять на
практике
изученные

Комплексный
анализ текста,
морфологически
й разбор разных
частей речи.

§77 упр. 443

129

Морфемика.
Словообразование.

Урок
повторения и
обобщения
знаний

Морфемика.
Словообразовани
е. Строение слов.
Образование
слов.

130

Промежуточная
аттестация в
формате ЕГЭ.

Урок контроля
знаний

Орфография.
Пунктуация.
Грамматические
разборы

131

Морфология

Урок
повторения и
обобщения
знаний

132

Морфология.

Урок
повторения и
обобщения
знаний

Морфология.
Самостоятельные
и служебные
части речи.
Междометия.
Синтаксическая
роль частей речи.

§77 упр. 446

правила.

133

Орфография.

Урок
повторения и
обобщения
знаний

Орфография.
Орфограмма.

134

Синтаксис.
Пунктуация.

Урок
повторения и
обобщения
знаний

Синтаксис.
Словосочетание.
Предложение.
Члены
предложения.
Обращение.
Однородные
члены
предложения.
Простое
предложение.
Сложное
предложение.

Знать:
теоретический
материал по теме
урока,
изученный в 7
классе,
терминологию.
Уметь:
применять на
практике
изученные
правила.
Знать:
теоретический
материал по теме
урока,
изученный в 7
классе,
терминологию.
Уметь:
применять на
практике
изученные
правила.

Комплексный
анализ текста

§78
Упр.453

Тематический
контроль

§79 упр. 459

135

Синтаксис.
Пунктуация.

136

Резервный урок.

Урок
повторения и
обобщения
знаний

Пунктуация.
Знаки
завершения,
разделения.
Пунктуация при
однородных
членах
предложения,
причастных и
деепричастных
оборотах, в
сложных
предложениях.
Пунктуация при
прямой речи и
диалоге.

Знать:
теоретический
материал по теме
урока,
изученный в 7
классе,
терминологию.
Уметь:
применять на
практике
изученные
правила.

Тематический
контроль

§80 упр. 464

Раздел V. Учебно-методическое обеспечение.
Литература для учителя
1) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской,
М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. . 9-11 классы –
М.: Просвещение, 2011
2) С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников- М.:Просвещение,
2011
3) Г.А. Богданова Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
4) Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2005.
5)М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО,
2012.
6) Г.Г. Граник Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.,
1991.
7) А.Д. Дейкина Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6
классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
8) Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс –
М.:ВАКО, 2010
9) П.Ф. Ивченков Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.
10)
В.И.Капинос Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В.
И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.
11)
Н.А. Сенина Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов
н/Д: Легион, 2009
Литература для учащихся
1)
С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 7 класс: контрольные работы
тестовой формы – М.: Вентана-Граф, 2012
2)
Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986
3)
Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение,
2006.
4)
Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.
5)
Русский язык: Учебник для 7 кл.
общеобразовательных
учреждений /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - 33-е издание,
доработанное. - М.: Просвещение, 2006.
6)
С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 7-й кл.: к учебнику Т.А.
Ладыженской- М.: АСТ, 2012.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».