для учащихся 9 класс 2022 – 2023 учебный год Рабочая программа учебного курса родной язык для учащихся 9 класс 2022 – 2023 учебный год Аннотация к рабочей программе по родному русскому языку 9 класс Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» разработана на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», Приказа Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897» Обоснование выбора программы Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Пояснительная записка Содержание учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе Раздел 1. Язык и культура (10 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Раздел 2. Культура речи (10 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием. УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 4 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 5 Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Резерв учебного времени — 5 ч. УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 6 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии «Язык и культура» научится: • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; • понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; • приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • понимать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным компонентом, правильно употреблять их в речи; УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-90700786-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 7 • выявлять единицы языка с национальнокультурным компонентом значения в исторических текстах; • приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор; • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного); • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); • понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке; • характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения; • понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур; • характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного); • комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; • понимать особенности освоения иноязычной лексики; • определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова; • распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного); • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 8 «Культура речи» научится: • осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; • осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного); • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; • употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы; • понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка; • правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма; • различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка; • анализировать и различать типичные речевые ошибки; • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; • объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов; • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок; УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 9 • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка; • редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; • использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии; • понимать активные процессы в современном русском речевом этикете; • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления; • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания; • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи; «Речь. Речевая деятельность. Текст» научится: • использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 10 • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.; • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.; • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации; • анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; • анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма; • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме; • строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии; • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк). УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 11 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 9 КЛАСС № урока Тема Основное содержание Материалы учебника Кол-во часов Раздел 1. Язык и культура 10 1 Отражение в русском языке культуры и истории русского народа Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка. Понятие о русской языковой картине мира. Орфографический и пунктуационный практикум § 1- 1 2 Ключевые слова русской культуры Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Основные тематические разряды ключевых слов русской культуры: обозначение понятий и предметов традиционного быта; обозначение понятий русской государственности; обозначение понятий народной этики. § 2 -1 3 Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. Понятие о русской ментальности. Орфографический и пунктуационный практикум § 2 -1 4 Крылатые слова и выражения в русском языке Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Орфографический и пунктуационный практикум § 3- 1 5 Развитие русского языка как закономерный процесс Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, Орфографический и пунктуационный практикум § 4- 1 6 Основные тенденции развития современного русского языка Общее представление об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Орфографический и пунктуационный практикум § 5- 1 7 Новые иноязычные заимствования в современном русском языке Активизация процесса заимствования иноязычных слов. Орфографический и пунктуационный практикум § 6- 1 8 Словообразовательные неологизмы в современном русском языке Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов. Орфографический и пунктуационный практикум § 7- 1 9 Переосмысление значений слов в современном русском языке Общее представление о процессах переосмысления имеющихся в языке слов; отражение в толковых словарях изменений в § 8 -1 УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 12 № урока Тема Основное содержание Материалы учебника Кол-во часов языке лексическом значении слова. Орфографический и пунктуационный практикум 10 Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке Общее представление о процессах изменения стилистической окраски слов и их стилистической переоценке; отражение в толковых словарях изменений в стилистической окраске слов. Орфографический и пунктуационный практикум. Ключевые слова раздела. Обобщение материала § 9- 1 11 Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы) Раздел 2. Культура речи 12 Орфоэпические нормы современного русского литературного языка Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях § 10- 1 13 Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием. Орфографический и пунктуационный практикум § 10 1 14 Лексические нормы современного русского литературного языка Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости § 11 -1 15 Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Орфографический и пунктуационный практикум § 11- 1 16 Грамматические нормы современного русского литературного языка Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Управление: управление в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Типичные грамматические ошибки. § 12 -1 17 Управление в словосочетаниях с предлогом по в распределительном значении и количественными числительными (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное § 12 -1 УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 13 № урока Тема Основное содержание Материалы учебника Кол-во часов употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Типичные грамматические ошибки 18 Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные грамматические ошибки § 12 -1 19 Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Орфографический и пунктуационный практикум § 12- 1 20 Речевой этикет в деловом общении Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Орфографический и пунктуационный практикум § 13- 1 21 Правила сетевого этикета Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Ключевые слова раздела. Обобщение материала § 14- 1 22 Проверочная работа № 2 (представление проектов, результатов исследовательской работы) 1 Раздел 3. Речь. Текст 10. 23 Русский язык в Интернете Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение § 15- 1 24 Этикет интернет-переписки. Орфографический и пунктуационный практикум § 15- 1 25 Виды преобразования текстов Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация. Орфографический и пунктуационный практикум. Виды преобразования текстов: конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации § 16 1 26- 27 Разговорная речь. Анекдот, шутка Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Орфографический и пунктуационный практикум § 17- 1 28 Официально-деловой стиль. Деловое письмо Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Орфографический и пунктуационный § 18 1 УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 14 № урока Тема Основное содержание Материалы учебника Кол-во часов практикум 29 Научноучебный подстиль. Доклад, сообщение Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Орфографический и пунктуационный практикум § 19- 1 30 Публицистический стиль. Проблемный очерк Публицистический стиль. Проблемный очерк. Орфографический и пунктуационный практикум § 20 -2 31 Язык художественной литературы. Прецедентные тексты Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст § 21- 1 32 Афоризмы. Прецедентные тексты. Орфографический и пунктуационный практикум. Ключевые слова раздела. Обобщение материала § 21- 1 33 Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов исследовательской работы) 1 34 –Резерв.