род.язык 9 класс

для учащихся 9 класс
2022 – 2023 учебный год

Рабочая программа
учебного курса
родной язык

для учащихся 9 класс
2022 – 2023 учебный год

Аннотация
к рабочей программе по родному русскому языку 9 класс
Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» разработана
на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О
внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об
образовании в Российской Федерации”»,
Приказа Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»
Обоснование выбора программы

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана
для
функционирующих
в
субъектах
Российской
Федерации
образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным
курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка
обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение
и поддержку основного курса русского языка, обязательного для
изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим
федеральным
государственным
образовательным
стандартом.
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе
Раздел 1. Язык и культура (10 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры
ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный
процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об
активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов,
изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в

современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный
прием. УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н.,
Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная
литература», 2018 4 Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и
точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов
благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях
с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово —
обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания
(приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в
частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении
сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что
и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в
сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. УЧЛИТ ©
Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г.,
Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 5
Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернет-полемики. Этикетное
речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных
сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи Виды преобразования
текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления
информации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в
художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Резерв
учебного времени — 5 ч. УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н.,
Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 ©
Издательство «Учебная литература», 2018 6
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе
Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение
предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система
планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в
отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными,
познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями
овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в
9-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце пятого года изучения курса

русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии
«Язык и культура» научится: • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; •
понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; • приводить
примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества; • приводить
примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и
культуру страны; • понимать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным
компонентом, правильно употреблять их в речи; УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О.
В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-90700786-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 7 • выявлять единицы языка с национальнокультурным компонентом значения в исторических текстах; • приводить примеры национального
своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное
своеобразие общеязыковых и художественных метафор; • понимать и истолковывать значения
фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и
комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в
современных ситуациях речевого общения; • распознавать источники крылатых слов и выражений
(в рамках изученного); • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и
выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); • понимать и
комментировать основные активные процессы в современном русском языке; • характеризовать
лексику русского языка с точки зрения происхождения; • понимать процессы заимствования
лексики как результат взаимодействия национальных культур; • характеризовать заимствованные
слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые
древние и более поздние) (в рамках изученного); • комментировать роль старославянского языка в
развитии русского литературного языка; • понимать особенности освоения иноязычной лексики; •
определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать
неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять
иноязычные слова; • распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять
происхождение названий русских городов (в рамках изученного); • регулярно использовать
словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида
словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных
слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;
учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. УЧЛИТ © Александрова О.
М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018
ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 8 «Культура речи» научится:
• осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека; • осознавать свою ответственность за языковую культуру как
общечеловеческую ценность; • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах
имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного); • различать
варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом
произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; • употреблять слова с учетом
стилистических вариантов орфоэпической нормы; • понимать активные процессы в области
произношения и ударения современного русского языка; • правильно выбирать слово,
максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной
действительности; • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚
паронимов; • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости; • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в
рамках изученного); • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма; • различать слова с
различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные,
глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка; • анализировать и различать
типичные речевые ошибки; • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; •
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; • объяснять управление предлогов
благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚
употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением; построение простых предложений с причастными и

деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных
видов; • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать
предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок; УЧЛИТ ©
Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г.,
Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 9 •
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам
современного литературного языка; • редактировать предложения, избегая нагромождения одних
и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую
этикетную вербальную и невербальную манеру общения; • использовать при общении в
электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального русского речевого этикета; • соблюдать нормы русского
этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; • использовать в общении
этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии; • понимать
активные процессы в современном русском речевом этикете; • использовать толковые, в том числе
мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его
употребления; • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические
словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания; • использовать
словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к
ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; •
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования,
словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов
грамматической нормы; в процессе редактирования текста; • использовать орфографические
словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и
постановки знаков препинания в письменной речи; «Речь. Речевая деятельность. Текст» научится:
• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое
интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи; УЧЛИТ © Александрова О. М.,
Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN
978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018 10 • пользоваться различными
видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; •
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; • уместно
использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение,
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.; •
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении:
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.; • владеть
умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными
способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация,
конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации; •
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно
использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; • анализировать
структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма; •
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат
в письменной форме и представлять его в устной форме; • строить устные учебно-научные
сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника,
доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии; • анализировать и создавать тексты
публицистических жанров (проблемный очерк). УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В.,
Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4
© Издательство «Учебная литература», 2018 11

Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
9 КЛАСС № урока Тема Основное содержание Материалы учебника
Кол-во часов
Раздел 1. Язык и культура 10
1 Отражение в русском языке культуры и истории русского народа Русский язык как зеркало
национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка.
Понятие о русской языковой картине мира. Орфографический и пунктуационный практикум § 1- 1
2 Ключевые слова русской культуры Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры,
их национально-историческая значимость. Основные тематические разряды ключевых слов
русской культуры: обозначение понятий и предметов традиционного быта; обозначение понятий
русской государственности; обозначение понятий народной этики. § 2 -1
3 Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления.
Понятие о русской ментальности. Орфографический и пунктуационный практикум § 2 -1
4 Крылатые слова и выражения в русском языке Крылатые слова и выражения (прецедентные
тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и
т.п. Орфографический и пунктуационный практикум § 3- 1
5 Развитие русского языка как закономерный процесс Развитие языка как объективный
процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений,
Орфографический и пунктуационный практикум § 4- 1
6 Основные тенденции развития современного русского языка Общее представление об
активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Орфографический и пунктуационный практикум § 5- 1
7 Новые иноязычные заимствования в современном русском языке Активизация процесса
заимствования иноязычных слов. Орфографический и пунктуационный практикум § 6- 1
8 Словообразовательные неологизмы в современном русском языке Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов. Орфографический и
пунктуационный практикум § 7- 1
9 Переосмысление значений слов в современном русском языке Общее представление о
процессах переосмысления имеющихся в языке слов; отражение в толковых словарях изменений в
§ 8 -1 УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н.,
Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная
литература», 2018 12 № урока Тема Основное содержание Материалы учебника Кол-во часов
языке лексическом значении слова. Орфографический и пунктуационный практикум
10 Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке Общее
представление о процессах изменения стилистической окраски слов и их стилистической
переоценке; отражение в толковых словарях изменений в стилистической окраске слов.
Орфографический и пунктуационный практикум. Ключевые слова раздела. Обобщение материала
§ 9- 1
11 Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской
работы) Раздел 2. Культура речи
12 Орфоэпические нормы современного русского литературного языка Основные
орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях § 10- 1

13 Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической
нормы как художественный прием. Орфографический и пунктуационный практикум § 10 1
14 Лексические нормы современного русского литературного языка Основные лексические
нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение
вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Лексическая
сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚
связанные с нарушением лексической сочетаемости § 11 -1
15 Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные
с речевой избыточностью. Орфографический и пунктуационный практикум § 11- 1
16 Грамматические нормы современного русского литературного языка Основные
грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные
пометы. Управление: управление в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки.
Типичные грамматические ошибки. § 12 -1
17 Управление в словосочетаниях с предлогом по в распределительном значении и
количественными числительными (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово —
обижен словами). Правильное § 12 -1 УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева
Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 ©
Издательство «Учебная литература», 2018 13 № урока Тема Основное содержание Материалы
учебника Кол-во часов употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из
Москвы — приехать с Урала). Типичные грамматические ошибки
18 Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью. Типичные грамматические ошибки § 12 -1
19 Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в
предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений. Орфографический и пунктуационный практикум § 12- 1
20 Речевой этикет в деловом общении Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии,
интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Орфографический и пунктуационный практикум § 13- 1
21 Правила сетевого этикета Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Ключевые слова раздела. Обобщение материала § 14- 1
22 Проверочная работа № 2 (представление проектов, результатов исследовательской работы) 1
Раздел 3. Речь. Текст 10.
23 Русский язык в Интернете Русский язык в Интернете. Правила информационной
безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение § 15- 1
24 Этикет интернет-переписки. Орфографический и пунктуационный практикум § 15- 1
25 Виды преобразования текстов Текст как единица языка и речи. Виды преобразования
текстов: аннотация. Орфографический и пунктуационный практикум. Виды преобразования
текстов: конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации § 16 1
26- 27 Разговорная речь. Анекдот, шутка Функциональные разновидности языка. Разговорная
речь. Анекдот, шутка. Орфографический и пунктуационный практикум § 17- 1

28 Официально-деловой стиль. Деловое письмо Официально-деловой стиль. Деловое письмо,
его структурные элементы и языковые особенности. Орфографический и пунктуационный § 18 1
УЧЛИТ © Александрова О. М., Загоровская О. В., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А.
Г., Васильевых И. П., 2018 ISBN 978-5-907007-86-4 © Издательство «Учебная литература», 2018
14 № урока Тема Основное содержание Материалы учебника Кол-во часов практикум 29 Научноучебный подстиль. Доклад, сообщение Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь
оппонента на защите проекта. Орфографический и пунктуационный практикум § 19- 1
30 Публицистический стиль. Проблемный очерк Публицистический стиль. Проблемный
очерк. Орфографический и пунктуационный практикум § 20 -2
31 Язык художественной литературы. Прецедентные тексты Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст § 21- 1
32 Афоризмы. Прецедентные тексты. Орфографический и пунктуационный практикум.
Ключевые слова раздела. Обобщение материала § 21- 1
33 Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов исследовательской работы) 1
34 –Резерв.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».