род. литер 2022-2023 9 кл

для учащихся 9 класс
2022 – 2023 учебный год

Рабочая программа
учебного курса
родная литература

для учащихся 9 класс
2022 – 2023 учебный год

Аннотация
к рабочей программе по родной литературе
9 класс
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Приказами Министерства образования и науки российской Федерации:
от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
от 31.12.2015 года №№ 1576, 1577, 1578 «О внесении изменений во ФГОС начального
общего, основного общего и среднего общего образования»
Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во



















всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на

этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в
диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её
обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Календарно-тематическое планирование уроков по родной литературе в 9
классе
Раздел
Тема урока
Основное содержание Основные виды деятельности
Виды контроля
ИКТ
1.
Книга бессмертна(2 ч)
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Письма№ 22,23
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в
постановке и решении существенно значимых проблем, возможную полемику с другими
произведениями близкой тематики.
Текущий. Оценка устных ответов

2.
Любовь к книге
В.Г.Лидин «Друзья мои-книги»(заметки книголюба). «книга бессмертна».
Подвиг женщин. Спасение библиотеки.
Устные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге.

2.О матерях можно рассказывать бесконечно… (2 ч.) Закруткин «Матерь
человеческая».
3
Образ матери.
Дать общую характеристику художественного мира произведения.
Анализ текста. Выразительное чтение. Составление характеристики.
Текущий.
Оценка выразительного чтения и устных высказываний
АРМУ

4.
Сочинение «Образ матери в русской литературе19-20 в.в.
Работа над сочинением.
Оценка работ
Нравственность- основа всех человеческих ценностей (4ч.)
5
Образ учителя. Тема памяти в рассказе В.Быкова «Обелиск»
Характеристика художественного мира произведения.
Дают общую характеристику художественного мира произведения.
Текущий.
Оценка выразительного чтения и устных выступлений.
АРМУ
6.
В.Быков «Сотников». Учатся у тех, кого любят. Образ учителя.

Роль художественных деталей в создании образа героя и его чувства.
Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов.
Текущий.
Оценка за анализ произведения.
7.
Тема нравственного выбора.
М.А.Шолохов «Судьба человека». Нравственный выбор- один из основных мотивов
рассказа.
Выразительное чтение, анализ фрагментов произведения, работа с художественноизобразительными средствами.
Текущий.
Оценка за анализ произведения.
АРМУ.
8.Сочинение-размышление» Образ учителя в русской литературе».
Сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и
читательского опыта.
Разрабатывают план. Пишут сочинение.
Проверка сочинений.
Память культуры (2ч.)
9
К.Г.Паустовский «Медные доски». Основная мысль произведения.
Общая характеристика художественного мира произведения.
Дают общую характеристику художественного мира произведения, основная мысль.
Текущий.
Оценка выразительного чтения и устных выступлений.
10 Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Письмо №41 «Память культуры».
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Готовят развернутый устный или письменный ответ.
Письменная работа.
Война-это священный долг, когда защищают Родину (3ч.)
13.Б.П.Екимов «Ночь исцеления»
Особенности прозы писателя.

Особенности характера, надежды и разочарование героев.
Анализ текста. Анализ эпизода
Текущий.

Оценка выразительного чтения и устных высказываний .
Внутренняя драма героини, связанная пережитым во время войны.
Особенности художественной детали, раскрывающей образ героини.
Готовить развернутый устный или письменны ответ.
Текущий

Оценка выразительного чтения и устных высказываний .
АРМУ.
14 Сюжет и герои повести В.Быкова «Обелиск»
Теоретико-литературные знания. Сюжет и фабула. Композиция. Время и пространство в
произведении.
Рассматривают способы создания характера. Портрет. Речь. Система персонажей.
Проверка знания теории литературы.
Нравственные истоки героизма народа на войне.
Проблематика повести.
Рассматривают способы создания характера. Портрет. Речь. Система персонажей.
Текущий
Оценка выразительного чтения и устных выступлений

К.р. Подготовка проекта по теме «Герои В.О. войны в литературе 20 века»
Подготовка проекта по теме «Герои В.О. войны в литературе 20 века».
Составляют план работы, собирают и систематизируют материал.
Защита проекта.
Индивидуальная и групповая защита проектов.
Взросление-трудная штука(2ч.)
15. А.Костюнин «Совенок».
Нравственное взросление героя.

Дают общую характеристику художественного мира произведения.
Текущий.
Оценка выразительного чтения и устных выступлений.
15 проблема памяти, долга, ответственности. Непреходящей человеческой жизни в
изображении писателя.
Сравнительный анализ образов персонажей. Составление словаря устаревших слов.
Теукущий.
Оценка выразительного чтения и устных выступлений.
АРМУ
Поэтический образ Родины(1ч)
16
Родная природа в лирике Н.Рубцова. Портрет поэта. «В осеннем лесу». «Зеленые цветы»
Тема родной природы в произведениях поэта.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Исполнения актеров.
Текущий
Оценка выразительного чтения и устных выступлений.
Н Рубцов «Во время грозы»
Образы, созданные поэтом, чувства лирического героя, способы их выражения.
Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение.
Текущий
Оценка выразительного чтения наизусть и устных выступлений.
17.
Промежуточная аттестация. Письменный ответ на вопрос проблемного
характера.(1ч.)

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».