литература 11 класс 2022-2023

Рабочая программа
учебного курса
русский язык

для учащихся 11 класс
2022 – 2023 учебный год

Аннотация
к рабочей программе
литература 11 класс
1. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы, опубликованной в
«Вестнике образования» в сентябре 2004г. Она основана на новом базисном плане, который отводит на
изучение литературы в 11 классе 102 часа(3 часа в неделю). Использована Программа по литературе 511 класс (базовый уровень)/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред. В.Я.Коровиной.
М.: «Просвещение». 2010 г. к учебнику Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. Базовый уровень.В 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.:
Просвещение, 2020
Пояснительная записка

Цели:Предметно-ориентированные

• воспитание духовно развитой личности, готовой
к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в
современном мире; формирование
гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы
в ряду других искусств; культуры читательского
восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции, исторической и эстетической
обусловленности литературного процесса;
образного и аналитического мышления,
эстетических и творческих способностей
учащихся, читательских интересов,
художественного вкуса; устной и письменной речи
учащихся;
• освоение текстов художественных произведений
в единстве содержания и формы, основных
историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий; формирование общего
представления об историко-литературном

Традиционные формы уроков
Беседа
Комбинированный урок
Комментированное чтение
Лекция
Смотр знаний
Анализ эпизода
Диспут (в методике испол.
давно)
Сочинение

Эмоциональнообразные
Композиция
Спектакль
Урок-суд

Нестандартные формы уроков
Уроки истолкования (не эмоциональнообразные)
Исследование
Урок с использованием компьютерных
технологий
Практикум
Семинар
Читательская конференция

процессе;
• совершенствование умений анализа и
интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историколитературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания
сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой
информации, в том числе в сети Интернета.

Формы контроля: устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения
разнообразных жанров, анализ текста
Технологии, методики:
1. уровневая дифференциация;
2. проблемное обучение;
3. информационно-коммуникационные технологии;
4. модульное обучение;
5. здоровьесберегающие технологии;
6. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Раздел II. Содержание обучения
Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература
и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле
которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература,
официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что
противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы.
Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти,
национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

3

Литература начала XX века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской
классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха
— основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность
отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие
литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Последний шмель», «Одиночество» (возможен выбор трех других
стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита,
сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской
классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый
понедельник», «Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив
увядания и запустения дворянских гнезд. «Антоновские яблоки». Предчувствие гибели традиционного
крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в
рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней
изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и
тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление
представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ
«Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). По этическое изображение природы в повести
«Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей.
Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».
Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях
«Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая
история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое
звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской
психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и
суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя.
Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности
композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия
произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления
унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе
и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в
человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии. Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло
губ. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и
поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту»,
«Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник
символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур,
мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору
учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь»,
«Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии
Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в
эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и
учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на миро воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение
4

(сбор ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»).
Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и
отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой,
О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый
Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие
стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость,
праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости,
обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов
и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного,
«самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и
др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б.
Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма
крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в
шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учи теля и
учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества.
Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительновыразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись
(углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка»,
«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»
(из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для
изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен
выбор других стихотворений). Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние
Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о
Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и
интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном
мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом».
Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками.
Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретнореалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения.
Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность
финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция
и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор). Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...».
(Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской
поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и
др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин.
Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные
аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя
родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо
матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не
плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я
покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен
5

выбор трех других стихотворений). Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия,
Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народнопоэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова,
влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий
родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии
Есенина. Сквозные образы есенин ской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки
традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности
человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический
стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения
(углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века. Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по
выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные
объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы
братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего
поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М.
Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В.
Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового
поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева).
Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова
как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя
эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Русская
эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»;
Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли
бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»
(указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о
поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо
Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.). Начало творческого пути: дух
бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос
революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство
Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность,
необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в
творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по эта. Широта жанрового диапазона
творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление
понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е
годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии
в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов:
лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова,
Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в
литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм.
Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в
творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и
Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История со здания романа «Белая гвардия».
Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система
образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного
очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта
изображенной панорамы и лиризм раз мышлений повествователя. Символическое звучание образа
6

Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».
Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость
повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового).
Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви
в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов рома на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в
литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Усомнившийся Макар».
Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта теля и
правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи
«общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка
и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы
(развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней
встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он
звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась
просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.)
Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и
прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как
тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и
собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема
творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма
«Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме.
Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема».
Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия).
Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame»,
«Бессонница. Го мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой
город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы
живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама.
Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная
манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмикоинтонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI
века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы
рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам,
написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто
создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других
стихотворений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монологаисповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины.
Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью
эпохи (революция, Гражданская вой на, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический
максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира
обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в
цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

7

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы
(углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — романэпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического
повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых.
Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия
целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе.
Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение
высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова.
Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное
пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы.
Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство
(углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода
Великой Отечественной войны. (Обзор) Литература «предгрозья»: два
противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр
(поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б.
Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм.
Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц,
«Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких
патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.
Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенносимволическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне,
правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по вести А. Толстого,
М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные
конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической
ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение
литературы периода Великой Отечествен ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины
XX века.
Литература 50—90-х годов (Обзор) Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В.
Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Новые темы,
идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е.
Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия,
развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н.
Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б.
Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три фонов, В. Макании и др. Нравственная
проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение
жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в
повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и
др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова
(«Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова
(«Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения
(В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны
(содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и
инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и
др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся
суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные
произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный
8

цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Лирика
крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины.
Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание
понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта.
Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность
поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать
чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»
(указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...».
(Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная
лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман
«Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа.
Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и
лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия
Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с
проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве
Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана
Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия
«лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость
в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный
повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция».
(Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова.
Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем,
поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще
состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер
повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы
(развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие
представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»
(или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова
— Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные
ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта,
обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в
поэзии Рубцова.
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно
произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в по вести «Последний срок». Народ, его история, его
земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее
самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со
нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность
сочетания
в
ней
культурно-исторических,
философских,
литературно-поэтических
и
автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток
непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В.
А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

9

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь,
как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других
стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество
Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии
Окуджавы. Интонации, мотивы, об разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого
драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе.
Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая
раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России. Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и
общечеловеческого в лирике поэта. Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительновыразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие
представлений).
Литература конца XX — начала XXI века. Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Дегтев, Б. Екимов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин,
В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А.
Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О.
Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов,
О. Седакова и др.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному
изучению (по выбору);
3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;
5. основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
6. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты,
составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
7. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и
жанров;
8. выявлять авторскую позицию;
9. выражать свое отношение к прочитанному;
10. сопоставлять литературные произведения;
11. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
12. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
13. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая
нормы литературного произношения;
14. владеть различными видами пересказа;
15. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
16. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою;
17. писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,
сочинения.
Основные виды устных и письменных работ
Устно: выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса
литературы, комментированное чтение.
10

Устный пересказ всех видов - подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с
максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких
глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.
Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных
художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его
произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или
фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника,
актерское чтение, иллюстрации и пр.
Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми
художественными произведениями.
Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы,
интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).
Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, мифологических,
энциклопедических и др.), каталогов школьных, районных и городских библиотек.
Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.
Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых
произведений.
Создание оригинальных произведений: рассказ, стихотворение, былина, баллада, частушка, поговорка,
эссе, очерк (на выбор). Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или
школьном вечере.
Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу
художника-иллюстратора.
Произведения для заучивания наизусть
И. А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).
В. Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
Н. С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
А. А. Блок. «Незнакомка». «Россия». «Ночь, улица, фонарь, аптека...».
В. В. Маяковский. «А вы могли бы?» «Послушайте!»
С. А. Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу...».
М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...». Стихи к Блоку («Имя твое - птица в руке...»).
«Кто создан из камня, кто создан из глины...».
О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».
А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». Родная земля.
Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всем мне хочется
дойти до самой сути...».
Раздел III. Перечень учебно-методического обеспечения
Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И.
Коровина. М. «Просвещение». 2010 г.
Дополнительная литература
1. Щетинкина Н.Е. Литература. 11 класс. Поурочные планы по учебнику под ред. В.П.Журавлева в 2-х
ч./Волгоград: Учитель, 2013
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. II полугодие.- М.:
ВАКО, 2006
3. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодиеМ.: ВАКО, 2006

11

4. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.:
Экзамен, 2008
5. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы 20 века. 11 класс. М.: Экзамен, 2011
6. Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания по русской литературе 20 века). М.
«Просвещение», 2002
7. Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах. 10/11 классы.М.: Экзамен,2007
8. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. М.: АЙРИС-пресс, 2012
9. Поэзия серебряного века М. «Дрофа», 1997
10. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр
«Московский лицей»,1995
Ресурсы Интернет:
1. Образовательный сайт Е.А. Захарьиной http://www.saharina.ru/lit_tests/
2. Виртуальная библиотека по русской литературе XVIII–XX веков
3. Сайт о стихосложении В.Онуфриева
4. Сайт о жизни и творчестве С. Есенина http://esenin.ru/
5. Сайт о жизни и творчестве И. Бунина buninivan.org.ru/
6. Сайт о жизни и творчестве А.И. Куприна http://kuprin.org.ru/
7. Сайт о жизни и творчестве А. Ахматовой http://www.akhmatova.org
8. Сайт о жизни и творчестве М. Горького hrono.info/biograf/bio_g/gorky_max.php
9. Сайт о поэзии «серебряного века» http://www.silverage.ru/

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка
1

2

3

4

Дат
а

Тема, основное содержание
урока

Тип
у рока

01.0
906.0
9

Русская литература в контексте
мировой
художественной
культуры
XX
столетия.
Основные темы и проблемы.

Лекция

И.А.
Бунин.
Жизнь
творчество.
Лирика
И.А. Б у нина. Её
философичность, лаконизм,
изысканность.

Лекция,
практик
у м

Формы
контро
ля
Входн
ой тест

и

Рассказ «Господин из СанФранциско».
Обращение писателя
к
широчайшим
социально
философским обобщениям.
Поэтика рассказа.

08.0 Тема любви в рассказах
9«Чистый
понедельник», 13.0
«Солнечный
удар». 9
Своеобразие
лирического
повествования
в
прозе

Практику
м

Беседа

Тестов
ый
контро
ль

Отрабатываемые УУД
Познавательные
УУД: Знать
характерные
особенности
эпохи; основные этапы развития литерат у ры.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь конспектировать
лекцию у чителя.
Познавательные УУД: Знать важнейшие
биографические
сведения о писателе.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
произведение
в единстве
содержания и формы.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь составлять
Развёрну тую
Характеристику
героя; определять роль х у дожественной детали, выделять
в тексте
нравственноидеологические
проблемы и
форм у лировать
собственные
ценностные ориентиры
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
определять стилистическую окрашенность повествования,
анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой
произведения

12

5

6

7

15.0

20.0
9
8

9
10

11

12

13

Г

Традиции
р у сской
9психологической
прозы в
повести Куприна «Олеся».

Развитие речи

Тема любви в повести. Р/Р
Обсуждение
сочинениярассу ждения
проблемного характера.
М.
Горький.
Жизнь
и
творчество.
22.0 Ранние
романтические
9рассказы «Стар у ха
Изергиль». 27.0
Проблематика
и особенности 9
композиции
рассказа.
«На дне» как социально философская
драма.
Новаторство
Горького-драмату рга.
Сценическая судьба пьесы.
Смысл названия пьесы. Хозяева
жизни «на дне».

29.0
904.1
0

14

1516

писателя. Р/Р Подготовка к
домашнему сочинению.
А.И.
Ку прин. Жизнь
и
творчество.
Рассказ «Гранатовый
браслет». Трагическая
история
любви
Желткова.
Пробуждение души Веры.

Лекция, беседа

Беседа

Беседа

Беседа, практик у м
Урок контроля

Социальная и нравственно философская
проблематика
пьесы.

Лекция, практик у м
Лекция, практик у м
Лекция, практик у м

17

Серебряный век русской поэзии

18

Ру сский символизм и его
истоки.
Творчество
3. Гиппиус.

20

Лекция, практик у м Лекция, практик у м

Лекция

Р/Р Сочинение по пьесе «На
06.1 дне».

13.1
018.1
0

мЛекция, беседа
и
л
ё
вПрактику м
а
.
Практику м

Три правды в пьесе «На дне».

011.1
0

19

у

В.Я. Брюсов. Слово о поэте.
Проблематика
и
стиль
произведений В.Я Брюсова.
Поэт-акмеист

Н.С.
Г у милёв.

Проблематика
поэтика
лирики

и
Н.С.

Познавательные УУД: Знать
важнейшие биографические
сведения о писателе; тексты
произведений;
Коммуникативные и регулятивные
УУД: Уметь анализировать
произведение в единстве
содержания и формы.
Познавательные УУД: Знать
сюжет, особенности композиции
и систему образов.
Коммуникативные и
регулятивные УУД: Уметь
выполнять тестовые задания
Устны Коммуникативные и регулятивные
УУД: Уметь
й
анализировать образ героя
литерат у рного произведения опрос
Письм Коммуникативные и регулятивные
УУД: Уметь
енная
составлять план собственного
высказывания; создавать
работа сочинение-рассу ждение
проблемного характера;
обосновывать свое высказывание.
Познавательные УУД: Знать
важнейшие биографические с
ведения о писателе
Познавательные УУД: Знать
тексты произведений; сюжет,
особенности композиции и
систему образов.
Коммуникативные и регулятивные
УУД: Уметь анализировать

п
р
о
и
з
в
е
д
е
н
и
е

ормы. Познавательные УУД: Знать историю создания
произведения,
жанровое своеобразие, проблематику

Выраз
ительн
ое
чтение
Устны
й
опрос

в
е
д
и
н
с
т
в
е
с
о
д
е
р
ж
а
н
и
я
и
ф

Устны
й
опрос
Контро
льное
сочине
ние

Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
проследить развитие конфликта в драме, анализировать
место и роль отдельного эпизода в произведении,
анализировать систему образов
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
проследить развитие конфликта в драме, анализировать
место и роль отдельного эпизода в произведении,
анализировать систему образов
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
проследить развитие конфликта в драме, анализировать
место и роль отдельного эпизода в произведении,
анализировать систему образов
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
составлять план собственного высказывания; создавать
сочинение-рассу ждение проблемного характера
Познавательные УУД: Знать характерные особенности эпохи,
отраженные в произведениях.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь выполнять
тестовые задания.
Познавательные УУД: Знать важнейшие биографические
сведения о поэте.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
произведение в единстве содержания и формы.
Познавательные УУД: Знать важнейшие биографические
сведения о поэте.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
произведение в единстве содержания и формы.
Познавательные УУД: Знать важнейшие биографические
сведения о поэте.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать

13

21

22

20.1
025.1
0

23

24

25

27.1
001.1
1
26-

Фу туризм как литературное
направление.
Русские
фу туристы.
Поиски новых
поэтических форм в лирике И.
Северянина.
А.
А,
Блок.
Жизнь
и
творчество. Блок и символизм.
Темы и образы ранней лирики.
«Стихи о Прекрасной Даме».
Тема страшного мира в лирике
А. Блока. «Незнакомка», «В
ресторане»,
«Фабрика».
Развитие понятия об образесимволе.

Лекция,
беседа

Тема Родины в лирике А.
Блока.
«Россия»,
«Река
раскину лась», «На железной
дороге».

Практику
м

Р/Р Сочинение. «Тема Родины в
творчестве р у сских поэтов»
Поэма
и 27

«Двенадцать»
сложность её
художественного

Лекция,
беседа
Практику
м

Развитие
речи

Теория
стихос
ложен
ия
Выраз
ительн
ое
чтение
наизус
ть
Выраз
ительн
ое
чтение
наизус
ть
Письм
енная
работа

Лекция,
практик
у м

мира.

28

10.1
115.1
1

29

30

31

32

17.1
122.1
1

С.А.
Есенин.
Жизнь
и
творчество. Ранняя лирика.
«Гой ты, Русь моя родная...»,
«Письмо матери».
Тема России в лирике С.
Есенина.
«Я покинул родимый дом…»,
«Р у сь Советская»,
«Спит
ковыль.
Равнина
дорогая...»,
«Возвращение на родину » и
др.
Любовная тема в лирике С.
Есенина. «Не бродить, не мять
в кустах багряных...», «Собаке
Качалова», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ» и др.
Тема
быстротечности
человеческого бытия в лирике
С.
Есенина.
Трагизм
восприятия гибели русской
деревни. «Не жалею, не зову ,
не плачу ...», «Мы теперь
у ходим
понемногу...»,
«Сорокоуст».
Поэма
«Анна
Снегина».
Лирическое и
эпическое в
поэме.

Лекция,
беседа
Практику
м

Выраз
ительн
ое
чтение
наизус
ть

Практику
м

Выраз
ительн
ое
чтение
наизус
ть
Выраз
ительн
ое
чтение
наизус
ть

Практику
м

Лекция,
практик
у м

произведение в единстве содержания и формы.
Познавательные УУД: Знать основные положения
фу туризма как литерат у рного
направления. Коммуникативные и
регулятивные УУД: Уметь выступать с
у стным сообщением
Познавательные УУД: Знать важнейшие биографические сведения
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
произведение в единстве содержания и формы.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь передавать
динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.
Уметь выделять изобразительные средства языка и определять
их роль в художественном тексте
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь передавать
динамику ч у вств героя и автора в выразительном чтении.
Уметь выделять изобразительные средства языка и определять
их роль в ху дожественном тексте
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь отбирать
литерату рный материал по выбранной теме, полно
раскрыть
её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать
т
Познавательные УУД: Знать сюжет поэмы и её героев;
понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь выделять
ИВС и определять их роль в ху дожественном тексте.
Уметь составлять план сочинения и отбирать
литерат у рный материал в соответствии с темой
Познавательные УУД: Знать важнейшие биографические
сведения о поэте.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
произведение в единстве содержания и формы.
Познавательные УУД: Знать эволюцию темы Родины в лирике
Есенина.

Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь определять
смену чувств в стихах о любви на основе личностного
восприятия.
Уметь выделять ИВС и определять их роль в
ху дожественном тексте
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь выступать
с устным сообщением.
Уметь выделять ИВС и определять их роль в
ху дожественном тексте

Познавательные УУД: Знать содержание из у ченных
литерат у рных произведений, основные теоретиколитерат у рные понятия: худ. время и пространство; историколитературный контекст
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
и интерпретировать произведения; выявлять авторскую

14

33

34

Литературный процесс 20-х Семинар
годов.
Обзор
р у сской
литерату ры 20-х годов.
Тема революции
и
Гражданской войны в прозе 20-х Семинар
годов.
24.1 Р у сская эмигрантская
сатира. 129.1
1
Лекция,
беседа
В.В. Маяковский Жизнь и
творчество. Художественный
мир ранней лирики поэта.

35

Практику
м
Пафос
революционного
переустройства мира в лирике
поэта.
Сатирический пафос
лирики. «Прозаседавшиеся» и
др.

36

37

01.1
206.1
2

41

Практику
м
в
Развитие
речи

Р/Р Сочинение. «Тема поэта и
поэзии
в
творчестве
р у сских поэтов»

39

40

Своеобразие любовной лирики
В. Маяковского.

Тема поэта и поэзии
творчестве В. Маяковского.

38

Практику
м

08.1 Тестовый
контроль
2«Серебряный
век»
Лекция,
русской 13.1
поэзии»
практик
2
у м
Стихи поэтов-эмигрантов.

Семинар
42

43

44

15.1
220.1
2

Литература З0-х годов. Обзор.
Сложность творческих поисков
и писательских судеб 30-х
годов.
М.А. Бу лгаков. Жизнь и
творчество. История создания,
проблематика романа «Мастер
и Маргарита».
Сочетание
фантастики
реальности.
и Композиция

позицию; характеризовать особенности стиля писателя
Познавательные УУД: Знать характерные особенности эпохи;
основные этапы развития литерат у ры.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь составлять
конспект.

Готови Познавательные УУД: Знать характерные особенности эпохи;
мся к
основные этапы развития литературы.
ЕГЭ.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
составлять Задани
конспект
е В2.
Жанры
литера
туры
Познавательные УУД: Знать тематику лирики раннего
творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чё
поэзии.
Знать сатирические произведения в творчестве поэта.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
находить объекты сатиры, выделять ИВС и определять их
роль в ху дожественном тексте
Выраз
Познавательные УУД: Знать сатирические произведения
ительн
в творчестве поэта.
ое
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь находить
чтение объекты сатиры, выделять ИВС и определять их роль
наизус
в ху дожественном тексте
ть
Выраз
Познавательные УУД: Знать особенности любовной
ительн лирики поэта.
ое
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь определять
чтение смену чувств лирического героя
наизус
ть
Устны Познавательные УУД: Знать особенности раскрытия данной
й
темы поэтом.
опрос
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
стихотворения
Письм
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь отбирать
енная
литерат у рный материал по выбранной теме, полно
работа раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно
редактировать текст
Тестов Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь выполнять
ый
тестовые задания
контро
ль
Познавательные УУД: Знать содержание из у ченных
литерат у рных произведений, основные теоретиколитерат у рные понятия: худ. время и пространство; историколитературный контекст
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
и интерпретировать произведения; выявлять авторскую
позицию; характеризовать особенности стиля поэта.
Познавательные УУД: Знать характерные особенности эпохи;
основные этапы развития литерат у ры. Коммуникативные
и регулятивные УУД: Уметь составлять конспект.

Лекция

Познавательные УУД: Знать биографию писателя,
историю создания и публикации, своеобразие жанра и
композиции романа «Мастер и Маргарита»

Беседа,
Устны
практик у м й

Познавательные УУД: Знать роль фантастики в романе.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь постигать

15

опрос

романа.

45

46

22.1
227.1
2

47-48

49

50
51

Сатира и глу бокий
психологизм романа.

Практику
м

Проблема творчества и судьбы
х у дожника.

Практику
м

«Мастер
и
Маргарита»
апология
творчества
и идеальной любви в атмосфере
отчаяния
и
мрака.
Р/Р
подготовка
к
домашнему сочинению.
А.П. Платонов. Жизнь и
творчество. Необычность языка
и
стиля
повести «Усомнившийся
Макар».
А. А. Ахматова. Жизнь и
творчество. Любовная лирика.
С у дьба России и судьба поэта
в лирике А. А. Ахматовой.

Урок
обобщени
я
пройденн
ого

Лекция,
практик
у м
Практику
м

Поэма
А.
«Реквием».
названия поэмы.

51

Единство трагедии народа и
поэта. Тема суда времени и Практику
исторической
памяти. м
Особенности
жанра
и
композиции поэмы.

53

54

Ахматовой
Смысл Практику
м

О.Э. Мандельштам. Жизнь и
творчество.
К у льту рологические
истоки и музыкальная природа
эстетического переживания в
лирике поэта.
М.И. Цветаева. Жизнь и
творчество. Тема
поэта и
поэзии в лирике М. Цветаевой.

Тема Родины в лирике М.
Цветаевой.

Домаш
нее
сочине
ние

Лекция,
практик
у м

52

52

Устны
й
опрос

Выраз
ительн
ое
чтение
наизус
ть
Выраз
ительн
ое
чтение
наизус
ть
Устны
й
опрос.
Выраз
ительн
ое
чтение
наизус
ть

Лекция,
практик
у м

Лекция,
Выраз
практику м ительн
ое
чтение
наизус
ть
Практику
Выраз
м
ительн
ое
чтение

содержание произведения на аналитическом у ровне.
Уметь составлять гр у пповую характеристику
персонажей.
Уметь делать обобщение на основе сравнительной характеристики
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
составлять развёрну тую характеристику
героя; определять роль х у дожественной
детали.
Уметь составлять план сочинения и отбирать
литерат у рный материал в соответствии с
темой
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
составлять развёрну тую характеристику
героя;
определять роль х у дожественной детали.
Уметь составлять план сочинения и отбирать
литерату рный материал в соответствии с
темой
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
отбирать литерат у рный материал по выбранной
теме, полно раскрыть её и грамотно изложить
материал,
самостоятельно редактировать текст
Познавательные УУД: Знать смысл названия произведения,
центральные образы, проблематику .
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь вести диалог
Познавательные УУД: Знать важнейшие биографические сведен
произведение в единстве содержания и формы.
Познавательные УУД: Знать особенности раскрытия темы.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль

Познавательные УУД: Знать смысл названия произведения,
центральные образы, проблематику, х у дожественные
особенности поэмы

Познавательные УУД: Знать особенности
раскрытия темы.
Коммуникативные и регулятивные УУД:
Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте и определять
их роль

Познавательные УУД: Знать важнейшие биографические
сведения о поэте.
Коммуникативные и регулятивные УУД:
Уметь анализировать произведение в единстве содержания
и формы.
Познавательные УУД: Знать важнейшие биографические
сведения о поэте.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Познавательные УУД: Знать основные мотивы лирики

М .Цветаевой.
Коммуникативные и регулятивные

УУД:
Уметь

выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль

16

М.А. Шолохов. Жизнь
судьба. «Донские рассказы».

55

56в 57

58судьба 59

60

61

и

Лекция

Картины Гражданской войны
романе
«Тихий
Дон».
Проблемы и герои романа.

Беседа

Трагедия
народа
и
Григория Мелехова в
романе
«Тихий Дон».
Женские судьбы в романе
«Тихий Дон».
Мастерство М.А. Шолохова в
романе «Тихий Дон».

Р/Р Подготовка к домашнему
сочинению.
63Литерат у ра периода
Великой 64 Отечественной войны: поэзия.
62

65

66

67

68

69

70

71

72

Беседа
Беседа
Практику
м

наизус
ть
Выраз
ительн
ое
чтение
наизус
ть

Устны
й
опрос
Устны
й
опрос
Устны
й
опрос

Лекция,
беседа
Лекция,
беседа

Познавательные УУД: Знать главных героев,
основные сюжетные линии.
Коммуникативные и регулятивные УУД:
Уметь составлять характеристику группы
персонажей, форм у лировать собственные
ценностные ориентиры по проблеме
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь выступать
с устным сообщением
Коммуникативные и регулятивные УУД:
Уметь выступать с у стным
сообщением
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
выст у пать с у стным сообщением
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь составлять
план сочинения
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
составлять конспект лекции

Лекция,
беседа

Человек на войне, правда о нем.
Жестокие реалии и романтика в Лекция,
военной прозе.
беседа
Литература второй половины
20 века (обзор). Поэзия 60-х
годов.
Семинар
Новое осмысление военной
темы
в
литерату ре
Лекция,
50-90-х годов.
беседа
К.
Воробьёв.
«Это
мы,
Лекция,
Господи». Тема
положения
советских практик
военнопленных.
у м
А.Т. Твардовский. Жизнь и
творчество.
Лирика
поэта.
Осмысление темы войны.
Практику
Устны
м
й
Поэма «По праву памяти».
опрос
Настоящее и прошлое Родины. Лекция,
Уроки истории.
практик у м
Драмату ргия 50-90-х годов.
Нравственная
проблематика пьес Вампилова.

Лекция,
практик
у м

Б.Л. Пастернак. Жизнь и
творчество.
Философский характер лирики
Б. Пастернака.
Урок
внеклассн
73
Б.Л. Пастернак. Роман
«Доктор Живаго». Его проблематика и

Познавательные УУД: Знать биографию писателя.
Знать историю создания, смысл названия романа,
жанровые и композиционные особенности.
Коммуникативные и регулятивные УУД:
Уметь выступать с у стным сообщением.

Выраз
ительн

Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
составлять конспект лекции
Познавательные УУД: Знать характерные особенности
эпохи; основные этапы развития литерату ры.
Коммуникативные и регулятивные УУД:
Уметь составлять конспект.
Познавательные УУД: Знать характерные особенности эпохи;
основные этапы развития литерат у ры.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
составлять конспект.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
анализировать произведение.
Познавательные УУД: Знать важнейшие биографические
сведения о поэте.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
произведение в единстве содержания и формы.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь вести диалог
Познавательные УУД: Знать содержание из у ченных
литерат у рных произведений, основные теоретиколитерат у рные понятия: худ. время и пространство; историколитературный контекст
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
и интерпретировать произведения; выявлять авторскую
позицию; характеризовать особенности стиля писателя
Познавательные УУД: Знать основные этапы жизни и
творчества; тематику и особенности его лирики.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
лирическое произведение
Познавательные УУД: Знать главных героев, основные
сюжетные линии, смысл названия.

17

х у дожественное своеобразие

А.И. Солженицын. Жизнь
и 75
творчество.
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в
творчестве писателя. Повесть
«Один
день
Ивана
Денисовича».
76
В.Т. Шаламов. Жизнь
и
творчество. Проблематика и
поэтика
«Колымских рассказов».
74-

77

Б. Екимов «Про
чу жбину». Тюремная
тема
в
рассказе,
отношение современников к
несвободе.

Р/Р
Сочинение.
Разное
восприятие несвободы.(По
произведениям
А. Солженицына, В. Шаламова,
Б. Екимова.)
79
Н.М. Рубцов. Слово о поэте.
Основные темы и мотивы
лирики
поэта
и
её
х у дожественное своеобразие.
80«Деревенская»
проза
в 81
современной литературе.
В.П. Астафьев.
«Царь-рыба».
Человек и природа в рассказах.
Нравственная
проблематика
произведения.
82
В.Г. Распутин. Нравственные
проблемы произведения «Живи
и помни»
83
Р/Р
Письменный ответ
на вопрос «В чем смысл повести?»
78

Б. Екимов. «Ночь проходит».
Нравственная
проблематика
рассказа.
85«Городская»
проза
в 86
современной литерат у ре.
Ю. Трифонов. «Вечные» темы и
нравственные
проблемы
в
повести «Обмен»
87
В. Дёгтев. «Крест». Тема
памяти, греха и покаяния.
84

87

ого чтения

Лекция,
беседа

ое
чтение
наизус
ть
Тестов
ый
контро
ль

Урок
внеклассн
ого чтения

Урок
внеклассн
ого чтения

Урок
контроля

Контро
льное
сочине
ние

Лекция,
практик
у м

Развитие
речи
Урок
внеклассн
ого чтения
Урок
внеклассн
ого чтения

Урок
внеклассн
ого чтения
В. Дёгтев. «7,62». Нравственная Урок
проблематика
рассказа. внеклассн
ого чтения
Осу ждение войны в рассказе.
Урок
88Р/Р
Основные
контроля
проблемы, 89
поднимаемые
современными
авторами.

Познавательные УУД: Знать главных героев, основные
сюжетные линии, смысл названия.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь соотносить
произведение с конкретно-исторической сит у ацией
Познавательные УУД: Знать главных героев, основные
сюжетные линии, смысл названия.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь выделять
в тесте нравственно-идеологические проблемы и
форму лировать собственные ценностные ориентиры по
отношению к ним
Познавательные УУД: Знать главных героев, основные
сюжетные линии, смысл названия.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь выделять
в тесте нравственно-идеологические проблемы и
форму лировать собственные ценностные ориентиры по
отношению к ним
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь отбирать
литерат у рный материал по выбранной теме, полно
раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно
редактировать текст
Познавательные УУД: Знать особенности стиля поэта.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь выразительно
читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте
и определять их роль
Познавательные УУД: Знать смысл названия. Проблематику
произведения, смысл образов-символов.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь выступать
с устным сообщением.

Лекция,
беседа

Беседа

Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь соотносить
произведение с конкретно-исторической сит у ацией

Устны
й
опрос
Письм
енная
работа

Устны
й
опрос

Познавательные УУД: Знать главных героев,
основные сюжетные линии, смысл названия.
Знать особенности стиля писателя
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь отбирать
литерат у рный материал по выбранной теме, полно
раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно
редактировать текст
Познавательные УУД: Знать главных героев, основные
сюжетные линии, смысл названия.
Знать особенности стиля писателя
Познавательные УУД: Знать главных героев, основные
сюжетные линии, смысл названия

Познавательные УУД: Знать главных героев, основные
сюжетные линии, смысл названия
Познавательные УУД: Знать главных героев, основные
сюжетные линии, смысл названия
Контро Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь
льное
отбирать литерат у рный материал по выбранной
теме, сочине
полно раскрыть её и грамотно изложить
материал, ние
самостоятельно редактировать текст

18

Иосиф Бродский. Слово о
поэте.
Проблемно-тематический
диапазон лирики поэта.
91
Авторская
песня.
Песенное 92
творчество
А.
Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого,
ЮКима и др.
93
Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте.
Искренность
и
глубина
поэтических интонаций.
94
Обобщение
и
пройденного
систематизация
по литературе 20-го века.
90

95

«Дом,

Проза
реализма
и
«нереализма»,
поэзия литерату ры Русского
зарубежья последних лет.
96Д.Б.
Шоу .
где 97
разбиваются
сердца». Ду ховнонравственные проблемы пьесы.

101

Познавательные УУД: Знать основные темы лирики поэтов

Познавательные УУД: Знать содержание из у ченных
литерат у рных произведений, основные теоретиколитерат у рные
понятия: худ. время и пространство; историко-литературный
контекст
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь анализировать
и интерпретировать произведения; выявлять авторскую
позицию; характеризовать особенности стиля писателя
Познавательные УУД: Знать характерные особенности эпохи;
основные этапы развития литерат у ры.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь составлять
конспект.
Познавательные УУД: Знать основные вехи жизни и творчества
писателя, проблематику произведения.
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь выступать с
устным сообщением. Уметь анализировать драматическое
произведение
Познавательные УУД: Знать основные вехи жизни и
творчества писателя, проблематику произведения, своеобразие
ху дожественного стиля

Лекция,
практик
у м

Лекция,
беседа
Урок
внеклассн
ого чтения
Урок
внеклассн
ого чтения

Э.
Хеминг у эй. Слово
о
писателе.
Ду ховно-нравственные
проблемы повести «Старик и
море».
Р/Р Письменный ответ
на
вопрос:«В чем сила старика?»

Урок
внеклассн
ого чтения

Проблемы и уроки
литерат у ры 20 века.

Познавательные УУД: Знать основные темы лирики поэта;
понятие «бардовская» лирика

Практику
м

Развитие
речи
Семинар

102

Познавательные УУД: Знать особенности лирики поэта
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь выразительно
читать стихотворения

Практику
м

Э.М. Ремарк. «Три
Трагедия
и
гу манизм
повествования.

98товарища». 99

100

Беседа,
практик
у м

Познавательные УУД: Знать основные вехи жизни и творчества
писателя. Знать особенности языка, стиля писателя
Письм
енная
работа

Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь отбирать
литерат у рный материал по выбранной теме, полно
раскрыть
её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать
текст
Коммуникативные и регулятивные УУД: Уметь вести диалог

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».