Литература 9 класса 2022-2023

Рабочая программа
учебного курса
литература

для учащихся 9 класс
2022 – 2023 учебный год

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа по литературе для 9 классов составлена на основе
требований Примерной программы основного общего образования по литературе и
Программы общеобразовательных учреждений ФГОС Литература 5-9 классы под
редакцией В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература.
5-9 класс (базовый уровень). 11-е изд., доработанное и дополненное – М.: Просвещение,
2014);
Рабочая программа ориентирована на учебник:
1. «Литература». 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.
под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2020 г.
Согласно учебному плану на изучение литературы отводится в

9 классе — 102 ч. 3 часа в неделю
Пояснительная записка
9 класс
Выпускник научится

Выпускник получит возможность
научиться
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать
• сравнивая сказки, принадлежащие разным
фольклорный текст; различать фольклорные и народам, видеть в них воплощение
литературные произведения, обращаться к
нравственного идеала конкретного народа
пословицам, поговоркам, фольклорным
(находить общее и различное с идеалом
образам, традиционным фольклорным
русского и своего народов);
приёмам в различных ситуациях речевого
• рассказывать о самостоятельно
общения, сопоставлять фольклорную сказку и прочитанной сказке, былине, обосновывая
её интерпретацию средствами других искусств свой выбор;
(иллюстрация, мультипликация,
• сочинять сказку (в том числе и по
художественный фильм);
пословице), былину и/или придумывать
• выделять нравственную проблематику
сюжетные линии;
фольклорных текстов как основу для развития • сравнивая произведения героического
представлений о нравственном идеале своего и эпоса разных народов (былину и сагу,
русского народов, формирования
былину и сказание), определять черты
представлений о русском национальном
национального характера;
характере;
• выбирать произведения устного
• видеть черты русского национального
народного творчества разных народов для
характера в героях русских сказок и былин,
самостоятельного чтения, руководствуясь
видеть черты национального характера своего конкретными целевыми установками;
народа в героях народных сказок и былин;
• устанавливать связи между
• учитывая жанрово-родовые признаки
фольклорными произведениями разных
произведений устного народного творчества,
народов на уровне тематики,
выбирать фольклорные произведения для
проблематики, образов (по принципу
самостоятельного чтения;
сходства и различия).
• целенаправленно использовать малые
фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы

жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины,
соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя
сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в
своей речи характерные для народных сказок
художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные
художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую разновидность сказки,
отличать литературную сказку от
фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать
неочевидные связи между предметами,
явлениями, действиями, отгадывая или
сочиняя загадку.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература
• осознанно воспринимать художественное
• выбирать путь анализа произведения,
произведение в единстве формы и содержания; адекватный жанрово-родовой природе
адекватно понимать художественный текст и
художественного текста;
давать его смысловой анализ;
• дифференцировать элементы поэтики
интерпретировать прочитанное, устанавливать художественного текста, видеть их
поле читательских ассоциаций, отбирать
художественную и смысловую функцию;
произведения для чтения;
• сопоставлять «чужие» тексты
• воспринимать художественный текст как
интерпретирующего характера,
произведение искусства, послание автора
аргументированно оценивать их;
читателю, современнику и потомку;
• оценивать интерпретацию
• определять для себя актуальную и
художественного текста, созданную
перспективную цели чтения художественной
средствами других искусств;
литературы; выбирать произведения для
• создавать собственную интерпретацию
самостоятельного чтения;
изученного текста средствами других
• выявлять и интерпретировать авторскую
искусств;
позицию, определяя своё к ней отношение, и
• сопоставлять произведения русской и
на этой основе формировать собственные
мировой литературы самостоятельно (или
ценностные ориентации;
под руководством учителя), определяя
• определять актуальность произведений для
линии сопоставления, выбирая аспект для
читателей разных поколений и вступать в
сопоставительного анализа;
диалог с другими читателями;
• вести самостоятельную проектно• анализировать и истолковывать
исследовательскую деятельность и
произведения разной жанровой природы,
оформлять её результаты в разных
аргументированно формулируя своё
форматах (работа исследовательского
отношение к прочитанному;
характера, реферат, проект).
• создавать собственный текст аналитического
и интерпретирующего характера в различных
форматах;
• сопоставлять произведение словесного
искусства и его воплощение в других
искусствах;

• работать с разными источниками
информации и владеть основными способами
её обработки и презентации.

Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе
выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного

содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства.

Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы
последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор

русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года».

Прославление Родины, мира, науки и просвещения в

произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий»
слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский
слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века.
Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной
литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и
трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги
и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической
баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской
веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не
поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая
сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.

Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон
терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На
холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический
характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах.
Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна —
нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман
в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев;
«органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало
«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах
пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм
(развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих
наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее
философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия
Лермонтова

и

«Герой

нашего

времени»

в

критике

В.

Г.

Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно»,
«Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Пафос
вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм
художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов.
Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с
«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием.
Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как
антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора
— от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на
критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном
типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос,
сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное
комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок».

Мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в

патриархальном мире. Любовь Гордеевна

и

приказчик

Митя

—

положительные

герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности,
воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и
одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль
истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании
Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование
личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный

конфликт

героя

с

окружающей

его

средой

и

собственными

недостатками:

самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в
возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика
души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия
психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе
XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.
«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Поэзия XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору
учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических
произведений.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Русская проза конца XIX - начала XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о
ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных
слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия.
Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость —
основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием
гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие
понятий).
Проза о Великой Отечественной войне *
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба
человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение
картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая
типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор».
Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Русская поэзия XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить
среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие
перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот

уж

вечер...»,

«Той

ты,

Русь

моя

родная...»,

«Край

ты

мой

заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема
любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в
лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский
о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,

на меня похожий...»,

«Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью —
потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии,
о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках
поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...»,
«Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина
обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг

«Четки»,

«Белая

стая»,

«Вечер»,

«Подорожник», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике
Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских
стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных
тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная
предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах
о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».

Стихотворения о

Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения.
Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада»
(«Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно
глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще
березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и
музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь
как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как
переводчик Катулла «Мальчику».
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.
Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции
горацианской

оды

в

творчестве

Державина

и

Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная

комедия»

(фрагменты).

Множественность

смыслов

поэмы:

буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от
мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души
к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире
за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через
восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:
монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение
героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в
его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и
Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст». Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог
на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом
Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии.
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция
трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.
Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.
Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на
небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и
Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто
каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней
реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой
литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

9 класс

(102 часа)
№

Тема

Всего
часов

1

Введение

1

2

Древнерусская литература

3

3

Литература XVIII века

11

4

Русская литература XIX века 52

5

Русская литература XX века

26

6

Зарубежная литература

9

Итого:

102

Внеклассное
чтение
(в том
числе)

Развитие
речи
(в том
числе)

6

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».