Литература 7 класс 2022-2023

Рабочая программа
учебного курса
русский язык

для учащихся 7 класс
2022 – 2023 учебный год

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по литературе для 7 классов составлена на основе
требований к
результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего
образования с учетом Примерной программы основного общего образования по
литературе и Программы общеобразовательных учреждений ФГОС Литература 5-9
классы под редакцией В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений.
Литература. 5-9 класс (базовый уровень). 11-е изд., доработанное и дополненное – М.:
Просвещение, 2021);
Рабочая программа ориентирована на учебники:
Коровина В.Я. Учебник. Литература. 7 класс. Москва. Просвещение. 2020
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в

7 классе — 68 ч; 2 часа в неделю
Пояснительная записка
7 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать
• рассказывать о самостоятельно прочитанной
фольклорный текст; различать
былине, обосновывая свой выбор;
фольклорные и литературные
• сочинять былину и/или придумывать сюжетные
произведения;
линии;
• выделять нравственную проблематику
• сравнивая произведения героического эпоса
преданий и былин как основу для
разных народов (былину и сагу, былину и сказание),
развития представлений о нравственном
определять черты национального характера;
идеале русского народа, формирования
• выбирать произведения устного народного
представлений о русском национальном
творчества разных народов для самостоятельного
характере;
чтения, руководствуясь конкретными целевыми
• обращаться к преданиям, былинам,
установками;

фольклорным образам, традиционным
фольклорным приёмам в различных
ситуациях речевого общения;
• выразительно читать былины, соблюдая
соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
• пересказывать былины и предания,
чётко выделяя сюжетные линии, не
пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи
характерные для народного эпоса
художественные приёмы.

• устанавливать связи между фольклорными
произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу
сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература
• адекватно понимать художественный
• выбирать путь анализа произведения,
текст и давать его смысловой анализ на
адекватный жанрово-родовой природе
основе наводящих вопросов или по
художественного текста;
данному плану; интерпретировать
• оценивать иллюстрацию или экранизацию
прочитанное, отбирать произведения для произведения;
чтения;
• создавать собственную иллюстрацию изученного
• воспринимать художественный текст
текста;
как произведение искусства, послание
• сопоставлять произведения русской и мировой
автора читателю, современнику и
литературы под руководством учителя;
потомку;
• представление о самостоятельной проектно• определять с помощью учителя или
исследовательской деятельности и оформлять её
консультантов для себя актуальную цель результаты в форматах (работа
чтения художественной литературы;
исследовательского характера, проект).
выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в формате
сравнительной характеристики героев,
ответа на проблемный вопрос;
• сопоставлять произведение словесного
искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с книгой и другими
источниками информации.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе
выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.
Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сорокиведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович».
Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного
труда. Киевский цикл былин.
Новгородский цикл. «Садко». (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного
чтения.
Эпос народов мира
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его
национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и
ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических
песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос.
Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и
национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие
представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской
литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и
верности
«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции
уважительного отношения к книге
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной
героини. Прославление любви и верности
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие
представлений).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
М. В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру» Понятие о
жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора
о Родине, русской науке и её творцах.
Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».
Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
Теория литературы. Ода (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А. С. Пушкин. Интерес Пушкина к истории России.
«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний
Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции.
Своеобразие языка
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение
«маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в
повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании
характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда
волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление
боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения
людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия.
Патриотический пафос повести
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды
литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
И. С. Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные
проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра
Теория литературы. Стихотворения в прозе
Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Несжатая полоса». Боль
поэта за судьбу народа.
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха
(развитие понятия).
А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда
и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.

М. Е. Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм
генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в
«Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальное представление).
Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность
взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство».
Его чувства, поступки и духовный мир
И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское
решение этой проблемы.
А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.
Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической
характеристики.
«Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения
и обсуждения)
Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие
представлений)
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе
В. Жуковский. «Приход весны», А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…».
И. А. Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
М. Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение
«свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка
Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы
народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное
представление). Портрет как средство характеристики героя.
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора.
Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение
к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира
лирического героя
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение
знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).
А. П. Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей.
Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.
«В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные
ценности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова
Поэзия 20 – 50-х годов XX века
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в
лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические
проблемы рассказа
Теория литературы. Литературные традиции
Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание
огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило
нравственности человека
Поэзия 20 – 50-х годов XX века
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н.
Заболоцкий, Н. Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими
поэтами
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне
моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Писатели улыбаются
М. М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др. Размышления поэта
об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского
поэта
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя
свободы Родины.
О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и
возвышенное в рассказе
Р. Д. Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о
чудесной победе добра.
Современная зарубежная проза *
(Одно произведение на выбор). А. Тор, Д. Пеннак, У. Старк, К. Ди Камилло, М. Парр,
Г. Шмидт, Д. Гроссман, С. Каста, Э. Файн, Е. Ельчин и др.

7 класс
(68 часов)

№

Тема раздела

п/п

Кол-во

Вн. чт.

Р. р.

часов

(в том числе)

(в том числе)

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

5

3.

Древнерусская литература

4

4.

Произведения русских писателей 18
века

2

5.

Произведения русских писателей 19
века

27

6.

Произведения писателей 20 века

21

7.

Литература народов России

1

8.

Зарубежная литература

6

Повторение

1

Итого

68

11

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».