литература 6 класс 2022-2023

Рабочая программа
учебного курса
русский язык

для учащихся 6 класс
2022 – 2023 учебный год

Аннотация
к рабочей программе
Рабочая программа по литературе для 6 классов составлена на основе
требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного
общего образования Муниципального общеобразовательного казенного учреждения
«Любачанская средняя общеобразовательная школа» с учетом Примерной программы
основного общего образования по литературе и Программы общеобразовательных
учреждений ФГОС Литература 5-9 классы под редакцией В.Я. Коровиной (Программы
общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 класс (базовый уровень). 11-е изд.,
доработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2021);
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. Коровина В.Я. Учебник. Литература. 6 класс. Москва. Просвещение. 2021.:
Согласно учебному плану на изучение литературы отводится в

6 классе — 102 ч; 3 часа в неделю

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6 класс
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать
• сравнивая пословицы и поговорки,
фольклорный текст; различать фольклорные принадлежащие разным народам, видеть в
и литературные произведения;
них воплощение нравственного идеала
• выделять нравственную проблематику
конкретного народа (находить общее и
пословиц и поговорок как основу для
различное с идеалом русского и своего
развития представлений о нравственном
народов);
идеале русского народа, формирования
представлений о русском национальном
• сочинять сказку или рассказ по пословице
характере;
и/или придумывать сюжетные линии;
• обращаться к пословицам, поговоркам,
• выбирать произведения устного

фольклорным образам, традиционным
фольклорным приёмам в различных
ситуациях речевого общения;
• целенаправленно использовать малые
фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы
жизненную/вымышленную ситуацию;

народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между пословицами
и поговорками разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по
принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература
• адекватно понимать художественный текст • выбирать путь анализа произведения,
и давать его смысловой анализ на основе
адекватный жанрово-родовой природе
наводящих вопросов или по данному плану;
художественного текста;
интерпретировать прочитанное, отбирать
• оценивать иллюстрацию или экранизацию
произведения для чтения;
произведения;
• воспринимать художественный текст как
• создавать собственную иллюстрацию
произведение искусства, послание автора
изученного текста;
читателю, современнику и потомку;
• сопоставлять произведения русской и
• определять с помощью учителя или
мировой литературы под руководством
консультантов для себя актуальную цель
учителя;
чтения художественной литературы;
• представление о самостоятельной
выбирать произведения для
проектно-исследовательской деятельности
самостоятельного чтения;
и оформлять её результаты в форматах
• выявлять авторскую позицию, определяя
(работа исследовательского характера,
своё к ней отношение,
проект).
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, анализа поэтического
текста, характеристики героя;
• сопоставлять произведение словесного
искусства и его иллюстрацию;
• работать с книгой как источником
информации.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе
выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6 класс
(102 ч.)
Введение
Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Обрядовый фольклор и его эстетическое значение.
Пословицы и поговорки. Прямой и переносный смысл.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Древнерусская литература. Отражение исторических событий и вымысел.
О «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Русская басня. Жанр басни и его истоки. И Дмитриев «Муха»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
И. А. Крылов «Осел и Соловей». «Листы и корни», «Ларчик». Рассказ и мораль в басне.
Понятие об эзоповом языке.
А. С. Пушкин
Слово о поэте. «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения Дружба в жизни поэта.
Стихотворение «Пущину».

А.С. Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты
человека и природы. Теория литературы: эпитет, метафора, композиция
«Дубровский». Изображение русского барства. Осуждение произвола и
деспотизма, защита чести, независимости личности.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей.
Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной
организа-ции повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль
случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

М. Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Листок».
Стихотворение «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе.Прием сравнения как
основа построения стихотворения. Теория литературы.Трехсложные размеры
стиха.Антитеза. Поэтическая интонация. Стихотворения «Три пальмы», «Утес». Тема
красоты, гармонии человека с миром.
И. С. Тургенев
Слово о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.
Духовный мир детей. Роль картин природы в рассказе.
Поэзия 19 века
Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело» «Листья»
А. А. Фет. Лирика. Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной
природе.
Поэзия пушкинской поры *
Е. А. Баратынский «Весна! Весна!..» Я. Полонский, А. К. Толстой (2-3 стихотворения)
Н.А.Некрасов
Н.А. Некрасов– поэт и гражданин. Краткий рассказ о жизни поэта Стихотворение
«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда Мысль о величии
народа.Мечта о «прекрасной поре». Трехсложные размеры стиха
Н. С. Лесков
Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость за народ.
Трудолюбие,талантливость,патриотизм русского человека.Едкая насмешка над царскими
чиновниками. Особенности языка произведения.Сказ как форма повествования
А. П. Чехов

Краткий рассказ о писателе Встреча с писателем и человеком Рассказ «Толстый и
тонкий». Добродушный смех над малодушием. Речь героев - источник юмора. Развитие
понятия юмор.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа
содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рождественский рассказ (начальные представления).
А. Грин. Из биографии писателя. «Алые паруса»
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях.*
М. Пришвин. Из биографии писателя «Кладовая солнца» - сказка-быль. Вера писателя в
человека.
Картины природы в сказке-были.Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев.
Дружба и взаимопомощь в сказке.
Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов.
К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Д. Самойлов «Сороковые»
Солдатские будни. Скорбная память о павших героях.
Проза о детях
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. Юмор в
рассказе.Понятие долга.Изображение быта и жизни сибирской деревни. Речевая
характеристика героя.
В. Распутин
Слово о писателе «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени
Жажда знаний героя, его нравственная стойкость,чувство собственного достоинства.
Душевная щедрость учительницы,её роль в жизни мальчика. Развитие понятий
рассказ,сюжет.
В.Шукшин
Рассказ «Критики». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
Ф.Искандер
Ф. Искандер «13 подвиг Геракла». Юмор, влияние учителя на формирование детских
характеров.
Поэзия конца XIX – начала XX веков
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века

А. Блок «Летний вечер». С. Есенин «Пороша». Н. Рубцов. Чувства радости и печали,
любовь к родной природе и родине в стихах.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Г. Тукай, К. Кулиев. Знакомство с произведениями.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции
Миф. Отличие мифа от сказки и легенды. Подвиги Геракла
Легенда об Арионе. Гомер «Илиада», «Одиссея» - песня о героических подвигах,
мужественных героях.
М. Сервантес. Краткий рассказ о писателе. «Дон Кихот».
П.Мериме «Маттео Фальконе»
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Нравственные проблемы произведения.
Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы*
(Одно произведение на выбор), например: Р. Киплинг, Дж. Лондон,
Э. Сетон-Томпсон, Дж. Дарелл и др.
Зарубежная фантастическая проза*
Л. Кэрролл, Л. Ф. Баум, Д. М. Барри, Дж. Родари, М. Энде, Дж. Р. Р. Толкиен,
К. Льюис и др. (Одно произведение на выбор)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс
(102 часа) ФГОС

Количество часов
Всего
№

1
3

На развитие
На
речи
внеклассное
(в том
чтение
числе)
(в том
числе)

Название раздела

Введение

1
11

Устное народное творчество

3

10

4
5
6
7
8
9

Древнерусская литература

2

Литература XVIII века

1

Русская литература XIX века

46

русская литература XX века

27

Литература народов России

2

Зарубежная литература

20
ИТОГО

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».