Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для учащихся 6 класса Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса разработана на основании: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года Примерной программы поИЗО, на основе авторской программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций ( Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева, А.С. Питерских) -4-ое издание М..Просвещение, 2018г. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС ООО. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Место предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом, МКОУ «Мокро-ОльховскаяСШ» предмет «Изобразительное искусство» изучается в 6 классе в объеме один час в неделю (34 ч. в год) Содержание программы Виды изобразительного искусства и основы образного языка Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др. Мир наших вещей. Натюрморт Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире. Вглядываясь в человека. Портрет История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Человек и пространство в изобразительном искусстве Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива) Результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Учебно-тематический план Раздел обучения Виды изобразительного искусства и основы образного языка Мир наших вещей. Натюрморт Вглядываясь в человека. Портрет Человек и пространство в изобразительном искусстве. Итого: Кол-во часов 8 8 10 8 34 Учебно-методической комплекс 1. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство». 1-9 классы», под ред.Б.М. Неменского М.: «Просвещение», 2017 2. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 6 кл. Л.А. Неменская / под ред.Б.М. Неменского М.: «Просвещение», 2020 Календарно-тематический план № ур. Тема урока Планируемые результаты предметные 1 Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. личностные Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Виды изобразительного искусства и основы образного языка Формирование целостного Характеризуют три Узнают различные мировоззрения, виды изобразительного группы пространственных искусства, искусств: изобразительные, учитывающего художественные конструктивные и культурное, языковое, материалы и их декоративные, духовное многообразие выразительные объясняют их современного мира; возможности. Научатся различное назначение в развитие эстетического анализировать прожизни людей. сознания через освоение странственные и художественного наследия Приобретают изобразительные виды представление об народов России и мира, искусства; использовать изобразительном искусстве творческой деятельности красочные фактуры как о сфере эстетического характера. художественного познания и создания образной картины мира. Рассуждают о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Примечание Дата проведения план фа кт 2 Рисунок – основа изобразительного творчества. Узнают виды рисунка, графические материалы. Научатся пользоваться графическими материалами Развитие эстетического и экологического сознания, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. 3 Линия и её выразительные возможности. Узнают значение ритма линий, роль ритма. Научатся использовать выразительные средства туши, передавая линейный ритм Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 4 Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Узнают понятия силуэт, тон, ритм в изобразительном искусстве. Научатся: пользоваться графическими материалами; видеть и Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие Приобретают представление о рисунке как виде художественного творчества. Различают виды рисунка по их целям и художественным задачам. Овладение навыками размещения рисунка в листе.Овладение навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий. Овладевают навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др. Овладеваютнавыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). Называют линейные графические рисунки известных художников. Осваивают навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа.Овладевают . передавать характер освещения современного мира. 5 Цвет. Основы цветоведения. Узнают основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Научатся использовать выразительные средства гуаши; понимать и анализировать художественные произведения художников Принятие учебной цели; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 6 Цвет в произведениях живописи. Узнают понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Научатся активно воспринимать произведения искусства; работать гуашью в Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.Осуществляют на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.). Получают представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.Получают представление о воздействии цвета на человека. Сравнивают особенности символического понимания цвета в различных культурах. Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета. Объяснять понятие «колорит».Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета 7 Объемные изображения в скульптуре. 8 Основы языка изображения. 9 Реальность и фантазия в творчестве художника технике алла-прима основе мотивации к обучению. Узнают художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. Научатся взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; создавать фигуры животных в объеме; работать пластическими материалами Узнают виды изобразительного искусства. Научатся воспринимать произведения изобразительного искусства; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. в произведениях искусства и в реальной жизни. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. Называют виды скульптурных изображений, объясняют их назначение в жизни людей.Характеризуют основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях. Рассуждают о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивают простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материаламизаданий Мир наших вещей. Натюрморт. Узнают выразительные Принятие учебной цели; Учатся понимать и средства и правила развитие эстетического объяснять условность изображения в сознания через освоение изобразительного языка и 10 Изображение предметного мира – натюрморт. 11 Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. изобразительном искусстве, картины художников, изображающие мир вещей. Научатся понимать, воспринимать и выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства Узнают основные этапы развития натюрморта, выдающихся художников в жанре натюрморта. Научатся понимать роль жанра натюрморта в истории развития изобразительного искусства и его значение для изучения прошлого в жизни художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. его изменчивость в ходе истории человечества. Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. Принятие учебной цели; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Узнают понятие формы, правила изображения и средства выразительности. Научатся: понимать красоту; воспринимать и выражать свое отношение к Принятие учебной цели; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности Узнают о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывают навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Осваивают простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Учатся понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. Характеризовать смысл художественного образа как изображения реаль- предметному миру эстетического характера. 12 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Узнают правила объемного изображения геометрических тел, понятие ракурса произведений художников, изображавших натюрморты из геометрических тел. Научатся воспринимать произведения искусства Принятие учебной цели; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 13 Освещение. Свет и тень. Узнают, как выполнять изображения геометрических тел с передачей объема в графике. Научатся воспринимать и эстетически переживать красоту; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников Принятие учебной цели; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 14 Натюрморт в графике. Узнают что такое Принятие учебной цели; ности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. Узнают о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывают навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Осваивают простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Осваивают основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Учатся передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Знакомятся с картинаминатюрмортами европейского искусства XVI. Осваивают первичные гравюра и ее свойства, особенности работы над гравюрой, имена художников-графиков. Научатся рисовать фон для работы; применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 15 Цвет в натюрморте Узнают работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта. Научатся: понимать роль цвета в натюрморте; работать графическими материалами Принятие учебной цели; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 16 Выразительные возможности натюрморта. Узнают особенности изображения натюрморта, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся воспринимать произведения изо- Принятие учебной цели; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получают представления о различных графических техниках. Учатся понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды; приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретают представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Учатся понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета; выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. Узнают историю развития жанра натюрморта. Научатся понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. Развивают художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир. бразительного искусства Вглядываясь в человека. Портрет. 17 Образ человека, главная тема искусства Узнают: новые эстетические представления, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся: приобретать новые умения в работе; воспринимать произведения искусства Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; уважение к истории, культурным и историческим памятникам. Получают представление об изменчивости образа человека в истории. Формируют представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художниковпортретистов. 18 Конструкция головы человека и ее пропорции. Узнают творческие формы работы над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов; произведения выдающихся художников. Научатся использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; позитивная моральная самооценка. Приобретают представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Понимают и объясняют роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Учатся овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. 19 Изображение головы человека в пространстве. Познакомятся с творчеством А. Модильяни. Научатся: использовать выразительные возможности художественных мате- Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Позитивная моральная Приобретают представления о способах объемного изображения головы человека. Участвуют в обсуждении содержания и риалов; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве 20 Портрет в скульптуре. Уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. 21 Графический портретный рисунок. Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи. Научатся передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете 22 Сатирические образы человека Узнают приемы художественного преувеличения, творчество известных карикатуристов нашей самооценка. выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра Приобретают представления о способах объемного изображения головы человека. Узнают об особенностях Знакомятся с примерами и выразительных портретных изображений возможности великих мастеров скульптуры. Научатся: скульптуры, приобретают работать графическими опыт восприятия материалами, выполняя скульптурного портрета. зарисовки для предпола- Получат знания о великих гаемого скульптурного русских скульпторахпортрета портретистах. Приобретут опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Экологическое сознание, Приобретут интерес к признание высокой изображениям человека как ценности жизни во всех её способу нового понимания и видения человека, проявлениях. Уважение к окружающих людей. личности и её Развивать художественное достоинствам, видение, доброжелательное наблюдательность, умение отношение к замечать индивидуальные окружающим. особенности и характер человека. Уважение к личности и её Учатся рассуждать о достоинствам, задачах художественного преувеличения, о доброжелательное соотношении правды и отношение к вымысла в художественном 23 Образные возможности освещения в портрете. 24 Роль цвета в портрете. страны. Научатся приемам художественного преувеличения; отбирать детали, обострять образы при создании дружеского шаржа окружающим. Узнают приемы изображения при направлении света.Научатся видеть контрастность освещения; использовать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете Узнают о творчестве Рембрандта, Ван Гога, 3. Серебряковой и других. Научатся использовать цвет и тон для передачи настроения и характера человека в портрете; передавать портретное сходство Принятие учебной цели; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности. изображении. Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций. Учатся различать освещение «по свету», «против света», боковой свет; характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Овладевают опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства. Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих 25 Великие портретисты. 26 Портрет в изобразительном искусстве XX века 27 Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Знание своей этнической Узнают имена Учатся узнавать и называть принадлежности, освоение выдающихся несколько портретов ценностей, традиций, художников и их великих мастеров европейскультуры, произведения в кого и русского искусства; общекультурного наследия понимать значение великих портретном жанре. России и общемирового Научатся выполнять портретистов для культурного наследия. художественный анализ характеристики эпохи и ее своих работ и работ духовных ценностей; одноклассников. рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Научатся осознавать роль Освоение Получат представления о искусства в формировании общекультурного наследия задачах изображения России и общемирового человека в европейском мировоззрения и в культурного наследия. искусстве XX века. передаче духовноУзнают основные вехи в нравственного опыта истории развития портрета поколений. в отечественном искусстве XX века, примеры известных портретов отечественных художников. Человек и пространство в изобразительном искусстве. Развитие эстетического Узнаютпроизведения и Знать и называть жанры в жанры изобразительного сознания через освоение изобразительном искусстве. искусства, понятия точка художественного наследия Объяснять разницу между зрения и линия предметом изображения, народов России и мира, горизонта, способы сюжетом и содержанием творческой деятельности изображения изображения. эстетического характера. пространства в Объяснять, как изучение 28 Правила воздушной и линейной перспективы. различные эпохи. Научатся аргументированно анализировать картины художников; согласованно работать в группе, пользоваться начальными правилами линейной перспективы; работать в группе; работать в технике коллажа; анализировать, выделять главное и обобщать; определять понятие точка зрения; сравнивать объекты по заданным критериям. Узнают правила воздушной перспективы. Научатся изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. 29 Пейзаж - большой мир 30 Пейзаж настроения. Природа и художник. 31 Пейзаж в русской живописи. Научатся рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, правила перспективы; анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные средства для передачи настроения в пейзаже Узнают об импрессионизме. Научаться наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать форму предмета; изображать предметы различной формы. Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIX в. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Ученик научится создавать композицию на заданную тему на плоскости и в пространстве, использовать различные художественные материалы. Понимать и Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики. использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности. Научаться понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу. 32 Пейзаж в графике. 33 Городской пейзаж Узнают о главных выразительных средствах графики. Научатся: применять выразительные средства графики при работе над рисунком; объяснять свои работы и работы одноклассников с позиций, поставленных в творческих задачах 34 Промежуточная аттестация. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Научатся: самостоятельно классифицировать материал по жанрам; критически оценивать художественные произведения; Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Развивают художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир. Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, СанктПетербурга, родного города. выражать свое мнение