Рабочая программа элективного курса биология для учащихся 8 класса 2023 – 2024 учебный год Разработал: Бороздюхина Н.А. учитель биологии, географии, химии с. Мокрая Ольховка В гармонии с природой Пояснительная записка Чтобы решить проблему сохранения жизни на земле необходимы экологические знания. Многие страны, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития, согласно которой люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение ней. Многие отечественные и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев, Н.Д. Никандоров, А.С. Новобранцев, Н.М. Романенко, Н.Ф. Реймерс, А. Печчеи и др.) считают, что проблемы экологии находятся в самом человеке, который считает себя победителем, покорителем природы. У подрастающего поколения необходимо сформировать новое экологическое сознание, направленное на осознание того, что человек- часть природы, перед которой он в ответственности. Акцент должен быть сделан на формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, восприятия её красоты и причастности человека ко всему, что происходит на планете. Ребята должны научиться понимать взаимосвязь компонентов экологической системы, иметь представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ни что не исчезает бесследно. Содержание экологического образования не должно заканчиваться вопросами биологической экологии или охраны природы. Необходимо знакомить учащихся с элементами социальной экологии, валеологии, экологической безопасности. Поэтому я разработала программу учебного курса школьников «Природа Волгоградской области» Цель – воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы в условиях интерната. Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятиями «экология», «экологическая система», научить устанавливать причинно – следственные связи между неодушевлённой природой и живыми организмами, сформировать представления о приспособлении живых организмов к наземно – воздушной и водной среде обитания, научить использовать полученные знания о взаимосвязях в природе в конкретных ситуациях. 2. Воспитывать у учащихся чувство самоуважения, сопереживания в достижении улучшения природной среды, понимание её неповторимости и красоты. 3. Формировать навыки бережного и ответственного отношения к природе. Основными методами и формами организации занятий являются рассказ, беседа, сюжетная игра, экскурсия, наблюдение, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, викторины, КВНы, кроссворды. Программа рассчитана на обучающихся 8 кл-17 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. В программе выделены три блока : «Дом, где я учусь», «Я – житель планеты Земля» , в которые включены практические упражнения, экскурсии, эксперименты. На занятиях ребята не просто узнают о существующих экологических проблемах, им важно осознать причины и уметь прогнозировать последствия той или иной человеческой деятельности. В программу факультатива введён новый приём экологического обучения, апробированный в городской гимназии г. Тамбова. Суть приёма – написание учениками писем любимым животным по заданной учителем схеме и обсуждение ответов животных (составленных учителем). Поскольку в процессе написания писем ребята общаются с животными «на равных», они осознают себя такой же частью, как и все остальные организмы. Для реализации программы необходимы следующие условия и оборудование: хорошо оснащенный кабинет со столами, библиотека по биологии, географии, экологии, индивидуальные папки учащихся, наглядности: плакаты, таблицы, альбомы, разработки, рефераты, гербарий. Необходимо установить связь работниками библиотеки, председателем районного комитета по охране природы, учащимися, посещающими подобного рода факультативы, кружки, местными художниками, поэтами. Предполагаются следующие результаты работы по программе: 1. Повысится уровень знаний учащихся о природе родного края, глобальных экологических проблемах. 2. Сформируются умения систематического накапливания краеведческого материала, оказания посильной помощи окружающей природной среде. 3. Произойдут позитивные изменения в отношениях учащихся к своей группе, к своему дому, родному краю, общению с людьми. Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса. Учащиеся должны знать: понятия «экология», «природа», «экологическая ниша», «пищевые взаимосвязи», взаимосвязь живой и неживой природы; названия растений и животных, занесённых в « Красную книгу области», встречающиеся в данной местности; значение лесной зоны в жизни людей; экологические проблемы. Учащиеся должны уметь: наблюдать природные явления, определять и объяснять взаимосвязь «человек- природа», «человек - общество»; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одноклассников, взрослых) к природе; получать информацию из различных источников; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах. окружающих Календарно – тематическое планирование (8 класс) № Блок. Тема. Форма проведения Часы практика теория Блок 1 «Дом, где я учусь»-11ч Дата 1 Введение Дискуссия. 2 Понятие об экологии. Природа и мы. Заполнение анкеты – теста. 1 3- Посадка деревьев на пришкольном участке. Практическая работа. 2 45- «Красная книга области». Беседа. Обсуждение. 67 Написание писем животным из «Красной книги». Творческая работа. 1 1 Составление карты здоровья и программы оздоровления. 1 1 8-9 Экологическая культура и моё здоровье. 1 1 1 10 Экологическая этика. Тренинг. 1 11 Планета Земля. Просмотр видеофильма .и обсуждение 1 Блок 2 «Я – житель планеты Земля»-6ч 12 КВН «Мы жители Земли» Дидактическая игра. .13 Экскурсия в лес. 1 1 14 Стихи, рассказы, сказки о природе. Конкурс. 1 15 Бушующая планета. Просмотр видеофильма. 1 16 Экологические проблемы Творческая работа. 17 Лес и человек. Значение леса в природе и жизни человека. Экологические проблемы. Беседа. 1 1