Рабочая программа учебного курса «Уравнения и неравенства в курсе математики » для учащихся 11 класса 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Уравнения и неравенства в курсе математики » для 11 класса составлена в соответствии с ФГОС. Данная программа построена в соответствии со школьной программой курса математики, а также в соответствии с Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по математике 2021 года и Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по математике. Обучающийся сможет параллельно школьному курсу углублять полученные на уроках знания на элективном курсе, исследуя изучаемую на уроках тему с помощью экспериментального моделирования задач ЕГЭ различного уровня сложности и решения их разными методами, тем самым глубже постигать сущность решения математических задач, совершенствовать математические знания. Таким образом, отличительной особенностью является разнообразие форм работы: — согласованность курса со школьной программой по математике и программой подготовки к экзамену; — возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования; — прикладной характер исследований; — развернутая схема оценивания результатов изучения программы. Цели курса: На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 11 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Задачи курса: Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по алгебре. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету. Выявление и развитие их математических способностей. Подготовка к обучению в ВУЗе. Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации; Формирование и развитие аналитического и логического мышления. Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений. Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д. Общая характеристика программы Программа элективного курса «Решение алгебраических уравнений и неравенств » поможет сформировать у обучающихся: целостное мировоззрение; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Программа построена таким образом, что возможны различные формы занятий: консультация учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными источниками информации и т. д. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам метапредметного содержания. В итоге обучающиеся могут выйти на уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование математических задач. Количество часов по программе в неделю – 1. Количество часов в год – 34. Планируемые результаты Личностные и метапредметные результаты освоения программы освоения учебного предмета Личностными результатами изучения программы «Решение алгебраических уравнений и неравенств » являются: положительное отношение к российской математической науке; умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору профессии. Метапредметными результатами изучения программы «Решение алгебраических уравнений и неравенств » являются: использование умений различных видов познавательной деятельности (использование умений проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные преобразования алгебраических задач (уравнений, неравенств, систем, совокупностей); умение использовать основные методы при решении алгебраических задач с различными классами функций; умение понимать и правильно интерпретировать алгебраические задачи, умение применять изученные методы исследования и решения алгебраических задач. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации (проявление инновационной активности). владение интеллектуальными операциями: умение анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное; умение логически обосновывать свои суждения; умение конструктивно подходить к предлагаемым задачам; умение планировать свою деятельность, проверять и оценивать её результаты. восприятие математики как развивающейся фундаментальной науки, являющейся неотъемлемой составляющей науки, цивилизации, общечеловеческой культуры во взаимосвязи и взаимодействии с другими областями мировой культуры. Планируемые предметные результаты освоения программы: o В результате освоения программы «Решение алгебраических уравнений и неравенств » обучающиеся должны научится: o уверенно понимать и объяснять решение указанных в программе уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; o Понимать и объяснять текстовые задачи различного уровня сложности. o Понимать и объяснять решение нестандартных задач, связанных с параметрами и модулями, с графическим способом решения уравнений и неравенств, с применением o o производной. Исследовать функции без помощи производной Изображать графики функций, описывать свойства функций, уметь использовать свойства функций для решения уравнений и неравенств. Получит возможность научиться: Содержание учебного предмета решать рациональные и иррациональные уравнения и неравенства; владеть различными методами решения уравнений: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.; выбирать рациональный способ решения; решать комбинированные задачи; составлять задачи на основе собранных данных; воспринимать различные источники информации, готовить сообщения, доклады, исследовательские работы, составлять сообщение в соответствие с заданными критериями. формулировать цель предстоящей деятельности; оценивать результат; работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников; владеть методами самоконтроля и самооценки. Тригонометрическая функция, тригонометрические уравнения и неравенства 7 часов Основные методы решения тригонометрических уравнений: разложение на множители, замена неизвестного, равносильность уравнений. Виды и способы решения тригонометрических уравнений, отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись решений. Нестандартные тригонометрические уравнения - уравнения, решаемые оценкой левой и правой частей. Тригонометрические уравнения и неравенства с модулем. Иррациональные тригонометрические уравнения и неравенства. Основные методы и принципы решения систем тригонометрических уравнений. Запись ответа. Показательная и логарифмическая функции. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства 7 часов Вычисление и сравнение значений показательных и логарифмических функций. Основные принципы и методы решения показательных и логарифмических уравнений. Показательно-степенные уравнения. Показательные уравнения, содержащие модуль в показателе степени. Показательные и логарифмические уравнения с параметрами. Показательные и логарифмические неравенства, основные методы решения. Уравнения и системы уравнений смешанных типов. Применение производной и первообразной 7 часов Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы, для отыскания наибольших и наименьших значений величин. Задачи на отыскание оптимальных значений. Применение первообразной для нахождения площадей фигур. Текстовые задачи 7 часов Основные типы текстовых задач: числовые, на движение, работу, смеси и сплавы, коммерция, комбинаторные задачи. Этапы решения задач: выбор неизвестных, составление уравнений, решение, проверка и анализ решения. Арифметические текстовые задачи Решение тренировочных заданий ЕГЭ 6 часов Повторение различных тем, входящих в экзамен, разбор заданий части С. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности № темы 1. Название темы Тригонометрическая функция, тригонометрические уравнения и неравенства Кол-во часов 7 Основные виды учебной деятельности Формулировать определения: область определения и множество значений тригонометрических функций, четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций, свойства функций y=cosx, y=sinx, y=tgx и y=ctgx, определение обратных тригонометрических функций. Находить область определения и множество значений тригонометрических функций, определять четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций, работать с графиками функций y=cosx, y=sinx, y=tgx и y=ctgx. Должны уметь: -проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих тригонометрические функции, -проводить преобразования тригонометрических выражений, - определять знаки тригонометрических функций, -выражать тригонометрические функции тупого угла через острые, - преобразовывать сумму и разность тригонометрических функций в произведение и наоборот -решать простейшие тригонометрические уравнения вида cos x = a, sin x = a, tg x = a; - решать тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим; - решать однородные и линейные тригонометрические уравнения; - решать тригонометрические уравнения методом замены переменной и разложения на множители, методом оценки; - решать системы тригонометрических уравнений; - решать тригонометрические неравенства, системы тригонометрических неравенств. 2. Показательная и логарифмическая функции. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства 7 Формулировать определение показательной функции. Описывать свойства показательной функции, выделяя случай основания, большего единицы, и случай положительного основания, меньшего единицы. Преобразовывать выражения, содержащие степени с действительным показателем. Строить графики функций на основе графика показательной функции. Распознавать показательные уравнения и неравенства. Формулировать теоремы о равносильном преобразовании показательных уравнений и неравенств. Решать показательные уравнения и неравенства. Формулировать определение логарифма положительного числа по положительному основанию, отличному от единицы, теоремы о свойствах логарифма. Преобразовывать выражения, содержащие логарифмы. Формулировать определение логарифмической функции и описывать её свойства, выделяя случай основания, большего единицы, и случай положительного основания, меньшего единицы. Доказывать, что показательная и логарифмическая функции являются взаимно обратными. Строить графики функций на основе логарифмической функции. Распознавать логарифмические уравнения и неравенства. Формулировать теоремы о равносильном преобразовании логарифмических уравнений и неравенств. Решать логарифмические уравнения и неравенства. Формулировать определения числа е, натурального 3. Применение производной и первообразной 7 4. Текстовые задачи 7 5. Решение тренировочных заданий ЕГЭ 6 Итого 34 логарифма. Находить производные показательной функции, логарифмической функции. Формулировать определение первообразной функции, теорему об основном свойстве первообразной, правила нахождения первообразной. На основе таблицы первообразных и правил нахождения первообразных находить первообразную, общий вид первообразных, неопределенный интеграл. По закону изменения скорости движения материальной точки находить закон движения материальной точки. Формулировать теорему о связи первообразной и площади криволинейной трапеции. Формулировать определение определенного интеграла. Используя формулу Ньютона-Лейбница, находить определенный интеграл, площади фигур, ограниченных данными линиями. Использовать определенный интеграл для нахождения объёмов тел, в частности объёмов тел вращения Формулировать и решать текстовые задачи: числовые, на движение, работу, смеси и сплавы, коммерция. Распознавать комбинаторные задачи, этапы решения задач: выбор неизвестных, составление уравнений, решение, проверка и анализ решения. Решать арифметические текстовые задачи. Формулировать и выполнять арифметические вычисления, простейшие текстовые задачи, преобразование выражений, вычисления и преобразования, простейшие уравнения, прикладная геометрия, размеры и единицы измерения, начала теории вероятностей, чтение графиков и диаграмм, выбор оптимального варианта, стереометрия и планиметрия, неравенства, анализ утверждений, числа и их свойства, задачи на смекалку. Учебно – тематическое планирование 11 класс №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Разделы Тема Тригонометрическая функция, тригонометрические уравнения и неравенства Отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись решений Отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись решений Виды и способы решения тригонометрических уравнений и неравенств, иррациональные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства с модулем Виды и способы решения тригонометрических уравнений и неравенств, иррациональные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства с модулем Основные принципы решения систем уравнений и неравенств Основные принципы решения систем уравнений и неравенств Колво часов 7 Содержание учебного материала Основные методы решения тригонометрических уравнений: разложение на множители, замена неизвестного, равносильность уравнений. Виды и способы решения тригонометрических уравнений, отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись решений. Нестандартные тригонометрические уравнения - уравнения, решаемые оценкой левой и правой частей. Тригонометрические уравнения и Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Формулировать определения: область определения и множество значений тригонометрических функций, четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций, свойства функций y=cosx, y=sinx, y=tgx и y=ctgx, определение обратных тригонометрических функций. Находить область определения и множество значений тригонометрических функций, определять четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций, работать с графиками функций y=cosx, y=sinx, y=tgx и y=ctgx. Должны уметь: -проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих тригонометрические функции, -проводить преобразования тригонометрических выражений, 7. Нестандартные тригонометрические уравнения Показательная и логарифмическая функции. 9. Показательные и логарифмические 10. уравнения и Основные принципы и методы решения показательных уравнений Показательно-степенные уравнения Показательно-степенные уравнения 8. 7 неравенства с модулем. Иррациональные тригонометрические уравнения и неравенства. Основные методы и принципы решения систем тригонометрических уравнений. Запись ответа. - определять знаки тригонометрических функций, -выражать тригонометрические функции тупого угла через острые, - преобразовывать сумму и разность тригонометрических функций в произведение и наоборот -решать простейшие тригонометрические уравнения вида cos x = a, sin x = a, tg x = a; - решать тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим; - решать однородные и линейные тригонометрические уравнения; - решать тригонометрические уравнения методом замены переменной и разложения на множители, методом оценки; - решать системы тригонометрических уравнений; - решать тригонометрические неравенства, системы тригонометрических неравенств. Вычисление и сравнение значений показательных и логарифмических функций. Основные принципы и методы решения показательных Формулировать определение показательной функции. Описывать свойства показательной функции, выделяя случай основания, большего единицы, и случай положительного 11. неравенства 12. 13. 14. Показательные и логарифмические неравенства Показательные и логарифмические неравенства Уравнения и системы уравнений, неравенства смешанных типов Уравнения и системы уравнений, неравенства смешанных типов и логарифмических уравнений. Показательностепенные уравнения. Показательные уравнения, содержащие модуль в показателе степени. Показательные и логарифмические уравнения с параметрами. Показательные и логарифмические неравенства, основные методы решения. Уравнения и системы уравнений смешанных типов. основания, меньшего единицы. Преобразовывать выражения, содержащие степени с действительным показателем. Строить графики функций на основе графика показательной функции. Распознавать показательные уравнения и неравенства. Формулировать теоремы о равносильном преобразовании показательных уравнений и неравенств. Решать показательные уравнения и неравенства. Формулировать определение логарифма положительного числа по положительному основанию, отличному от единицы, теоремы о свойствах логарифма. Преобразовывать выражения, содержащие логарифмы. Формулировать определение логарифмической функции и описывать её свойства, выделяя случай основания, большего единицы, и случай положительного основания, меньшего единицы. Доказывать, что показательная и логарифмическая функции являются взаимно обратными. Строить графики функций на основе логарифмической функции. Распознавать логарифмические уравнения, неравенства. Формулировать теоремы о 15. Применение производной и первообразной 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Текстовые задачи 23. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин Нахождение площадей фигур с помощью первообразной Нахождение площадей фигур с помощью первообразной Решение задач с применением первообразной и производной Задачи, решаемые с помощью уравнений Задачи, решаемые с помощью уравнений 7 Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы, для отыскания наибольших и наименьших значений величин. Задачи на отыскание оптимальных значений. Применение первообразной для нахождения площадей фигур. Основные типы текстовых задач: числовые, на движение, работу, смеси и сплавы, равносильном преобразовании логарифмических уравнений и неравенств. Решать логарифмические уравнения и неравенства. Формулировать определения числа е, натурального логарифма. Находить производные показательной функции, логарифмической функции. Формулировать определение первообразной функции, теорему об основном свойстве первообразной, правила нахождения первообразной. На основе таблицы первообразных и правил нахождения первообразных находить первообразную, общий вид первообразных, неопределенный интеграл. По закону изменения скорости движения материальной точки находить закон движения материальной точки. Формулировать теорему о связи первообразной и площади криволинейной трапеции. Формулировать определение определенного интеграла, используя формулу Ньютона-Лейбница, находить определенный интеграл, площади фигур, ограниченных данными линиями. Использовать определенный интеграл для нахождения объёмов тел, в частности объёмов тел вращения Формулировать и решать текстовые задачи: числовые, на движение, работу, смеси и сплавы, коммерция. Распознавать комбинаторные задачи, 24. 25. 26. 27. 28. 29. Решение тренировочных заданий ЕГЭ 30. 31. 32. 33. 34. Задачи на проценты и пропорции, смеси и сплавы Задачи на проценты и пропорции, смеси и сплавы Задачи на движение и работу Задачи на движение и работу Нестандартные текстовые задачи Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания –4 Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания –8 Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания 9 – 12 Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания 13 – 16 Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания 17 – 20 Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания – 20 6 №1 №5 № № № №1 коммерция, комбинаторные задачи. Этапы решения задач: выбор неизвестных, составление уравнений, решение, проверка и анализ решения. Арифметические текстовые задачи этапы решения задач: выбор неизвестных, составление уравнений, решение, проверка и анализ решения. Решать арифметические текстовые задачи. Арифметические вычисления, простейшие текстовые задачи, преобразование выражений. Вычисления и преобразования, простейшие уравнения, прикладная геометрия, размеры и единицы измерения. Начала теории вероятностей, чтение графиков и диаграмм, выбор оптимального варианта. Стереометрия и планиметрия, неравенства, анализ утверждений, числа и их свойства, задачи на смекалку. Формулировать и выполнять арифметические вычисления, простейшие текстовые задачи, преобразование выражений, вычисления и преобразования, простейшие уравнения, прикладная геометрия, размеры и единицы измерения, начала теории вероятностей, чтение графиков и диаграмм, выбор оптимального варианта, стереометрия и планиметрия, неравенства, анализ утверждений, числа и их свойства, задачи на смекалку. Календарно – тематическое планирование 11 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Содержание материала Отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись решений Отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись решений Виды и способы решения тригонометрических уравнений и неравенств, иррациональные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства с модулем Виды и способы решения тригонометрических уравнений и неравенств, иррациональные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства с модулем Основные принципы решения систем уравнений и неравенств Основные принципы решения систем уравнений и неравенств Нестандартные тригонометрические уравнения Количество часов 1 Дата 4.09 1 11.09 1 18.09 1 25.09 1 2.10 1 9.10 1 16.10 8. Основные принципы и методы решения показательных уравнений 1 23.10 9. Показательно-степенные уравнения 1 30.10 10. Показательно-степенные уравнения 1 13.11 11. Показательные и логарифмические неравенства 1 20.11 12. Показательные и логарифмические неравенства 1 27.11 13. 1 4.12 1 11.12 1 18.12 1 25.12 1 15.01 1 22.01 19. Уравнения и системы уравнений, неравенства смешанных типов Уравнения и системы уравнений, неравенства смешанных типов Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин Нахождение площадей фигур с помощью первообразной 1 29.01 20. Нахождение площадей фигур с помощью первообразной 1 5.02 21. 1 12.02 22. Решение задач с применением первообразной и производной Задачи, решаемые с помощью уравнений 1 26.02 23. Задачи, решаемые с помощью уравнений 1 5.03 24. Задачи на проценты и пропорции, смеси и сплавы 1 12.03 25. Задачи на проценты и пропорции, смеси и сплавы 1 19.03 26. Задачи на движение и работу 1 2.04 27. Задачи на движение и работу 1 9.04 14. 15. 16. 17. 18. 28. Нестандартные текстовые задачи 29. Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания 4 Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания 8 Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания – 12 Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания – 16 Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания – 20 Решение тренировочных упражнений ЕГЭ, задания 20 30. 31. 32. 33. 34. 1 16.04 №1– 1 23.04 №5– 1 30.04 № 9 1 7.05 № 13 1 14.05 № 17 1 19.05 №1– 1 21.05 Литература: С. Н. Олехник, М. К. Потапов, П. И. Пасиченко Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов.- М.: Экзамен (Серия «Экзамен»), 2018 Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов/ сост. Г.И.Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка.- Волгоград: Учитель, 2009 ЕГЭ 2019. Математика: Сборник заданий/ В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина.- М.: Эксмо, 2016 Интернет-ресурсы: сайт ФИПИ, открытый банк заданий по ЕГЭ, сайт Гущина «Решу ЕГЭ» и др.