внеурочка музей 5-7 кл

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мокро-Ольховская средняя школа Котовского муниципального района
Волгоградской области»

ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Основы музейного дела»

Составитель:
Лясина Елена Викторовна,
учитель, руководитель музея.

Пояснительная записка
Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков.
Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к
предметному миру. Через музей ребёнок приобщается к духовным ценностям
всех поколений.
Музей школы действует с 1982 года. За это время собраны материалы
различной тематики и направленности. На базе музея ведется большая
краеведческая работа.
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации» разработана дополнительная образовательная
программа кружка « Основы музейного дела» патриотической направленности. В
программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание
патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к
историческим ценностям.
Данная программа ориентирована на учащихся 5-7 классов
Цель программы: Целью Программы является формирование личности
гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами,
ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
1. Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных
ценностей;
2. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе
исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и
развитие чувства гордости за свою страну;
3. Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на
защиту государственных интересов страны;
4. Обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению
донести до других свои знания;
5. Формирование навыков работы в музее;
6. Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;
7. Воспитание творческого подхода к решению любых задач;
8. Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.
Механизм реализации программы:
 Изучение символики России, Котовского района.
 Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой
Отечественной войны, выпускниках школы;
 Встречи с ветеранами войны и труда;

Информационное обеспечение мероприятий;
 Совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями
школы

Основные направления работы
1. Усвоение теоретических знаний;

2. Формирование практических навыков.

Формы и методы работы.
1. словесные, наглядные, практические
2. проектно-исследовательская деятельность
3. активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные
выступления, использование Интернет
В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, педагог
намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся
сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть:
 лекционной
(обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка
ДО);
 семинарской
(обучение навыкам по сбору историко-краеведческого
материала;
 научно-исследовательской
(изучение и классификация собранных
материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов);
 оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями,
создание презентаций);
 организаторско - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие
темы).
Итоги работы (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:
- проведение экскурсий в школьном музее,
- встречи с интересными людьми,
- выступления членов кружка на занятиях,
- обсуждение работы кружка,
- реализация социальных проектов.
Программа кружка составлена для учащихся школы на 3 года обучения .
Занятия проводятся 1 раз в неделю – по 1 часу. Программа предусматривает
каждый год повторение пройденных тем, что облегчает вновь прибывшим на
занятия кружка детям легче включиться в музейную деятельность. Так как
программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие
расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого
обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
Обучающийся должен знать:
1. Функции музея в целом, в том числе школьного музея;
2. фондовую работу музея;
3. направления деятельности музея;
4. основы выставочной, экскурсионной, оформительской деятельности музея;
5. методику проектно-исследовательской деятельности и оформление работ;
6. формы и методы просветительной и образовательной работ в музее
Уметь:
1. Вести поиск музейных материалов
2. Классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет;

3. оформить тематическую выставку и разработать экскурсию;
4. провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;
5. вести интервьюирование;
6. работать с источниками исследований;
7. Писать и оформлять исследовательские работы;
8. Составлять и оформлять социально-значимые проекты;
9. Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой.
Ожидаемые результаты программы
1. Расширение знаний о родном крае.
2. Развитие познавательной деятельности.
3. Привитие любви к своей Родине.
4. Освоение навыков музейного дела.
5. Сохранение культурного наследия для будущих поколений

Учебно-тематический план
I год обучения
№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.

Тема

Количество часов
Всего
в том числе
теория практика
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что
1
1
такое музей?
1
1
Основы музейных знаний.
О чем будет рассказывать школьный музей.
Его основные разделы.
Где и как собирать материалы для музея.
2
1
1
Работа с историческими источниками.
2
1
1
Изучение архивных документов
2
1
1
Реставрация экспонатов в условиях школьного
2
1
1
музея
Как оформить выставку, музейную экспозицию
2
2
Как подготовить доклад, экскурсию
2
1
1
Методы проведения экскурсий
2
1
1
2
1
1
Краеведение
Историческое прошлое нашего края.
Методика
проведения
социологического
2
1
1
опроса
Секреты хорошего интервью
2
1
1
Правила записи воспоминаний. Краеведческий
3
2
1
дневник
6
4
2
Научно-исследовательская
деятельность
школьного музея. Подготовка научноисследовательских работ для участия в
конференции, районном конкурсе творческих
работ по краеведению.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и
3
3
конференциях различного уровня.
Итого
34
19
15

Содержание курса программы
1-ый год обучения
1. Вводное занятие. ( теория)
Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по
технике безопасности.
2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей.
(теория)
Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы
школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая
работа, связь с общественностью, ветеранами педагогического труда, родителями.
Где и как собирать материалы для музея. ( практика)
Работа в библиотеке, музее, архиве. Встречи с участниками исторических
событий, работниками музеев, известными людьми .
Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник. (теория + практика)
Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность
записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению
краеведческого дневника.
Изучение архивных документов. (практика)
Обращение с найденными документами, предметами. Необходимость их полной
сохранности.
Как оформить выставку, музейную экспозицию. (теория + практика)
Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции:
изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов
оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов,
передвижных выставок.
Как подготовить доклад, экскурсию (теория + практика)
Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации,
подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или
экскурсии.
Как вести экскурсию (практика)
Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе
экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к
языку экскурсовода.
3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (практика)
Славное прошлое Котовского района.
4.
Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (практика)
Подготовка научно-исследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня.

II год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.

Тема

Количество часов
Всего
в том числе
теория практика
Вводное занятие. Подведение итогов лета.
1
1
Инструктаж по ТБ.
2
1
1
Основы музейных знаний.
Свидетели истории
Где и как собирать материалы для музея.
2
2
Работа с историческими источниками.
2
2
Изучение архивных документов
2
2
Учет и хранение собранных документов и
2
1
1
вещей.
Использование разнообразных форм и видов
3
2
1
культурно-просветительской
работы
в
школьном музее.
3
3
Краеведение
Историческое прошлое нашего края.
Методика
проведения
социологического
2
1
1
опроса
Секреты хорошего интервью.
2
1
1
Правила записи воспоминаний. Краеведческий
2
1
1
дневник
Создание презентаций на основе собранного
3
1
2
материала
6
3
3
Научно-исследовательская
деятельность
школьного музея. Подготовка научноисследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и
2
2
конференциях различного уровня.
Итого
34
15
19

Содержание курса программы
1. Вводное занятие. ( теория)
Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике
безопасности.
2. Основы музейных знаний. Свидетели истории (теория)
Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой темам,
воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники.
Ваши помощники в поисковой работе ( теория)
Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе поискового
материала: библиотеки, работники музеев и архивов, Станция юных туристов.
Экскурсии в выше перечисленные организации.
Как работать с газетами, журналами, книгами. (практика)
Работа с каталогами. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение теста.
Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий.
(практика)
Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи.
Запись воспоминаний и рассказов. Использование диктофонов, фото- и видеоаппаратуры. Методика проведения социологического опроса.
Учет и хранение собранных документов и вещей. (практика)
Книга учета. Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные
материалы.
Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской
работы в школьном музее. (теория)
Методика проведения экскурсии. Составление текста экскурсии. Организация
временных выставок. Организация издательской деятельности. Лекция как одна из
форм просветительской работы музея. Проведение викторин и конкурсов для
учащихся с использованием экспонатов музея.
3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (пратика)
Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство
края. Современное развитие Котовского района. Правила записи воспоминаний.
Краеведческий дневник. Создание презентаций на основе собранного материала.
4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (практика)
Подготовка научно-исследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня.

III год обучения
№
п/п

Тема

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что
такое реферат и что такое научноисследовательская работа?
Научно – исследовательская работа. Как
подготовить
научно-исследовательскую
работу?
Как проводить научное исследование
Как определить и уточнить тему?
Как изучать литературу?
Как определить гипотезу?
Как
сформулировать цель и задачи
исследования?
Как определить методы исследования?
Требования
к
оформлению
научноисследова-тельской работы. Составные части
работы.
Требования
к
оформлению
научноисследователь-ской работы. Титульный лист.
Требования
к
оформлению
научноисследователь-ской
работы.
Содержание
основной части.
Требования к оформлению научно-исследовательской
работы.
Заключение,
список
используемой литературы.
Требования к оформлению реферата.
Составные части работы.
Требования
к
оформлению
реферата.
Титульный лист.
Требования
к
оформлению
реферата.
Содержание основной части.
Требования
к
оформлению
реферата.
Заключение, список используемой литературы.
Научно-исследовательская
деятельность
шко-льного музея. Подготовка научноисследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и
конференциях различного уровня.
Итого

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.

12.

13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

Количество часов
Всего
в том числе
теория практика
1
1
-

2

1

1

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

2
2

1
1

1
1

1

-

1

3

2

1

1

-

1

1

1

-

1

-

1

2

1

1

1

-

1

5

-

5

2

-

2

34

13

21

Содержание курса программы
3-ий год обучения.
1.Вводное занятие (теория)
Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по
технике безопасности.
2. Научно – исследовательская работа. (теория + практика)
Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное
исследование? Как определить и уточнить тему? Как изучать литературу?
Как
определить
гипотезу? Как
сформулировать цель и задачи
исследования? Как определить методы исследования?
3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. (теория
+ практика)
4. Составные части работы. Требования к оформлению научноисследовательской работы. Титульный лист. Содержание основной части.
Заключение, список используемой литературы.
5.Требования к оформлению реферата. (теория)
Составные части работы. Титульный лист. Содержание основной части.
Заключение. Список литературы (теория).
6. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Подготовка научно-исследовательских работ. Участие в историкокраеведческих конкурсах и конференциях различного уровня (практика).

Во время реализации программы будут использованы:
1. Организационная работа:




Обзорные и тематические экскурсии классов – в течение года
Составление и реализация проектов - в течение года
Дни воинской славы – в течение года

2. Поисковая, исследовательская работа:



Работа с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни – в течение года
Исследовательская работа по изучению родного края - в течение года.

3. Работа с фондами





Работа с картотекой и инвентарными книгами – в течение года
Обновление и дополнение стендов – в течение года
Создание передвижных выставок – в течение года
Прием и обработка вновь поступивших экспонатов – в течение года

4. Учеба актива музея


экскурсоводы

5. Внешняя деятельность музея




Участие в выполнении заданий
Работа в микрорайоне села
Участие в мероприятиях районного масштаба


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».