муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мокро-Ольховская средняя школа Котовского муниципального района Волгоградской области» ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы музейного дела» Составитель: Лясина Елена Викторовна, учитель, руководитель музея. Пояснительная записка Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей ребёнок приобщается к духовным ценностям всех поколений. Музей школы действует с 1982 года. За это время собраны материалы различной тематики и направленности. На базе музея ведется большая краеведческая работа. В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» разработана дополнительная образовательная программа кружка « Основы музейного дела» патриотической направленности. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям. Данная программа ориентирована на учащихся 5-7 классов Цель программы: Целью Программы является формирование личности гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Задачи программы: 1. Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей; 2. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; 3. Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; 4. Обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания; 5. Формирование навыков работы в музее; 6. Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда; 7. Воспитание творческого подхода к решению любых задач; 8. Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности. Механизм реализации программы: Изучение символики России, Котовского района. Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы; Встречи с ветеранами войны и труда; Информационное обеспечение мероприятий; Совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы Основные направления работы 1. Усвоение теоретических знаний; 2. Формирование практических навыков. Формы и методы работы. 1. словесные, наглядные, практические 2. проектно-исследовательская деятельность 3. активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, педагог намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства. В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть: лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка ДО); семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала; научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций); организаторско - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы). Итоги работы (виды и форма контроля) подводятся следующим образом: - проведение экскурсий в школьном музее, - встречи с интересными людьми, - выступления членов кружка на занятиях, - обсуждение работы кружка, - реализация социальных проектов. Программа кружка составлена для учащихся школы на 3 года обучения . Занятия проводятся 1 раз в неделю – по 1 часу. Программа предусматривает каждый год повторение пройденных тем, что облегчает вновь прибывшим на занятия кружка детям легче включиться в музейную деятельность. Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности. Обучающийся должен знать: 1. Функции музея в целом, в том числе школьного музея; 2. фондовую работу музея; 3. направления деятельности музея; 4. основы выставочной, экскурсионной, оформительской деятельности музея; 5. методику проектно-исследовательской деятельности и оформление работ; 6. формы и методы просветительной и образовательной работ в музее Уметь: 1. Вести поиск музейных материалов 2. Классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет; 3. оформить тематическую выставку и разработать экскурсию; 4. провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные; 5. вести интервьюирование; 6. работать с источниками исследований; 7. Писать и оформлять исследовательские работы; 8. Составлять и оформлять социально-значимые проекты; 9. Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой. Ожидаемые результаты программы 1. Расширение знаний о родном крае. 2. Развитие познавательной деятельности. 3. Привитие любви к своей Родине. 4. Освоение навыков музейного дела. 5. Сохранение культурного наследия для будущих поколений Учебно-тематический план I год обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Тема Количество часов Всего в том числе теория практика Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что 1 1 такое музей? 1 1 Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Где и как собирать материалы для музея. 2 1 1 Работа с историческими источниками. 2 1 1 Изучение архивных документов 2 1 1 Реставрация экспонатов в условиях школьного 2 1 1 музея Как оформить выставку, музейную экспозицию 2 2 Как подготовить доклад, экскурсию 2 1 1 Методы проведения экскурсий 2 1 1 2 1 1 Краеведение Историческое прошлое нашего края. Методика проведения социологического 2 1 1 опроса Секреты хорошего интервью 2 1 1 Правила записи воспоминаний. Краеведческий 3 2 1 дневник 6 4 2 Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научноисследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению. Участие в историко-краеведческих конкурсах и 3 3 конференциях различного уровня. Итого 34 19 15 Содержание курса программы 1-ый год обучения 1. Вводное занятие. ( теория) Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности. 2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. (теория) Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами педагогического труда, родителями. Где и как собирать материалы для музея. ( практика) Работа в библиотеке, музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми . Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник. (теория + практика) Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника. Изучение архивных документов. (практика) Обращение с найденными документами, предметами. Необходимость их полной сохранности. Как оформить выставку, музейную экспозицию. (теория + практика) Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок. Как подготовить доклад, экскурсию (теория + практика) Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии. Как вести экскурсию (практика) Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода. 3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (практика) Славное прошлое Котовского района. 4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (практика) Подготовка научно-исследовательских работ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. II год обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Тема Количество часов Всего в том числе теория практика Вводное занятие. Подведение итогов лета. 1 1 Инструктаж по ТБ. 2 1 1 Основы музейных знаний. Свидетели истории Где и как собирать материалы для музея. 2 2 Работа с историческими источниками. 2 2 Изучение архивных документов 2 2 Учет и хранение собранных документов и 2 1 1 вещей. Использование разнообразных форм и видов 3 2 1 культурно-просветительской работы в школьном музее. 3 3 Краеведение Историческое прошлое нашего края. Методика проведения социологического 2 1 1 опроса Секреты хорошего интервью. 2 1 1 Правила записи воспоминаний. Краеведческий 2 1 1 дневник Создание презентаций на основе собранного 3 1 2 материала 6 3 3 Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научноисследовательских работ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и 2 2 конференциях различного уровня. Итого 34 15 19 Содержание курса программы 1. Вводное занятие. ( теория) Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности. 2. Основы музейных знаний. Свидетели истории (теория) Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой темам, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники. Ваши помощники в поисковой работе ( теория) Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе поискового материала: библиотеки, работники музеев и архивов, Станция юных туристов. Экскурсии в выше перечисленные организации. Как работать с газетами, журналами, книгами. (практика) Работа с каталогами. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение теста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники. Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий. (практика) Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись воспоминаний и рассказов. Использование диктофонов, фото- и видеоаппаратуры. Методика проведения социологического опроса. Учет и хранение собранных документов и вещей. (практика) Книга учета. Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы. Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее. (теория) Методика проведения экскурсии. Составление текста экскурсии. Организация временных выставок. Организация издательской деятельности. Лекция как одна из форм просветительской работы музея. Проведение викторин и конкурсов для учащихся с использованием экспонатов музея. 3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (пратика) Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство края. Современное развитие Котовского района. Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник. Создание презентаций на основе собранного материала. 4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (практика) Подготовка научно-исследовательских работ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. III год обучения № п/п Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научноисследовательская работа? Научно – исследовательская работа. Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование Как определить и уточнить тему? Как изучать литературу? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи исследования? Как определить методы исследования? Требования к оформлению научноисследова-тельской работы. Составные части работы. Требования к оформлению научноисследователь-ской работы. Титульный лист. Требования к оформлению научноисследователь-ской работы. Содержание основной части. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Заключение, список используемой литературы. Требования к оформлению реферата. Составные части работы. Требования к оформлению реферата. Титульный лист. Требования к оформлению реферата. Содержание основной части. Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы. Научно-исследовательская деятельность шко-льного музея. Подготовка научноисследовательских работ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. Итого 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Количество часов Всего в том числе теория практика 1 1 - 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 - 1 3 2 1 1 - 1 1 1 - 1 - 1 2 1 1 1 - 1 5 - 5 2 - 2 34 13 21 Содержание курса программы 3-ий год обучения. 1.Вводное занятие (теория) Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности. 2. Научно – исследовательская работа. (теория + практика) Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование? Как определить и уточнить тему? Как изучать литературу? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи исследования? Как определить методы исследования? 3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. (теория + практика) 4. Составные части работы. Требования к оформлению научноисследовательской работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы. 5.Требования к оформлению реферата. (теория) Составные части работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение. Список литературы (теория). 6. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ. Участие в историкокраеведческих конкурсах и конференциях различного уровня (практика). Во время реализации программы будут использованы: 1. Организационная работа: Обзорные и тематические экскурсии классов – в течение года Составление и реализация проектов - в течение года Дни воинской славы – в течение года 2. Поисковая, исследовательская работа: Работа с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни – в течение года Исследовательская работа по изучению родного края - в течение года. 3. Работа с фондами Работа с картотекой и инвентарными книгами – в течение года Обновление и дополнение стендов – в течение года Создание передвижных выставок – в течение года Прием и обработка вновь поступивших экспонатов – в течение года 4. Учеба актива музея экскурсоводы 5. Внешняя деятельность музея Участие в выполнении заданий Работа в микрорайоне села Участие в мероприятиях районного масштаба