внеурочка музей 1-4 кл.

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мокро-Ольховская средняя школа»
Котовского муниципального района Волгоградской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Край родной, познакомимся с тобой»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 кл.

Составитель:
Лясина Елена Викторовна,
учитель, руководитель музея.

Пояснительная записка
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех
народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали
окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои
знания исторического, географического, экономического характера устно или
в различных документах они передавали последующим поколениям, тем
самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре
народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего
поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с
практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней
должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное
отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе,
истории, культуре своего народа.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим
гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые
появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием
краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность
всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так
человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина –
место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова
Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить
эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где
мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение:
«Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого
человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он
родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она однаединственная, как мама.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во
всех его формах способствует всестороннему развитию личности,
совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством
изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и
истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении
документов, изучении экспонатов природы и культуры.
Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей
гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается
с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.
Занятия по краеведению в школе позволяют решить целый ряд
познавательных задач, развивают школьников, заинтересовывает их и при
правильной организации дают импульс к самостоятельной деятельности.
Занятия по изучению родного края способствуют формированию
нравственных убеждений, творческих способностей, помогают учащимся
овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалеком
будущем.

Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его
природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия
предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к
памятникам прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы
высококультурной разносторонней личности. На занятиях ведется
целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной
связи с историей Родины.
Назначение программы
Данная программа отражает комплексно-системный подход к изучению
родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии
составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет
рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы,
формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их
равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь
формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы
научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов,
ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном,
но и рациональном уровне.
Программа является обучающей и воспитывающей. Она опирается на
важнейшие принципы, обозначенные в Законе РФ «Об образовании», таких
как:
 гуманность (духовность, гражданственность, нравственность);
 свободу уникальности личности;
 индивидуальность каждого подростка, его возможности и способности,
самобытности.
Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности
посредством изучения родного края, гражданственности, бережного
отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
 побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя
через историю своей семьи;
 приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой
Родины через практическое участие в сборе и хранении документов,
изучении экспонатов природы и культуры;
 познакомить ребят с историей села, в котором они проживают;
 организовать познавательную деятельность младших школьников.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в
природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру,
самосовершенствованию и самореализации.
Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания
сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.

Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека,
выражающегося в любви к России, народу, малой родине.
Результаты освоения программы
Личностные результаты:
- положительное отношение к краеведению;
- познавательный интерес к малой родине;
- уважительное отношение к окружающим людям;
Метапредметные результаты:
-адекватно воспринимать окружающую действительность;
-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального
общего образования;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- проявлять свою любознательность, инициативность;
- выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине
Предметные результаты:
- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края,
их занятиях, интересах.
Формы проведения внеурочных занятий:
 теоретические занятия,
 экскурсии по своему городу, в лес, поле, на озеро,
 встречи с интересными людьми, живущими рядом,
 работа в школьном краеведческом музее,
 сбор краеведческого материала,
 тематические экскурсии по музею,
 просмотр видеофильмов;
 защита проектов,
 исследовательская деятельность,
 викторины,
 конкурс сочинений, сказок,
 лекции;
 литературные и исторические гостиные;
 киносеансы,
 исторические игры,
 использование интернет – технологий,
 создание видеопрезентаций.
Свои впечатления о увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся
оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Ребята создают
простейшие коллекции, гербарий растений нашей местности. На основе
индивидуальных детских работ создаются коллективные: тематические
книжки-раскладушки, газеты, выставки. Программа направлена на

закрепление умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем
уроков окружающего мира.
Использование и популяризация новых технологий образования происходят
в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением
учителей предметников, педагогов дополнительного образования, родителей.
Планируемые результаты реализации программы занятий ориентированы
на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения села, об
основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных
традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников
тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска
и нахождения информации.
Ученик научится:
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 строить речевое высказывание в устной форме;
 осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью
учителя;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и
духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к
школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к
своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной
войны.
Ученик получит возможность для формирования основ экологической
культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в
своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения; для формирования гражданской
идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия).
Школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной
деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с
представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой

Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
 включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что
партнёр знает и видит, а что нет;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности.
Срок реализации программы четыре года, занятия
проводятся один раз в неделю. Общий объем программы – 135часов: 1 класс
- 33 часа, 2-4 классы - по 34 часа. Продолжительность занятия – 35 минут в 1
классе, 40 минут – во 2, 3, 4 классах, согласно СанПиН.
Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих
взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе
которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.
Способы проверки ожидаемых результатов:
 - педагогическое наблюдение;
 - выполнение творческих заданий (составление устных и письменных
рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками
иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
 - анкетирование родителей;
Формы подведения итогов дополнительной образовательной
программы:
 - выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
 - создание фотоальбомов;
 - открытые занятия;
 - выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
 - викторины, кроссворды, игры;

Содержание курса.

1 класс
Тема 1: «Я и моя семья» - 9 часов.
Занятие 1.Введение. Что такое краеведение?
Знакомство с целями и задачами занятий. Экскурсия в природу. Сбор листьев
осенних растений, формирование букетов.
Занятие 2. «Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать
автопортрет и рассказать о себе.
Занятие 3. «Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка
сведений о своей семье, о ближайших родственниках. Моя родословная.
Занятие 4. «Своя хатка – родная матка». Нарисовать свой родной дом,
рассказать, почему мы так любим его. Создание папки «Семейный архив».
Занятие 5. «Лень в дому – бери суму».
Ролевая игра «Распределим обязанности в моей семье».
Занятие 6. «На свет народился, с людьми породнился». Семейные будни,
праздники, традиции семьи.
Занятие 7. Коллективная работа: составление книжки – раскладушки: «Игры
наших бабушек».
Занятие 8. Профессии моих родителей. Подготовка сообщений.
Занятие 9. Мой дом, мои соседи. Взаимоотношения с соседями.
Тема 2: «Здравствуй, школа!» - 6 часов.
Занятие 1. Заочный экскурс «История Мокро-Ольховской школы».
Занятие 2. Ролевая игра «Я - пешеход».
Занятие 3. Выставка рисунков «Моя дорога в школу».
Занятие 4. Рассказ «Мои родители учились в этой школе».
Занятие 5. Конкурс рисунков: «Первый раз в первый класс».
Занятие 6. Выпускники, которыми гордится школа.
Тема 3: «Мое село- Мокрая Ольховка» - 6 часов.
Занятие 1. Понятие малой Родины. Первоначальные исторические сведения о
названии нашего села, застройках, занятиях людей.
Занятие 2. Подготовка выставки: «Мокрая Ольховка вчера, сегодня, завтра».
Занятие 3. Экскурсия по селу.. История возникновения нашего села.
Занятие 4-5. Границы нашего села . Соседние села.
Занятие 6. Практическая работа, выставка рисунков «Любимый уголок моего
села».
Тема 4. «Музеи нашей школы» - 6 часов
Занятие 1. Что такое музей? Музей – «машина времени». Какие бывают
музеи? Музейные профессии.
Занятие 2. Музей в моей школе. Работа с экспозицией музея.
Занятие 3. Посещение этнографического отдела музея.
Занятие 4. Посещение отдела «Родник Памяти».
Занятие 5. Посещение отдела «Судьба выпускников - история школы».

Занятие 6. Посещение комнаты Памяти.
Тема 5. Экскурсии - 4 часа.
Занятие 1.Экскурсия в АФ «Раздолье».
Занятие 2. Экскурсия в библиотеку ( при ДК).
Занятие 3. Экскурсия в больницу.
Занятие 4. Экскурсия в газовую службу.
Итоговое занятие 33. Награждение самых активных участников кружка.

2 класс
Тема 1: «Земля отцов – моя земля» - 4 часа.
Занятие 1. . «Моя малая Родина – село Мокрая Ольховка». (Стихи, песни ).
Занятие 2. : История села.
Занятие 3. Место нашего села на карте.
Занятие 4. Люди, прославившие наше село : старожилы, ветераны труда,
передовики. производства. Встречи с интересными людьми.
Тема 2: «Природа родного края» - 6 часов
Занятие 1. Познавательная экскурсия в природу.
Занятие 2 - 3. Сезонные изменения в нашем крае.
Занятие 4. Познавательная игра «В гости к Осени».
Занятие 5 – 6. Коллективная аппликация «Растения в моем саду».
Тема 3: «Водоемы нашей местности» - 6 часов.
Занятие 1 История реки Мокрая Ольховка.
Занятие 2. Сказка о больших и маленьких водах.
Занятие 3 – 4. Правила поведения у водоема.
Занятие 5. Коллективный плакат «Охрана водоема».
Занятие 6. Экскурсия на берег реки.
Тема 4: «Животный мир Котовского района» - 8 часов.
Занятие 1. Загадки и ребусы о животных Котовского района. Игра «Кто
там живёт?»
Занятие 2 – 3. Экскурсия в природу. Составление мини энциклопедии фауны
нашей местности.
Занятие 4. Познавательная игра «Золотая рыбка».
Занятие 5. Составление кроссворда «Насекомые вокруг нас».
Занятие 6. Рассказ с показом иллюстрации «Моё любимое домашнее
животное».
Занятие 7. Коллективный плакат «Осторожно, птичий город!»
Занятие 8. Конкурс знатоков фауны Котовского района.
Тема 5: «Растительный мир нашей местности» - 6 часов.
Занятие 1. Игра «Я знаю это растение».
Занятие 2. Викторина «Во саду ли, в огороде?»
Занятие 3. Редкие растения нашего района.
Занятие 4. В гостях у бабушки Загадушки «Природные лекари».
Занятие 5. Серьезный разговор «Осторожно! Ядовитые растения!»
Занятие 6. Конкурс знатоков флоры Котовского района.
Тема 6: «Путешествие в страну книг» - 3 часа
Занятие 1. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с писателями и поэтами
Котовского района.
Занятие 2. Посещение библиотеки в ДК. Знакомство с её фондами.
Занятие 3. Литературная гостиная. Практическая работа: разучивание
понравившихся стихов местных поэтов.
Занятие 34.Подведение итогов работы за год. Награждение самых активных.

3 класс
Тема 1: «Нет в мире краше Родины нашей» - 15 часов.
Занятие 1 -2. Познавательная прогулка по селу: «Названия улиц нашего
села».
Занятие 3. Герб и флаг Котовского района.
Занятие 4. Викторина «Люблю природу в любую погоду».
Занятие 5 - 6. Проект «Экологическое путешествие во времена года».
Занятие 7. Выставка рисунков «Сезонные изменения в нашем крае».
Занятие 8. Познавательная игра «Земля – кормилица наша».
Занятие 9. Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице.
Занятие 10. В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по ягоды».
Занятие 11. Проект «Грибы – лекари». Тест «Умники и умницы».
Занятие 12. Творческое задание. Растения и животные Котовского района,
занесенные в Красную Книгу.
Занятие 13. Составление правил поведения в природе.
Занятие 14. Правила здорового образа жизни.
Занятие 15. Проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Тема 2:«Без прошлого нет настоящего» - 11 часов
Занятие 1-2. Историческая гостиная «Точка на карте».
Занятие 3. Храмы Котовского района.
Занятие 4 - 5. Проект. История создания церквей Котовского района.
Выставка рисунков, фотографий.
Занятие 6. «Загадка – для ума зарядка». (О предметах быта наших предков).
Занятие 7 . Викторина «Добрые соседи».
Занятие 8. Ролевая игра «Расскажи гостю о жителях нашего села, их
занятиях».
Занятие 9. Викторина «Из истории нашего села».
Занятие 10 - 11. Проектная работа «Без прошлого нет настоящего».
Тема 3:Учреждения культуры нашего села - 7 часов.
Занятие 1. Знакомство с песенными и танцевальными коллективами нашего
села.
Занятие 2.Встреча с известными людьми нашего села.
Занятие 3. Встреча с известными людьми нашего села.
Занятие 4. Создание презентации.
Занятие 5. Посещение выставки в районном краеведческом музее.
Занятие 6. Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и
поговорки о нашем крае.
Занятие 7. Викторина «Знаешь ли ты свой район?»
Занятие 34. Подведение итогов работы за год. Награждение самых активных.

4 класс
Тема 1:«Береги землю родную, как мать любимую» -14 часов.
Занятие 1. Игра «Памятники природы Котовского района».
Занятие 2. Выставка рисунков « Щедрая земля…»
Какие культуры выращиваются в нашем районе?
Занятие 3. Игра «О каком растении идет речь?»
Занятие 4. Исследование «Интересные факты о растениях нашей местности».
Составление кроссворда «Цветы в моем саду».
Занятие 5. Творческое задание:«Природа у порога нашего дома» Описание
травянистых растений.
Занятие 6. Съедобные и несъедобные грибы. Игра «Узнай гриб по
описанию».
Занятие 7. Проект-исследование «На берегу реки Мокрая Ольховка».
Занятие 8. «Люблю природу в любую погоду» . Описание любимого времени
года.
Занятие 9. Семинар «Подземные сокровища нашего района».
Занятие 10-11. Составление миниэнциклопедии «Полезные ископаемые
нашей местности».
Занятие 12 - 13. Проектная работа:«Какую пользу приносят птицы нашему
саду, огороду?»
Занятие 14. Кроссворд «Охрана природы». Плакат «Береги природу!»
Экологические проблемы нашего района..
Тема 2.«Земля отцов – моя земля» -13 часов
Занятие 1.Урок мужества «Мои земляки в годы войны».
Занятие 2. Практическая работа. Подготовка сообщений о героях-земляках.
Занятие 3- 4. Проектная работа «Мои родственники – участники ВОВ».
Работа с архивными источниками школьного музея.
Занятие 5. Мой край в годы ВОВ.
Занятие 6. Труженики тыла нашего края.
Занятие 7. Работники госпиталя села Мокрая Ольховка.
Занятие 8 – 9. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Занятие 10 - 11. Члены женской тракторной бригады.
Занятие 12. Автобусная экскурсия в город Котово в районный краеведческий
музей.
Занятие 13. Встреча с известными людьми села Мокрая Ольховка.
Тема 3. «Мы жители Волгоградской области».
Занятие 1. Герб и флаг Волгоградской области.
Занятие 2.Газеты нашего района.
Занятие 3. Экскурсия в редакцию газеты «Маяк».
Занятие 4. Телевидение города Котово.
Занятие 5. «Будущее Волгоградской области – это мы».
Занятие 6. Сочинение «Моя малая Родина».
Занятие 7. Викторина «Знаешь ли ты свой край?» Подведение итогов работы
за год. Награждение самых активных.

Предполагаемые результаты.
В процессе освоения содержания программы «Край родной, познакомимся с
тобой» обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки,
осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального
общего образования. К числу важнейших относятся, в частности,
наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение
полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью
сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших
измерений разными способами с использованием соответствующих приборов
и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и
качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными
текстами и др.
К концу четвёртого года обучения дети должны:
Знать (теория)
Уметь (практика)
Основные исторические местности и Составлять план – схему своего двора,
улицы села и краткие исторические карту города, создавать слайдсведения о них.
проекты, в полной мере владеть
информацией о культурных и
исторических ценностях своего края
Основные памятники истории села
Мокрая Ольховка, памятные места.

Уметь создавать презентации,
защищать творческие проекты,
составлять эскизы.

Своих предков, их ФИО, профессии, Составлять родословную,
увлечения, участие в ВОВ, обычаи
пересказывать легенды края, создавать
предков, легенды края
презентации, иметь представление об
изменении во времени быта, культуры,
жизненных ценностей, традициях и
обычаях.
Основные правила поведения в
местной окружающей среде

Импровизировать полученные знания,
сочинять, проектировать, творчески
осмысливать задачи и воплощать их в
своем творчестве.

Об экологии растений и животных

Приводить примеры представителей
разных групп растений и животных
своей местности (2-3 изученных
представителя); раскрывать
особенности их внешнего вида и
жизни;

Особенности времен года своей
местности, полезные ископаемые
своей местности

Различать и описывать отдельных
представителей растительного и
животного мира, знать и называть
культурные, сорные, ядовитые,
лекарственные растения своей

местности Котовского района;
различать съедобные и несъедобные
грибы своей местности
Названия края; города и населенные
пункты Котовского района;
географические и климатические
особенности

Показывать на карте и глобусе горы,
равнины, реки, озера родного края
(родное село, еще 1-2 села);

О Красной книге Волгоградской
области и природоохранных
мероприятиях

Анализировать экологическую
ситуацию своей местности и делать
соответствующие выводы;

Формы и средства контроля
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путём:
- тестирования, анкетирования;
- участия в школьных конкурсах, соревнованиях;
- участия в работе школьной историко-краеведческой неделе.
Отслеживание результатов освоения данной программы происходит с
помощью следующих методов:
- наблюдение – оценка и текущий анализ работ учащихся;
- защита проектов;
- тестовые задания;
- викторины;
Данная программа имеет оценочно-результативный блок, который включает
в себя авторскую разработку тестовых заданий и позволяет определить
уровень освоения знаний, умений, навыков ребенка, его творческую
активность. Подведение итогов по теме в виде опроса (чаще в тестовой
форме) с последующим проведением игры-викторины, творческие занятия,
разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении задания.
Технические средства обучения
- мультимедийный проектор ,компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».