кружок Юный медик 7кл 2022-2023

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мокро-Ольховская средняя школа»
Котовского муниципального района Волгоградской области

ПРОГРАММА
курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ЮНЫЙ МЕДИК»

Автор – составитель:
Конюхова Наталья Викторовна
учитель
начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Учащиеся, проявившие интерес к физиологии, анатомии и другим
медицинским дисциплинам, объединяются в кружок «Юный медик».
Занятия в кружке способствуют овладению школьниками системой медицинских
знаний.
Актуальность: Содержание и структура курса обеспечивают выполнение
требований к уровню подготовки школьников, развитие творческих умений,
научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и
заботливого отношения к людям. Последовательность тем обусловлена логикой
развития основных медицинских понятий, рассмотрением медицинских явлений от
клеточного уровня строения организма до организма в целом.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-целостного
понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания
первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать
приобретенные знания в практической деятельности.
Программа способствует углублению знаний обучающихся по основам
медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков
диагностирования заболеваний, оказания перовой доврачебной медицинской
помощи
Цели: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими
понятиями и терминами, учить применять их на практике, сформировать интерес
к профессиям, связанным с медициной, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
 способствовать овладению и углублению полученных знаний в области
спасения
 иметь знания о поведении человека в экстремальных условиях, оказания
само и взаимопомощи в случае опасных ситуаций возникающих в следствии
различных обстоятельств
 формировать необходимые навыки оказания первой доврачебной помощи
 Формировать навыки и умения по распознанию некоторых травм, болезней.
 Обучить детей владению инструментами и приспособлениями при оказании
помощи пострадавшему.

2

Развивающие:
 Развивать способности быстрого оказания само и взаимопомощи в случае ее
необходимости
 Развивать внимание, память, усидчивость, толерантность, гуманность.
 Расширять анатомический и медицинский кругозор, обогащать личный
жизненно – практический опыт учащихся.
 Способствовать в потребности ответственного отношения к своему
здоровью, умению находить в дополнительной литературе интересные и
необходимые факты, связанные с сохранением и укреплением здоровья.
Воспитательные:
 Формировать в себе позицию гражданина готового оказать помощь
нуждающемуся;
 воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим такие
как сострадание, милосердие, ответственность.
Место курса в учебном плане.
Программа кружка рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для учащихся 7 класса.
Продолжительность занятия 40 минут. В течение занятия проводится
физкультминутка для профилактики нарушения осанки.
Материалы данной программы знакомят школьников с гигиеническими
правилами, направленными на сохранение здоровья людей, методами оказания
первой доврачебной помощи т.е. дополняет базовый курс, полученные ранее на
уроках биологии и ОБЖ, а также включает новые знания, не входящие в базовую
программу.
Программа включает как теоретические, так и практические знания и они
должны быть научными и доступными для понимания.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
 теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование
полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной
литературой;
 работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
 практические занятия по изготовлению поделок и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Методы
Приемы
ОбъяснительноРассказ, показ, беседа
иллюстративные
Эвристические
Практические занятия

3

Результатом данной программы будут приобретённые знания:
 измерять артериальное давление, пульс.
 делать перевязки, обрабатывать раны.
 оказывать первую медицинскую помощь.
 измерять вес, рост.
 назначать лекарственные средства первой необходимости.
 уметь применить лекарственные растения в медицине.
 умение применять получение знания на практике.
 выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает
целеустремленность, собранность, желание помогать другим;
 умение работать самостоятельно и в группе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний об оказании первой медицинской помощи при
травмах, несчастных случаях и внезапных заболеваниях, личной и общественной
гигиене, истории создания Каргапольской больницы, лекарственных растениях.
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных
потребностей человека.
Результаты освоения курса:
Личностными результатами являются:
- развитие любознательности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами самоорганизации внеклассной деятельности, что включает в
себя умения: ставить цели и планировать деятельность; оценивать собственный
вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных достижений;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения:
поиска и отбора источников информации; систематизации информации; понимания
информации, представленной в различной знаковой форме;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в
работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
4

повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного
поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов
первой медицинской помощи;
- расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими
приемами самоконтроля своего физического состояния.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
Количество часов
п/п раздела
Теория
Практика
Всего часов
1
Оказание первой
5
5
10
доврачебной помощи.
2
Первая помощь при
5
5
10
острых заболеваниях и
отравлениях.
3
Способы сохранения
5
5
10
здоровья.
4
История
4
4
Итого
19
15
34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел 1. Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях. –
10 часов.
Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи.
Содержание аптечки (на медицинском посту, дома, в автомобиле).
Понятие о травматизме и травматическом шоке.
Остановка кровотечения, обезболивание. Иммобилизация, согревание, бережная
транспортировка.
Донорство – проявление гуманности и патриотизма. Показания и
противопоказания к переливанию крови.
Опасность кровопотери. Способы временной и окончательной остановки
кровотечения.
Виды ран: резанные, колотые , ушибленные, рваные , укушенные.
Значение повязок. Общие правила наложения повязок. Перевязочный материал.
Правила использования подручных средств для наложения повязок. Виды и типы
повязок.
Опорно-двигательная система.
Общее понятие закрытой травмы, классификация травм. Ушибы мягких тканей.
Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих.
Первая помощь при переломах костей, виды, признаки и возможные осложнения.
5

Понятие об ожогах. Меры борьбы и профилактика. Первая помощь при ожогах,
наложение стерильной повязки.
Отморожения. Первая помощь и уход за пострадавшим.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры профилактики.
Укусы насекомых, змей, клещей, животных. Меры профилактики.
Распознавание больных животных. Болезни, передающиеся через животных.
В том числе
Практические занятия: «Косыночные повязки на различные части тела»,
«Плащевидные повязки», «Бинтовые повязки: Циркулярная, спиральная,
черепашья, сходящая, расходящаяся», «Повязки на верхнюю конечность, на кисть,
локтевой сустав, плечо, плечевой сустав», «Техника временной остановки
кровотечения наложением давящей повязки, жгутов, закрутки и подручных
средств».
Раздел 2. Первая помощь при острых заболеваниях и отравлениях. – 10
часов.
Цели и задачи лекарственной терапии. Пути введения лекарственных веществ в
организм человека. Их достоинства и недостатки.
Понятие об аллергии.
Неотложная помощь при обмороке, стенокардии, гипертоническом кризе,
инфаркте миокарда. Факторы, способствующие заболеваниям сердечнососудистой системы.
Краткий анатомо-физиологический обзор органов пищеварения.
Классификация острых отравлений. Общие признаки, оказания помощи.
Съедобные и ядовитые грибы, способы распознавания. Первая помощь при
отравлении.
Правила поведения на природе, способы выживания.
В том числе
Практические занятия: «Понятие о лечебном питании», «Оказание помощи при
икоте», «Наблюдение за дыханием, измерение температуры тела », «Измерение
пульса и артериального давления».
Раздел 3. Способы сохранения здоровья. – 10 часов.
Лекарственные травы.
Применение лекарственных растений в качестве источника витаминов. Правила
хранения и потребления лекарственных растений в домашних условиях.
Изучение видов ядовитых растений: белена черная, дурман обыкновенный, мак
снотворный, бузина, клещевина, болиголов крапчатый, лютик ядовитый, красавка
белладонна, донник лекарственный и др.
6

Лекарственные растения на приусадебных участках. Овощные и плодово –
ягодные культуры – лекарственные растения и источники витаминов. Способы
применения овощных культур в качестве лекарственных растений.
Приготовление настоек, мазей, отваров. Блюда из растительного сырья.
В том числе
Практические занятия: Экологический фитодизайн интерьера является и
дизайнерским интерьером и профилактическим, оздоравливающим методом.
Волшебная сила ароматов. Познакомиться с нетрадиционными методами лечения
запахами растений.
Культура пользования химическими средствами.
Здоровье и факторы, формирующие его.
Врожденные и приобретенные заболевания.
"Болезни цивилизации"
Раздел 4. История – 4 часа
История основания Мокро-Ольховской больницы.
Почётные работники больницы.
Госпитали в годы Великой Отечественной войны.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:
 Печатные пособия для учителя и для учеников (по кол-ву учеников)
 Образцы рисунков, иллюстрации травм (по теме занятия.)
 Презентации
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства. Технические
средства обучения:
 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок
 Компьютер
 Мультимедийный проектор
 Колонки для прослушивания видеофильмов.
Оборудование класса:
 Бинты стерильные, эластичные
 Жгут
 Ножницы
 Ступки для приготовление порошка
 Чашечки
 Баночки, коробки, упаковки от различных препаратов
Для решения задач программы, всё материально – техническое обеспечение
должно быть в необходимом количестве, т. е. минимум по 1 шт на человека.
7

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

2

Тема

Основное содержание
занятия

Кол- Форма и методы
Виды
во
работы
контроля
часов
Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях. – 10 часов.
Значение первой Значение само- и
1 час Беседа,
медицинской
взаимопомощи
презентационный
помощи.
материал
Знать содержание и
Содержание
1 час Практические
Текущий
назначение отдельных
занятия
аптечки

Дата

компонентов аптечки
санитарного поста. Уметь
комплектовать аптечку по
назначению (домашняя, сан
поста, автомобильная)

3

Понятие о
травматизме и
травматическом
шоке.

4

Виды ран:
резанные,
колотые ,
ушибленные,
рваные ,
укушенные.
Виды и типы
повязок.

5

Остановка кровотечения, 1 час
обезболивание.
Иммобилизация,
согревание, бережная
транспортировка.
Опасность кровопотери.
Способы временной и
окончательной остановки
кровотечения
Значение повязок. Общие 1 час
правила наложения
повязок. Перевязочный
материал.

Беседа,
презентационный
материал

Правила использования
подручных средств для
наложения повязок.

1 час

Беседа,
Текущий
презентационный
материал +
практика
Беседа,
презентационный
материал

6

Опорнодвигательная
система.

Общее понятие закрытой
травмы, классификация
травм. Ушибы мягких
тканей. Растяжение и
разрывы связок,
сухожилий и мышц.
Вывих.

1 час

7

Первая помощь
при переломах
костей

Виды, признаки и
возможные осложнения
при переломах костей

1 час

Беседа,
презентационный
материал

Беседа,
Текущий
презентационный
материал +
8

8

Понятие об
ожогах.

9

Тепловой и
солнечный удар.
Обморожение.

10

11

12

Меры борьбы и
профилактика. Первая
помощь при ожогах,
наложение стерильной
повязки.

Первая помощь и уход за
пострадавшим.
Оказание первой помощи
при тепловом и
солнечном ударе. Меры
профилактики.
Укусы
Меры профилактики.
насекомых, змей, Распознавание больных
клещей,
животных. Болезни,
животных.
передающиеся через
животных.

1 час

практика
Беседа,
презентационный
материал

1 час

Беседа,
презентационный
материал

1 час

Беседа,
Текущий
презентационный
материал +
практика

Первая помощь при острых заболеваниях и отравлениях. – 9 часов.
Цели и задачи
Пути введения
1 час Беседа,
Текущий
лекарственной
лекарственных веществ в
презентационный
терапии
организм человека. Их
материал +
достоинства и
практика
недостатки.
Понятие об
Факторы,
1 час Беседа,
аллергии.
способствующие
презентационный
развитию аллергии.
материал
Хроническое течение
болезни.

13, Неотложная
14 помощь при
обмороке,
стенокардии,
гипертоническом
кризе, инфаркте
миокарда
15 Краткий
анатомофизиологический
обзор органов
пищеварения.
16 Классификация
острых

Факторы,
способствующие
заболеваниям
сердечнососудистой
системы.

2
часа

Беседа,
Текущий
презентационный
материал +
практика

Знакомство с
пищеварительной
системой. Факторы
влияющие на её работу.

1 час

Беседа,
презентационный
материал

Общие признаки,
1 час
оказания первой помощи.

Беседа,
презентационный
9

отравлений
17 Съедобные и
ядовитые грибы,
способы
распознавания
18- Правила
19 поведения на
природе,
способы
выживания
20 Понятие о
лечебном
питании
21- Лекарственные
22 травы

23

Изучение видов
ядовитых
растений

24

Лекарственные
растения на
приусадебных
участках.

25- Приготовление
26 настоек, мазей,
отваров
27 Экологический
фитодизайн
интерьера
28 Волшебная сила
ароматов

Уметь различать грибы
по виду, месту
произрастания. Пищевые
ценности продукта.
Как выжить в природе
без еды и воды. Помочь
найти себя.

1 час

Составление личной
оздоровительной диеты.

1 час

Дизайнерский и
профилактический
интерьер
Познакомиться с
нетрадиционными

1 час

2
часа

материал
Беседа,
Текущий
презентационный
материал +
практика
Беседа,
Текущий
презентационный
материал +
практика

Беседа,
презентационный
материал
Способы сохранения здоровья. – 10 часов.
Применение
2
Беседа,
Текущий
лекарственных растений часа презентационный
в качестве источника
материал +
витаминов. Правила
практика
хранения и потребления
лекарственных растений
в домашних условиях.
белена черная, дурман
1 час Беседа,
обыкновенный, мак
презентационный
снотворный, бузина,
материал
клещевина, болиголов
крапчатый, лютик
ядовитый, красавка
белладонна, донник
лекарственный и др.
Овощные и плодово –
1 час Беседа,
ягодные культуры –
презентационный
лекарственные растения
материал
и источники витаминов.
Способы применения
овощных культур в
качестве лекарственных
растений.
Блюда из растительного 2
Практическое
Индив.
сырья.
часа занятие

1 час

Беседа,
презентационный
материал
Беседа,
Текущий
презентационный
10

29

30

Здоровье и
факторы,
формирующие
его.
"Болезни
цивилизации"

31- История
32 основания
МокроОльховской
больницы.
33 Почётные
работники
больницы.
34

Госпитали в
годы Великой
Отечественной
войны.

методами лечения
запахами растений.
Воспитать в себе
необходимости вести
здоровый образ жизни.

1 час

Самые распространённые 1 час
болезни. Профилактика.
Лечение. Жизнь с
неизлечимой болезнью.
Знать год основания и
2
открытия больницы, кем часа
была основана.

Знать имена
сотрудников больницы,
ФИО трех последних
главных врачей.
Знать о работе больницы
в годы ВОВ, о
госпиталях в селе.

материал +
практика
Беседа,
Текущий
презентационный
материал +
практика
Беседа,
презентационный
материал
Беседа,
презентационный
материал

1 час

Беседа,
презентационный
материал

1 час

Беседа,
презентационный
материал

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Рекомендуемая литература для учащихся:
Анатасова Л.П, Гольнева Д.П. «Человек и окружающая среда» М. «Просвещение»
-1997 г.
Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М. «Дрофа»- 2010г.
Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях»
Владикавказ «Алания»-1996г.
Рекомендуемая литература для учителя:
Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» -2000г
Сергеев Б.Ф «Занимательная физиология» М. «Просвещение» -2001г
Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М. «Просвещение» 1995г
Курцева П.А «Медико-санитарная подготовка учащихся» М. «Просвещение» 1991
Материалы школьного музея.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».