МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального района Волгоградской области МКОУ Мокро-Ольховская СШ РАССМОТРЕНО МО учителей УТВЕРЖДЕНО Директор ______________ Шабалина И.А. ______________Кевпанич Н.А. Протокол №12 Приказ №71 от "09" 08 2022 г. от "09" 08 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 875340) учебного предмета «Русский язык» для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Конюхова Наталья Викторовна учитель начальных классов Мокрая Ольховка 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐ теты, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐ нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐ мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; — овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; — овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; — развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас ных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего соглас‐ ного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учеб‐ нике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке соб‐ ственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфо‐ графического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: · разделительный мягкий знак; · сочетания чт, щн, нч; · проверяемые безударные гласные в корне слова; · парные звонкие и глухие согласные в корне слова; · непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); · прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; · раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; — объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: — выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; — — оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — осознавать язык как основное средство общения; — характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости; — определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги; — устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; — обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; — находить однокоренные слова; — выделять в слове корень (простые случаи); — выделять в слове окончание; — выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); — распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; — распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.; — распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; — определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; — находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; — применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; — правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; — писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; — находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; — строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; — формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения); — составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; — определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; — составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; — писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы; — объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1. Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления). 1 0 0 01.09.2022 Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры»; Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 1.2. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ 1 0 0 02.09.2022 04.09.2022 Диалог о том, как мы изучаем язык; Формулирование коллективного вывода: наблюдение и анализ — методы изучения языка; Устный опрос; Фестиваль педагогических идей«Открытый урок»:http://festival.1september.ru Итого по разделу: 2 Раздел 2. Фонетика и графика 2.1. Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и]. 6 1 0 05.09.2022 12.09.2022 Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему; Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); Устный опрос; Письменный контроль; Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 2.2. Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. 6 0 0 13.09.2022 20.09.2022 Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»; Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям; Устный опрос; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 2.3. 3 Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. 0 0 21.09.2022 23.09.2022 Практическая работа: характеристика функций ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного) в предложенных словах; Устный опрос; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 2.4. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). 4 0 0 26.09.2022 29.09.2022 Учебный диалог о способах обозначения звука [й’]; Работа с таблицей: определение способа обозначения звука [й’] в приведённых словах, запись в нужную ячейку таблицы; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 2.5. Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). 3 0 0 30.09.2022 04.10.2022 Учебный диалог, в ходе которого актуализируется способ определения количества слогов в слове; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 2.6. Использование знания алфавита при работе со словарями. 2 0 0 05.10.2022 06.10.2022 Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации (записывать слова в алфавитном порядке); Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 2.7. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного) 4 1 0 07.10.2022 12.10.2022 ; Упражняться в умении записывать правильно предложения; Устный опрос; Диктант; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola Итого по разделу: 28 Раздел 3. Лексика 3.1. Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). 2 0 0 13.10.2022 14.10.2022 Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 3.2. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. 2 0 0 17.10.2022 18.10.2022 Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова с опорой на текст; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 3.3. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение) 3 0 0 19.10.2022 21.10.2022 Учебный диалог, в ходе которого высказываются предположения о причинах появления нескольких значений одного слова; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 3.4. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов 3 1 0 24.10.2022 26.10.2022 Работа в группах: анализ уместности использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова; Контрольная работа; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola Итого по разделу: Раздел 4. Состав слова (морфемика) 10 4.1. 8 Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи) 0 0 27.10.2022 14.11.2022 4.2. Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов 6 0 0 15.11.2022 22.11.2022 4.3. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение) 4 1 0 23.11.2022 28.11.2022 Итого по разделу: Раздел 5. Морфология 18 Наблюдение за языковым материалом и рисунками: сопо‐ ставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов; Объяснение учителем приёма развёрнутого толкования слова как способа определения связи значений родственных слов. Работа с понятиями «корень»,«однокоренные слова»: анализ предложенных в учебнике определений; Наблюдение за изменением формы слова; Работа с понятием «окончание»: анализ предложенного в учебнике определения; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola Работа в группах: поиск среди Письменный контроль; предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами; Дифференцированное задание: наблюдение за синонимией суффиксов; Наблюдение за образованием слов с помощью приставок, выделение приставок, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении приставок; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 5.1. Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?»,«что?»), употребление в речи 6 0 0 29.11.2022 06.12.2022 Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное»; Работа в парах: распределение имён существительных на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«что?» или«кто?»; Наблюдение за лексическим значением имён существительных; Упражнение: находить в тексте слова по заданным основаниям (например, слова, называющие явления природы, черты характера и т. д.); Практическая работа: различение (по значению и вопросам) одушевлённых и неодушевлённых имён существительных; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 5.2. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи 6 0 0 07.12.2022 14.12.2022 Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «глагол»; Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства; Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы; Устный опрос; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 5.3. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи 5 0 0 15.12.2022 21.12.2022 Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное»; Работа в парах: распределение имён прилагательных на три группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«какой?»,«какое?», «какая?»; Практическая работа: выписывание из текста имён прилагательных; Устный опрос; Письменный контроль; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 5.4. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. Итого по разделу: 5 1 0 22.12.2022 28.12.2022 Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются предлоги и приставки?»; Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки; Контрольная работа; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 22 Раздел 6. Синтаксис 6.1. Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. 4 0 0 12.01.2023 17.01.2023 Обсуждение проблемного вопроса«Чем различаются предло жение и„не предложение“?»; Работа в парах: составление предложений из набора слов; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 6.2. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) 2 0 0 18.01.2023 19.01.2023 Устный опрос; Наблюдение за связью слов в предложении; Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт); 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 6.3. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. 4 0 0 20.01.2023 25.01.2023 Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по цели высказывания, например: «Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения; Учебный диалог «Как соотносятся знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения?»; Составление таблицы «Виды предложений по цели высказы‐ вания», подбор примеров; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 6.4. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения Итого по разделу: 6 1 0 26.01.2023 02.02.2023 Работа в парах: сопоставление предложений, различающихся по эмоциональной окраске, произношение предложений с соответствующей интонацией; Практическая работа: выбирать из текста предложения по заданным признакам; Устный опрос; Диктант; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 16 Раздел 7. Орфография и пунктуация 7.1. Повторение правил право-писания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн. 8 0 0 03.02.2023 14.02.2023 Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при списывании?»; Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля использования правила; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 7.2. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. 2 0 0 15.02.2023 16.02.2023 Комментированное письмо: объяснение различия в звуко‐ буквенном составе записываемых слов; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 7.3. Понятие орфограммы. 2 0 0 17.02.2023 20.02.2023 Устный опрос; Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма»; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 7.4. Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. 2 0 0 21.02.2023 22.02.2023 Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки»; Совместная разработка алгоритма применения орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; Устный опрос; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 7.5. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточ‐ нения) написания слова. 2 0 0 23.02.2023 24.02.2023 Орфографический тренинг: подбор проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», запись парами проверочного и проверяемого слов; Учебный диалог «Когда нужно сомневаться при обозначении буквой согласных звуков, парных по звонкости — глухости?», в ходе диалога учащиеся доказывают необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагают способ её выполнения; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 7.6. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. 1 0 0 27.02.2023 28.02.2023 Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы; Работа в парах: аргументировать написание в тексте слов с изученными орфограммами; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 7.7. Ознакомление с правилами правописания и их применение: - разделительный мягкий знак; - сочетания чт, щн, нч; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; - раздельное написание предлогов с именами существительн ыми 35 1 0 01.03.2023 26.04.2023 Работа в парах: выбор слов по заданному основанию (поиск слов, в которых необходимо проверить парный по звонкости — глухости согласный); Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы; Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм; Устный опрос; Письменный контроль; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola Итого по разделу: 52 Раздел 8. Развитие речи 8.1. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. 4 0 0 27.04.2023 02.05.2023 Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся определять особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 8.2. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы 1 0 0 03.05.2023 Обобще ние результатов диалога: сообщение учителя о том, что в ситуации общения важно удерживать цель общения, учитывать, с кем и где происходит общение, поскольку от этих особенностей ситуации зависит выбор языковых средств; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 8.3. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам 3 0 0 04.05.2023 08.05.2023 Составление устного рассказа по картине с опорой на вопросы / с опорой на ключевые слова / самостоятельно; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 8.4. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. 3 0 0 09.05.2023 11.05.2023 Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст», выявление в ходе диалога сходства и различия слова, предложения, текста; Устный опрос; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola Устный опрос; 8.5. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). 5 0 0 12.05.2023 18.05.2023 Обсуждение различных текстов‐ описаний (художественных, научных описаний): выявление сходства и различий; Работа в группах: сравнение текстов-повествований с текста‐ ми-описаниями; Учебный диалог «Что важно для составления текста-рассуж‐ дения?»; 8.6. Знакомство с жанром поздравления. 1 0 0 19.05.2023 21.05.2023 Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходе анализа предложенных примеров поздравлений, анализ структуры текстов-поздравлений; Творческое задание: создание текста поздравительной открытки (выбор повода для поздравления определяется самими учащимися); 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 8.7. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. 3 0 0 22.05.2023 23.05.2023 Устный опрос; Устные ответы на поставленные к тексту вопросы; Устный пересказ текста с опорой на вопросы; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 8.8. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30 —45 слов с опорой на вопросы 2 1 0 24.05.2023 25.05.2023 Письменное подробное изложение содержания текста с опорой на вопросы; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola 8 0 Итого по разделу: 22 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 Контрольная работа; 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электронная версия журнала«Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnayashkola ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов всего контрольные практические работы работы 1. 1 2. 1 3. 1 4. 1 5. 1 6. 1 7. 1 8. 1 9. 1 10. 1 11. 1 12. 1 13. 1 14. 1 15. 1 16. 1 17. 1 18. 1 19. 1 20. 1 21. 1 22. 1 23. 1 24. 1 25. 1 26. 1 27. 1 Дата Виды, формы изучения контроля 28. 1 29. 1 30. 1 31. 1 32. 1 33. 1 34. 1 35. 1 36. 1 37. 1 38. 1 39. 1 40. 1 41. 1 42. 1 43. 1 44. 1 45. 1 46. 1 47. 1 48. 1 49. 1 50. 1 51. 1 52. 1 53. 1 54. 1 55. 1 56. 1 57. 1 58. 1 59. 1 60. 1 61. 1 62. 1 63. 1 64. 1 65. 1 66. 1 67. 1 68. 1 69. 1 70. 1 71. 1 72. 1 73. 1 74. 1 75. 1 76. 1 77. 1 78. 1 79. 1 80. 1 81. 1 82. 1 83. 1 84. 1 85. 1 86. 1 87. 1 88. 1 89. 1 90. 1 91. 1 92. 1 93. 1 94. 1 95. 1 96. 1 97. 1 98. 1 99. 1 100. 1 101. 1 102. 1 103. 1 104. 1 105. 1 106. 1 107. 1 108. 1 109. 1 110. 1 111. 1 112. 1 113. 1 114. 1 115. 1 116. 1 117. 1 118. 1 119. 1 120. 1 121. 1 122. 1 123. 1 124. 1 125. 1 126. 1 127. 1 128. 1 129. 1 130. 1 131. 1 132. 1 133. 1 134. 1 135. 1 136. 1 137. 1 138. 1 139. 1 140. 1 141. 1 142. 1 143. 1 144. 1 145. 1 146. 1 147. 1 148. 1 149. 1 150. 1 151. 1 152. 1 153. 1 154. 1 155. 1 156. 1 157. 1 158. 1 159. 1 160. 1 161. 1 162. 1 163. 1 164. 1 165. 1 166. 1 167. 1 168. 1 169. 1 170. 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 17 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ