Математика 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального района
Волгоградской области

МКОУ Мокро-Ольховская СШ

РАССМОТРЕНО
МО учителей

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________ Шабалина И.А.

______________Кевпанич Н.А.

Протокол №1

Приказ №1

от "20" 07 2022 г.

от "20" 07 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2340606)
учебного предмета
«Математика»

для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Конюхова Наталья Викторовна
учитель начальных классов

Мокрая Ольховка 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 2 класса составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных,
развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с
алгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая
характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, построенных на понимании и применении математических отношений («частьцелое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности
к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи;
умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные
(ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения,
вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и
пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний
в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие
ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей
существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и
в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются
условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры,
сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет
ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения,
строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность

предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений
окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости
и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим
школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает
освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами
информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении
других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и
прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником
умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических
вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние,
изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр,
площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего
школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 2 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и
величины»,«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и
геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение Запись равенства, неравенства
Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел.
Величины: сравнение по массе (единица массы — кило- грамм); измерение длины (единицы
длины— метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, ми- нута)
Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения
практических задач
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное, сочетательное свойства
сложения, их применение для вычислений Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения,
действия вычитания Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие)
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях Названия компонентов
действий умножения, деления.
Табличное умножение в пределах 50 Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и
решении задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и результата
действия умножения, действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения Порядок выполнения действий в
числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в
пределах 100 (не более трех действий); нахождение его значения. Рациональные приемы вычислений:
использование переместительного и сочетательного свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План решения
задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и
ответа задачи. Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия
(сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на увеличение/ уменьшение величины
на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование,
проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу).
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная,
многоугольник. Построение от резка заданной длины с помощью линейки. Изображение на клетчатой
бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина
ломаной. Измерение периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата
измерения в сантиметрах.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов:
чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному или самостоятельно
установленному признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов

повседневной жизни. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, со- держащие
количественные, пространственные отношения, зависимости между числами/величинами
Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все». Работа с таблицами:
извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы
сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.) Внесение данных в таблицу,
дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными. Алгоритмы (приёмы,
правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур. Правила
работы с электронными средствами обучения (электронной формой учебника, компьютерными
тренажёрами).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Универсальные познавательные учебные действия:
— наблюдать математические отношения (часть-целое, больше-меньше) в окружающем мире;
— характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные приборы
(сантиметровая лента, весы);
— сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно
выбранному основанию;
— распределять (классифицировать) объекты (числа, величины, геометрические фигуры,
текстовые задачи в одно действие) на группы;
— обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; вести поиск различных
решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием);
— воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем
действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок);
— устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием;
— подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ.
Работа с информацией:
— извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок,
схема, таблица) форме, заполнять таблицы;
— устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач;
— дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— комментировать ход вычислений; объяснять выбор величины, соответствующей ситуации
измерения;
— составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым решением) по образцу;
— использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации;
— конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношения;
— называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством;
— записывать, читать число, числовое выражение;
— приводить примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия;

— конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все».
Универсальные регулятивные учебные действия:
— следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, величин,
геометрических фигур;
— организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с
математическим материалом;
— проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия,
обратного действия;
— находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности.
Совместная деятельность:
— принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных
учителем или самостоятельно;
— участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель
деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других
участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа;
— решать совместно математические задачи поискового и творческого характера (определять с
помощью измерительных инструментов длину, определять время и продолжительность с
помощью часов;
— выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений);
— совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для
развития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и
объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе
при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в
реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах
при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения
математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными
информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных
учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое;
причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация
(группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения
учебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи,
текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:

— проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса
математики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в
разных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать
утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники
информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с
использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать
суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты,
проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например,
геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например,
измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
— составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в
процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;

— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления
ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам
обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов,
приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа
информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;
— находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее
данного числа в заданное число раз (в пределах 20);
— устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со
скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100;
— выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 устно и
письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения;
— называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления
(делимое, делитель, частное);
— находить неизвестный компонент сложения, вычитания; использовать при выполнении
практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм),
времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данных
величин в другие;
— определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью
часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы,
времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»;
— решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок,
таблица или другая модель);
— планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде
арифметического действия/действий, записывать ответ;
— различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник;

— выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты;
— на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол,
прямоугольник с заданными длинами сторон;
— использовать для выполнения построений линейку, угольник;
— выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; находить длину ломаной,
состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата);
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами
«все»,«каждый»;
— проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы;
— находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических
фигур);
— находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур);
— представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять
строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических
фигур);
— сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
— обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; подбирать примеры,
подтверждающие суждение, ответ;
— составлять (дополнять) текстовую задачу;
— проверять правильность вычислений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия
журнала«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников
образования:
http://nsportal.ru/nachalnayashkola
Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)
1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия
журнала«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников
образования:
http://nsportal.ru/nachalnayashkola

Раздел 1. Числа
1.1.

Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный
состав, сравнение.

2

0

0

01.09.2022
02.09.2022

Устная и письменная работа с числами: чтение,
составление, сравнение, изменение; счёт единицами,
двойками, тройками от заданного числа в порядке
убывания/ возрастания;

Устный опрос;

1.2.

Запись равенства, неравенства.
Увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц/десятков; разностное сравнение чисел.

2

0

0

05.09.2022
07.09.2022

Оформление математических записей;

Устный опрос;

1.3.

Чётные и нечётные числа.

2

0

0

08.09.2022
09.09.2022

Игры-соревнования, связанные с подбором чисел,
обладающих заданным свойством, нахождением
общего, различного группы чисел, распределением
чисел на группы по существенному основанию;

Устный опрос;

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия
журнала«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников
образования:
http://nsportal.ru/nachalnayashkola

1.4.

Представление числа в виде суммы разрядных
слагаемых.

2

0

0

12.09.2022
14.09.2022

Учебный диалог: обсуждение возможности
представления числа разными способами
(предметная модель, запись словами, с помощью
таблицы разрядов, в виде суммы разрядных
слагаемых);

Устный опрос;

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия
журнала«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников
образования:
http://nsportal.ru/nachalnayashkola

1.5.

Работа с математической терминологией (однозначное,
двузначное, чётное-нечётное число; число и цифра;
компоненты арифметического действия, их название)

2

1

0

15.09.2022
16.09.2022

Работа в парах: ответ на вопрос: «Зачем нужны знаки
в жизни, как они используются в математике?»
(цифры, знаки, сравнения, равенства,
арифметических действий, скобки);

Письменный
контроль;

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия
журнала«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников
образования:
http://nsportal.ru/nachalnayashkola

0

0

19.09.2022
23.09.2022

Различение единиц измерения одной и той же
величины, установление между ними отношения
(больше, меньше, равно), запись результата
сравнения;

Устный опрос;

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия
журнала«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников
образования:
http://nsportal.ru/nachalnayashkola

Итого по разделу

10

Раздел 2. Величины
2.1.

Работа с величинами: сравнение по массе (единица
массы — килограмм); измерение длины (единицы
длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр),
времени (единицы времени — час, минута).

4

2.2.

Соотношения между единицами величины (в пределах
100), решение практических задач.

3

0

0

26.09.2022
28.09.2022

Обсуждение практических ситуаций;

Устный опрос;

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия
журнала«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников
образования:
http://nsportal.ru/nachalnayashkola

2.3.

Измерение величин.

2

0

0

29.09.2022
03.10.2022

Проектные задания с величинами, например
временем: чтение расписания, графика работы;
составление схемы для определения отрезка
времени; установление соотношения между
единицами времени: годом, месяцем, неделей,
сутками;

Устный опрос;

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия
журнала«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников
образования:
http://nsportal.ru/nachalnayashkola

2.4.

Сравнение и упорядочение однородных величин.

2

1

0

04.10.2022
06.10.2022

Пропедевтика исследовательской работы: переход от
одних единиц измерения величин к другим,
обратный переход; иллюстрация перехода с
помощью модели;

Контрольная
работа;

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия
журнала«Начальная школа»:
http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников
образования:
http://nsportal.ru/nachalnayashkola
Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

Итого по разделу
Раздел 3. Арифметические действия

11

3.1.

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без
перехода и с переходом через разряд.

4

0

0

07.10.2022
13.10.2022

Практическая деятельность: устные и письменные
приёмы вычислений. Прикидка результата
выполнения действия;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.2.

Письменное сложение и вычитание чисел в пределах
100. Переместительное, сочетательное свойства
сложения, их применение для вычислений.

5

0

0

14.10.2022
21.10.2022

Упражнения: различение приёмов вычисления
(устные и письменные). Выбор удобного способа
выполнения действия;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.3.

Взаимосвязь компонентов и результата действия
сложения, действия вычитания. Проверка результата
вычисления (реальность ответа, обратное действие).

5

0

0

24.10.2022
11.11.2022

Практическая деятельность: устные и письменные
приёмы вычислений. Прикидка результата
выполнения действия;
Учебный диалог: участие в обсуждении возможных
ошибок в выполнении арифметических действий;

Тестирование;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.4.

Действия умножения и деления чисел. Взаимосвязь
сложения и умножения. Иллюстрация умножения с
помощью предметной модели сюжетной ситуации.

5

0

0

14.11.2022
21.11.2022

Работа в группах: приведение примеров,
иллюстрирующих смысл арифметического действия,
свойства действий. Обсуждение смысла
использования скобок в записи числового
выражения; запись решения с помощью разных
числовых выражений;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.5.

Названия компонентов действий умножения, деления.

2

0

0

22.11.2022
24.11.2022

Практическая деятельность: устные и письменные
приёмы вычислений. Прикидка результата
выполнения действия;

Письменный
контроль;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.6.

Табличное умножение в пределах 50. Табличные
случаи умножения, деления при вычислениях и
решении задач.

7

0

0

25.11.2022
06.12.2022

Пропедевтика исследовательской работы:
рациональные приёмы вычислений;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.7.

Умножение на 1, на 0 (по правилу).

1

0

0

07.12.2022
09.12.2022

Пропедевтика исследовательской работы:
выполнение задания разными способами
(вычисления с использованием переместительного,
сочетательного свойств сложения).Объяснение с
помощью модели приёмов нахождения суммы,
разности. Использование правил (умножения на 0, на
1) при вычислении;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.8.

Переместительное свойство умножения.

2

0

0

12.12.2022
13.12.2022

Пропедевтика исследовательской работы:
выполнение задания разными способами
(вычисления с использованием переместительного,
сочетательного свойств сложения).Объяснение с
помощью модели приёмов нахождения суммы,
разности. Использование правил (умножения на 0, на
1) при вычислении;

Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.9.

Взаимосвязь компонентов и результата действия
умножения, действия деления.

3

0

0

14.12.2022
19.12.2022

Работа в группах: приведение примеров,
иллюстрирующих смысл арифметического действия,
свойства действий. Обсуждение смысла
использования скобок в записи числового
выражения; запись решения с помощью разных
числовых выражений;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.10.

Неизвестный компонент действия сложения, действия
вычитания; его нахождение.

3

0

0

20.12.2022
23.12.2022

Пропедевтика исследовательской работы:
рациональные приёмы вычислений;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.11.

Числовое выражение: чтение, запись, вычисление
значения. Порядок выполнения действий в числовом
выражении, содержащем действия сложения и
вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100
(не более трёх действий); нахождение его значения.

16

1

0

26.12.2022
31.01.2023

Дифференцированные задания на проведение
контроля и самоконтроля. Проверка хода и
результата выполнения действия по алгоритму.
Оценка рациональности выбранного приёма
вычисления. Установление соответствия между
математическим выражением и его текстовым
описанием;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.12

Вычитание суммы из числа, числа из суммы.

3

0

0

01.02.2023
06.02.2023

Учебный диалог: участие в обсуждении возможных
ошибок в выполнении арифметических действий;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.13.

Вычисление суммы, разности удобным способом.

Итого по разделу

2

0

0

07.02.2023
10.02.2023

Тестирование;
Моделирование: использование предметной модели
сюжетной ситуации для составления числового
выражения со скобками. Сравнение значений
числовых выражений, записанных с помощью одних и
тех же чисел и знаков действия, со скобками и без
скобок. Выбор числового выражения,
соответствующего сюжетной ситуации;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

58

Раздел 4. Текстовые задачи
4.1.

Чтение, представление текста задачи в виде рисунка,
схемы или другой модели.

2

0

0

13.02.2023
14.02.2023

Чтение текста задачи с учётом предлагаемого
задания: найти условие и вопрос задачи. Сравнение
различных текстов, ответ на вопрос: является ли
текст задачей?;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

4.2.

План решения задачи в два действия, выбор
соответствующих плану арифметических
действий. Запись решения и ответа задачи.

2

0

0

15.02.2023
17.02.2023

Соотнесение текста задачи с её иллюстрацией,
схемой, моделью. Составление задачи по рисунку
(схеме, модели, решению);

Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

4.3.

Решение текстовых задач на применение смысла
арифметического действия (сложение, вычитание,
умножение, деление).

3

0

0

20.02.2023
24.02.2023

Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи:
анализ данных, их представление на модели и
использование в ходе поиска идеи решения;
составление плана; составление арифметических
действий в соответствии с планом; использование
модели для решения, поиск другого способа и др.;

Письменный
контроль;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

4.4.

Расчётные задачи на увеличение/ уменьшение
величины на несколько единиц/ в несколько раз.

3

0

0

27.02.2023
02.03.2023

Учебный диалог: нахождение одной из трёх
взаимосвязанных величин при решении задач
бытового характера («на время», «на куплюпродажу» и пр.). Поиск разных решений одной
задачи. Разные формы записи решения
(оформления);

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

4.5.

Фиксация ответа к задаче и его проверка
(формулирование, проверка на достоверность,
следование плану, соответствие поставленному
вопросу).

2

1

0

03.03.2023
06.03.2023

Контроль и самоконтроль при решении задач.
Анализ образцов записи решения задачи по
действиям и с помощью числового выражения;

Контрольная
работа;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

Итого по разделу

12

Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры

5.1.

Распознавание и изображение геометрических фигур:
точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник.

3

0

0

07.03.2023
13.03.2023

Игровые упражнения: «Опиши фигуру», «Нарисуй
фигуру по инструкции», «Найди модели фигур в
окружающем» и т.п.;
Упражнение: формулирование ответов на вопросы об
общем и различном геометрических фигур;

Тестирование;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

5.2.

Построение отрезка заданной длины с помощью
линейки.

3

0

0

14.03.2023
17.03.2023

Практическая работа: графические и измерительные
действия при учёте взаимного расположения фигур
или их частей при изображении, сравнение с
образцом;

Практическая
работа;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

5.3.

Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с
заданными длинами сторон, квадрата с заданной
длиной стороны.

3

0

0

20.03.2023
23.03.2023

Построение и обозначение прямоугольника с
заданными длинами сторон на клетчатой бумаге;

Практическая
работа;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

5.4.

Длина ломаной.

3

0

0

03.04.2023
06.04.2023

Изображение ломаных с помощью линейки и от
руки, на нелинованной и клетчатой бумаге;

Письменный
контроль;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

5.5.

Измерение периметра данного/ изображённого
прямоугольника (квадрата), запись результата
измерения в сантиметрах.

4

0

0

07.04.2023
13.04.2023

Нахождение периметра прямоугольника, квадрата,
составление числового равенства при вычислении
периметра прямоугольника;

Практическая
работа;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

5.6.

Точка, конец отрезка, вершина многоугольника.
Обозначение точки буквой латинского алфавита.

4

1

0

14.04.2023
20.04.2023

Конструирование геометрической фигуры из бумаги
по заданному правилу или образцу. Творческие
задания: оригами и т. п.;
Учебный диалог: расстояние как длина отрезка,
нахождение и прикидка расстояний. Использование
различных источников информации при
определении размеров и протяжённостей;

Контрольная
работа;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

Итого по разделу
Раздел 6. Математическая информация

20

6.1.

Нахождение, формулирование одного-двух общих
признаков набора математических объектов: чисел,
величин, геометрических фигур.

1

0

0

21.04.2023
22.04.2023

Учебный диалог: установление последовательности
событий (действий) сюжета. Описание рисунка
(схемы, модели) по заданному или самостоятельно
составленному плану;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

6.2.

Классификация объектов по заданному или
самостоятельно установленному основанию.

1

0

0

23.04.2023
24.04.2023

Оформление математической записи. Использование
математической терминологии для формулирования
вопросов, заданий, при построении предположений,
проверке гипотез;

Устный опрос;
;
;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

6.3.

Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур,
объектов повседневной жизни: её объяснение с
использованием математической терминологии

2

0

0

25.04.2023
26.04.2023

Наблюдение закономерности в составлении ряда
чисел (величин, геометрических фигур),
формулирование правила;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

6.4.

Верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, содержащие количественные,
пространственные отношения, зависимости между
числами/величинами.

2

0

0

27.04.2023
28.04.2023

Распознавание в окружающем мире ситуаций,
которые целесообразно сформулировать на языке
математики и решить математическими средствами;

6.5.

Конструирование утверждений с использованием
слов«каждый», «все».

1

0

0

29.04.2023
01.05.2023

Работа в парах: составление утверждения на основе
информации, представленной в наглядном виде;

6.6.

Работа с таблицами: извлечение и использование для
ответа на вопрос информации, представленной
в таблице (таблицы сложения, умножения; график
дежурств, наблюдения в природе и пр.); внесение
данных в таблицу.

2

0

0

02.05.2023
04.05.2023

Работа с информацией: чтение таблицы (расписание,
график работы, схему), нахождение информации,
удовлетворяющей заданному условию задачи.
Составление вопросов по таблице;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)
Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

Практическая
работа;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

6.7.

Дополнение моделей (схем, изображений) готовыми
числовыми данными.

2

0

0

05.05.2023
08.05.2023

Работа в парах/группах. Календарь. Схемы
маршрутов;

Практическая
работа;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

6.8

Правило составления ряда чисел, величин,
геометрических фигур (формулирование правила,
проверка правила, дополнение ряда).

2

0

0

09.05.2023
11.05.2023

Наблюдение закономерности в составлении ряда
чисел (величин, геометрических фигур),
формулирование правила;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

6.9.

Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных
вычислений, измерений и построения геометрических
фигур.

1

0

0

12.05.2023
14.05.2023

Работа с информацией: анализ информации,
представ- ленной на рисунке и в тексте задания;

Устный опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

6.10

Правила работы с электронными средствами обучения

1

Итого по разделу:

15

Резервное время

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

1

0

6

0

15.05.2023
16.05.2023

Обсуждение правил работы с электронными
средствами обучения;

Контрольная
работа;

Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

1.

1

2.

1

3.

1

4.

1

5.

1

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

10.

1

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

23.

1

24.

1

25.

1

26.

1

27.

1

Дата
Виды, формы
изучения контроля

28.

1

29.

1

30.

1

31.

1

32.

1

33.

1

34.

1

35.

1

36.

1

37.

1

38.

1

39.

1

40.

1

41.

1

42.

1

43.

1

44.

1

45.

1

46.

1

47.

1

48.

1

49.

1

50.

1

51.

1

52.

1

53.

1

54.

1

55.

1

56.

1

57.

1

58.

1

59.

1

60.

1

61.

1

62.

1

63.

1

64.

1

65.

1

66.

1

67.

1

68.

1

69.

1

70.

1

71.

1

72.

1

73.

1

74.

1

75.

1

76.

1

77.

1

78.

1

79.

1

80.

1

81.

1

82.

1

83.

1

84.

1

85.

1

86.

1

87.

1

88.

1

89.

1

90.

1

91.

1

92.

1

93.

1

94.

1

95.

1

96.

1

97.

1

98.

1

99.

1

100.

1

101.

1

102.

1

103.

1

104.

1

105.

1

106.

1

107.

1

108.

1

109.

1

110.

1

111.

1

112.

1

113.

1

114.

1

115.

1

116.

1

117.

1

118.

1

119.

1

120.

1

121.

1

122.

1

123.

1

124.

1

125.

1

126.

1

127.

1

128.

1

129.

1

130.

1

131.

1

132.

1

133.

1

134.

1

135.

1

136.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

136

14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 2 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
поурочные разработки по математике 2 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронное
приложение к
учебнику
«Математика», 2
класс (Диск СD),
авторы С.И
Волкова,
С.П.Максимова
единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
таблицы и плакаты, мультимедийный проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
метр, треугольник, циркуль для доски


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».