окружаюший 4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе
начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших
школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления

культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного
единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре,
истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты
списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение
Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы,
их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и
водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы
и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3
объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон,
охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и
природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование

маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в
общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения
велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа
в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
— устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
— конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде
обитания;
— моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
— соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать
объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных
ресурсов школы;
— использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари,
справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
— на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
— характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
— создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма
вредных привычек;
— описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
— составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
— создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках
изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и
возможные ошибки;
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия
при необходимости;
— адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
— выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель,
подчинённый, напарник, член большого коллектива;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;
— анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования
инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин
формационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с не большой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы,
равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами
истории России;

— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в
природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах
отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в
Интернете.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.

Государственное устройство РФ (общее представление).

3

0

0

01.09.2022
09.09.2022

Работа с политико-административной картой РФ: определение
местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и
городов России;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.2.

Конституция — основной закон Российской
Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.

1

0

0

13.09.2022

Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.3.

Президент РФ — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Города России.

1

0

0

16.09.2022

Работа с политико-административной картой РФ: определение
местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и
городов России;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.4.

Общая характеристика родного края: природа, главный
город, важнейшие достопримечательности, знаменитые
соотечественники.

1

0

1

20.09.2022

Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»;

Практическая
работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.5.

Государственные праздники в жизни российского
общества: Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День
Победы, День России, День народного единства, День
Конституции.

1

0

0

23.09.2022

Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»;

Устный опрос;
творческая
работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.6.

Праздники и памятные даты своего региона.
Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.

0.5

0

0

27.09.2022

Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или
своего региона»;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.7.

История Отечества «Лента времени» и историческая
карта.

1

0

1

28.09.2022

Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени»
времени (века), в котором происходили исторические события»;

Практическая
работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.8.

Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические
периоды: государство Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация.

6

0

1

29.09.2022
18.10.2022

Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест
важнейших исторических событий в жизни России;
Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте,
традициях, культуре Древней Руси;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.9.

Картины быта, труда; духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические
времена.

5

0

0

19.10.2022
15.11.2022

Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте,
традициях, культуре Древней Руси;

Устный опрос;
посещение
школьного
музея;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.10.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.

6

0

1

18.11.2022
05.12.2022

Мини-проект о выдающихся людях разных эпох;

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.11.

Наиболее значимые объекты списка Всемирного
культурного наследия в России и зарубежом (3—4
объекта). Охрана памятников истории и культуры.

6

0

0

09.12.2022
26.12.2022

Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например,
в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в
мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в
Греции);

Устный опрос;
творческая
работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.12

Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края.

0.5

0

0

27.12.2022

Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и
культуры»;
Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах
культурного наследия России (дифференцированное задание);

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

1.13.

Правила нравственного поведения, культурные
традиции людей в разные исторические времена.

1

0

1

13.01.2023

Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и
культуры»;
Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах
культурного наследия России (дифференцированное задание);

Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

Итого по разделу

33

Раздел 2. Человек и природа.
2.1.

Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле.

0.5

0

0

16.01.2023

Работа с учебником; поиск информации по заданной теме.;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.2.

Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет.

0.5

0

0

17.01.2023

Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное
задание) о планетах;

Устный опрос;
творческая
работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.3.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина
смены дня и ночи.

0.5

0

0.5

19.01.2023

Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг
своей оси — причина смены дня и ночи;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.4.

Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

0.5

0

0.5

20.01.2023

Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг
другу вопросы о Солнечной системе;

Практическая
работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.5.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте). Равнины и горы России.

2

0

0

23.01.2023
27.01.2023

Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие
реки и озёра; моря, омывающие Россию;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.6.

Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).

1

0

0

31.01.2023

Описание объектов родного края: название, место
расположения, общая характеристика;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.7.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река
как водный поток.

0.5

0

0.5

03.02.2023

Работа с картой;
общее ознакомление.;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.8.

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её
берега, океаны. Использование человеком водоёмов и
рек.

1

0

0

07.02.2023

Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки
для хозяйственной деятельности»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.9.

Водоёмы и реки родного края: названия, краткая
характеристика.

0.5

0

0.5

08.02.2023

Работа в группах по теме;

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.10.

Наиболее значимые природные объекты списка
Всемирного наследия в России и зарубежом.

2

0

1

14.02.2023
17.02.2023

Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом:
природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы
Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили);
дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам);
национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия));
Обсуждение результатов проектной деятельности по теме
«Объекты Всемирного наследия в России и в мире»;

Устный опрос;
Проект;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.11.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира.
Международная Красная книга (3—4 примера).

4

0

1

21.02.2023
03.03.2023

Рассказ учителя о Международной Красной книге;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.12

Правила нравственного поведения в природе.

2

0

0

07.03.2023
10.03.2023

Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила
поведения в природе»;

Устный опрос;
творческая
работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.13

Природные зоны России: общее представление об
основных природных зонах России: климат,
растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, охрана природы.

8

0

2

14.03.2023
18.04.2023

Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»;
Коллективное формулирование вывода: причиной смены
природных зон является разная освещённость Солнцем
поверхности Земли;
Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

2.14.

Связи в природной зоне.

1

0

0

21.04.2023

Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной
зоне»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

Итого по разделу

24

Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.

Здоровый образ жизни: профилактика вредных
привычек.

1

0

0

25.04.2023

Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я
выполняю правила безопасной жизни»;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

3.2.

Безопасность в городе. Планирование безопасных
маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры
города; правила безопасного поведения велосипедиста
(дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства
защиты велосипедиста).

2

0

1

28.04.2023
02.05.2023

Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности
можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных
местах»;
Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»,
обсуждение результатов работы групп;
Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде
(роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети);

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

3.3.

Безопасность в Интернете (поиск достоверной
информации опознание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных
порталов) в условиях контролируемого доступа в
Интернет.

2

1

1

Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности
можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных
местах»;
Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как
правильно искать информацию в Интернете»;

Практическая
работа;
Тестирование;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/

Итого по разделу

5

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

1

13

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

1.

1

2.

1

3.

1

4.

1

5.

1

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

10.

1

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

23.

1

24.

1

25.

1

26.

1

27.

1

Дата
Виды, формы
изучения контроля

28.

1

29.

1

30.

1

31.

1

32.

1

33.

1

34.

1

35.

1

36.

1

37.

1

38.

1

39.

1

40.

1

41.

1

42.

1

43.

1

44.

1

45.

1

46.

1

47.

1

48.

1

49.

1

50.

1

51.

1

52.

1

53.

1

54.

1

55.

1

56.

1

57.

1

58.

1

59.

1

60.

1

61.

1

62.

1

63.

1

64.

1

65.

1

66.

1

67.

1

68.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс /Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Примерная рабочая программа
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://infourok.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Физическая карта России, политико-административная карта РФ, глобус
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Компьютер, проектор, экран


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».