РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального района
Волгоградской области

МКОУ Мокро-Ольховская СШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2767222)
учебного предмета
«Русский язык»

для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Лясина Елена Викторовна
учитель начальных классов

село Мокрая Ольховка 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐
теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении
во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно
таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение
русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе
речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной
культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию
речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших
школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и
правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное
чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐
нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐
мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных
мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в
словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита
при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление).
Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных
(родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая
часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень,
приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные
единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего
рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена
существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам,
числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование
личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее,
будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в
прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между
словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные

члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической
ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в
слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и
применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
— разделительный твёрдый знак;
— непроизносимые согласные в корне слова;
— мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
— безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
— безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
— непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
—

раздельное написание частицы не с глаголами.

Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность,
отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное
мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой
работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста,
основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и
абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в
тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных
текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); —
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии
с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;

—
—

оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; —
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
— определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать
соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с
разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова
и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и
синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к
словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
—
определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с
ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в
единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем
времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;
—
распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правопи‐
сания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак
после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со
словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и
письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение,
просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов
и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их
смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному
плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия; —
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

всего

контрольные
работы

практические
работы

3

1

0

01.09.2022

Обсуждение возможности использования
лингвистического мини-эксперимента как метода
изучения языка;
Коллективное прочтение статьи 68 Конституции
Российской Федерации: «1. Государственным языком
Российской Федерации на всей её территории
является русский язык как язык
государствообразующего народа;
входящего в многона¬циональный союз
равноправных народов Российской Феде-рации»;
Рассказ¬пояснение учителя на тему «Русский язык как
государственный язык Российской Федерации»; ;

Письменный
контроль;

РЕШ

Раздел 1. Сведения о русском языке
1.1.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации.
Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение,
анализ, лингвистический эксперимент

Итого по разделу:

3

Раздел 2. Фонетика и графика
2.1.

Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный
ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный,
согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на
письме разделительных мягкого и твёрдого знаков

5

0

0

06.09.2022
13.09.2022

Работа в парах: классификация предложенного набора
звуков с последующей коллективной проверкой;

Устный опрос;

РЕШ

2.2.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными

3

0

0

14.09.2022
16.09.2022

Самостоятельная работа по систематизации
информации: записывать предложенный набор слов в
алфавитном порядке;

Зачет;

РЕШ

2.3.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами

1

0

0

19.09.2022

Упражнение: определить существенный признак для
классификации звуков;

Практическая
работа;

РЕШ

Итого по разделу:

9

Раздел 3. Лексика
3.1.

Повторение: лексическое значение слова.

2

0

0

20.09.2022
21.09.2022

Практическая работа с учебным толковым словарём,
поиск в словаре значений нескольких слов, целью
работы является освоение в процессе практической
деятельности принципа построения толкового
словаря;

Практическая
работа;

РЕШ

3.2.

Прямое и переносное значение слова (ознакомление).

3

0

0

27.09.2022

Творческое задание: составление словарных статей,
объясняющих слова, о значении которых удалось
догадаться по контексту, с последующим сравнением
составленного толкования со словарной статьёй в
учебном толковом словаре;

Устный опрос;

РЕШ

3.3.

Устаревшие слова (ознакомление)

Итого по разделу:

2

0

0

28.09.2022
29.09.2022

Творческое задание: составление словарных статей,
объясняющих слова, о значении которых удалось
догадаться по контексту, с последующим сравнением
составленного толкования со словарной статьёй в
учебном толковом словаре;

Устный опрос;

РЕШ

7

Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1.

Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные
(родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов;
различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые
случаи); окончание как изменяемая часть слова.

6

0

0

30.09.2022
07.10.2022

Учебный диалог «Чем похожи родственные слова,
чем они различаются? Как найти корень слова?»;

Устный опрос;

РЕШ

4.2.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень,
приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание
(ознакомление)

5

0

0

10.10.2022
14.10.2022

Наблюдение за группами родственных слов, поиск для
каждой группы слова, с помощью которого можно
объяснить значение родственных слов;

Устный опрос;

РЕШ

Итого по разделу:

11

Раздел 5. Морфология
5.1.

Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

1

0

0

17.10.2022

Наблюдение за грамматическими признаками имён
существительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци ей в учебнике;

Письменный
контроль;

РЕШ

5.2.

Имена существительные единственного и множественного числа.

2

0

0

18.10.2022
19.10.2022

Практическая работа: изменение имён
существительных по указанному признаку;

Устный опрос;

РЕШ

5.3.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

4

0

0

20.10.2022
25.10.2022

Учебный диалог «По каким признакам мы
распределяем слова по частям речи?»;

Устный опрос;

РЕШ

5.4.

Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное. Изменение имён существительных
по падежам и числам (склонение)

8

0

0

26.10.2022
14.11.2022

Работа в парах: нахождение у группы имён
существительных грамматического признака, который
объединяет эти имена существительные в группу;

Письменный
контроль;

РЕШ

5.5.

Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.

4

0

0

15.11.2022
18.11.2022

Составление по результатам диалога таблицы «Части
речи», по горизонтали в строках таблицы отражены
следующие параметры: «Значение»,
«Вопросы»,«Какие признаки не изменяются», «какие
признаки изменяются»;

Тестирование;

РЕШ

5.6.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

2

1

0

21.11.2022
22.11.2022

Практическая работа: изменение имён
существительных по указанному признаку;

РЕШ
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

5.7.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

1

0

0

23.11.2022

Упражнение: группировка предложенного набора
слов на основании того, какой частью речи они
являются;

Устный опрос;

РЕШ

5.8.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам
и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин).

4

0

0

25.11.2022
30.11.2022

Составление по результатам диалога таблицы «Части
речи», по горизонтали в строках таблицы отражены
следующие параметры: «Значение»,
«Вопросы»,«Какие признаки не изменяются», «какие
признаки изменяются»;

Письменный
контроль;

РЕШ

5.9.

Склонение имён прилагательных.

4

1

0

01.12.2022
05.12.2022

Упражнение: группировка предложенного набора
слов на основании того, какой частью речи они
являются;

Письменный
контроль;

РЕШ

5.10.

Местоимение (общее представление).

1

0

0

06.12.2022

Творческая работа: трансформировать текст, изменяя
время глагола;

Практическая
работа;

РЕШ

5.11.

Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных
местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

3

0

0

07.12.2022
09.12.2022

Практическая работа: изменение имён
существительных по указанному признаку;

Письменный
контроль;

РЕШ

5.12.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи.

1

0

0

12.12.2022

Составление по результатам диалога таблицы «Части
речи», по горизонтали в строках таблицы отражены
следующие параметры: «Значение»,
«Вопросы»,«Какие признаки не изменяются», «какие
признаки изменяются»;

Устный опрос;

РЕШ

5.13.

Неопределённая форма глагола.

2

0

0

13.12.2022
14.12.2022

Работа в группах: объединение имён
существительных в группы по определённому
признаку (например, род или число);

Практическая
работа;

РЕШ

5.14.

Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов.

4

0

0

15.12.2022
20.12.2022

Творческая работа: трансформировать текст, изменяя
время глагола;

Устный опрос;

РЕШ

5.15.

Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем
времени.

3

0

0

21.12.2022
26.12.2022

Упражнение: группировка предложенного набора
слов на основании того, какой частью речи они
являются;

Зачет;

РЕШ

5.16.

Частица не, её значение

3

1

0

27.12.2022
29.12.2022

Учебный диалог «По каким признакам мы
распределяем слова по частям речи?»;

Контрольная
работа;

УЧИ.РУ

Итого по разделу:

47

Раздел 6. Синтаксис
6.1.

Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связи между словами в предложении.

1

0

0

12.01.2023

Комментированное выполнение задания: выписать из
предложения пары слов, от одного из которых к
другому можно задать смысловой (синтаксический)
вопрос;

Устный опрос;

РЕШ

6.2.

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

4

0

0

13.01.2023
18.01.2023

Дифференцированное задание: определение признака
классификации предложений;

Тестирование;

РЕШ

6.3.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

3

0

0

19.01.2023
23.01.2023

Комментированное выполнение задания: выписать из
предложения пары слов, от одного из которых к
другому можно задать смысловой (синтаксический)
вопрос;

Письменный
контроль;

РЕШ

6.4.

Предложения распространённые и нераспространённые.

1

0

0

24.01.2023

Учебный диалог, направленный на актуализацию
знаний о видах предложений по цели высказывания и
по эмоциональной окраске;

Самооценка с
РЕШ
использованием«
Оценочного
листа»;

6.5.

Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но
и без союзов

Итого по разделу:

2

1

0

26.01.2023

Упражнение: нахождение в тексте предложений с
заданными характеристиками;

Диктант;

РЕШ

11

Раздел 7. Орфография и пунктуация
7.1.

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах.

3

0

0

27.01.2023
09.02.2023

Работа в парах: группировка слов по месту
орфограммы;

Устный опрос;

РЕШ

7.2.

Формирование орфографической зоркости: осознание места
возможного возникновения орфографической ошибки, использование
различных способов решения орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове. .

3

0

0

10.02.2023
14.02.2023

Работа в группах: группировка слов, написание
которых можно объяснить изученными правилами, и
слов, написание которых изученными правилами
объяснить нельзя;

Письменный
контроль;

РЕШ

7.3.

Использование орфографического словаря для определения
(уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов

2

0

0

15.02.2023
17.02.2023

Работа в группах: группировка слов, написание
которых можно объяснить изученными правилами, и
слов, написание которых изученными правилами
объяснить нельзя;

Устный опрос;

РЕШ

7.4.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- разделительный твёрдый знак;
- непроизносимые согласные в корне слова;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных
(на уровне наблюдения);
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
- раздельное написание частицы не с глаголами

41

2

0

20.02.2023
20.04.2023

Оценивание собственного результата выполнения
орфографической задачи, корректировка с помощью
учителя своих действий для преодоления ошибок при
списывании текстов и записи под диктовку;

РЕШ
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

Итого по разделу:

49

Раздел 8. Развитие речи
8.1.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ и др.

2

0

0

21.04.2023
24.04.2023

Речевой тренинг: подготовка небольшого
выступления о результатах групповой работы,
наблюдения, выполненного миниисследования,
проектного задания;

Устный опрос;

РЕШ

8.2.

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях
учебного и бытового общения.

1

0

0

25.04.2023

Самооценка собственной речевой культуры во время
общения;

Практическая
работа;

РЕШ

8.3.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми,
плохо владеющими русским языком.

1

0

0

26.04.2023

Самооценка собственной речевой культуры во время
общения;

Тестирование;

РЕШ

8.4.

Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и
дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности. Умение контролировать (устно
координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

2

0

0

01.05.2023

Самооценка собственной речевой культуры во время
общения;

Тестирование;

РЕШ

8.5.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе:
признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок,
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и
абзацев.

4

1

0

08.05.2023
12.05.2023

Работа в парах: составление плана предложенного
текста;

Диктант;

РЕШ

8.6.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному
плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но.

3

0

0

15.05.2023
17.05.2023

Работа в парах: составление плана предложенного
текста;

РЕШ
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

8.7.

Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и
создание собственных текстов заданного типа.

5

0

0

18.05.2023
23.05.2023

Запись собственного выступления с последующим
самоанализом;

Тестирование;

РЕШ

8.8.

Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления.

2

0

0

24.05.2023

Работа в группах: соотнесение текста и нескольких
вариантов плана этого текста, обоснование выбора
наиболее удачного плана;

Диктант;

РЕШ

8.9.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному
плану.

6

0

0

25.05.2023
26.05.2023

Творческие работы: создание с использованием норм
речевого этикета небольших устных и письменных
текстов, содержащих
приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ;

Зачет;

РЕШ

8.10

Изучающее, ознакомительное чтение

2

0

0

29.05.2023

Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры — оценка
правильности выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке и на переменах, в конце
учебного дня подведение итогов игры;

Контрольная
работа;

РЕШ

8

0

Итого по разделу:

28

Резервное время

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные планы по русскому языку Ситникова.Ященко
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЕШ
УЧИ.ру
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
2. Экспозиционный экран.
3. Магнитная доска.
4. Персональный компьютер.
5. Демонстрационные плакаты, таблицы.
6. Модели дорожных знаков, транспортных средств, часов.
Электронные образовательные ресурсы, соответствующие теме. (Единая коллекция образовательных
ресурсов.http://school-collection.edu.ru/)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».