Информатика 10, 11 классы

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мокро-Ольховская
средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области

Рабочая программа
учебного курса
ИНФОРМАТИКА
для учащихся 10, 11 классов
на 2022-2023 учебный год

Составитель:
Земцова Светлана
Владимировна
учитель математики и
информатики

Аннотация к рабочей программе по информатике для 10, 11 классов
Рабочая программа по информатике для 10-11 классов составлена на основе
1. Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения
России от 28.12.2018 №345

4. Учебного плана МКОУ Мокро-Ольховская СШ;
5. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Мокро-Ольховская СШ.

6. Авторской программы общеобразовательного курса для 10-11 классов «Информатика» Семакина И.Г., Русаков С.В., Шестакова Л.В., ООО
«Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Учебник «Информатика» для 10 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний.
2. Учебник «Информатика» для 11 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний.
3. Задачник практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
4. Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
5. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР (http://schoolcollection.edu.ru/).
6. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г.
Семакина (доступ через авторскую мастерскую И. Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru).
 На изучение информатики в 10 классе выделяется 34 часов (из расчета 1 час в неделю, 34 рабочих недели в год)
 На изучение информатики в 11 классе выделяется 34 часов (из расчета 1 час в неделю, 34 рабочих недели в год)

I.
II.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура и краткое содержание курса
Информация. Информационные системы и базы данных
II. Информационные процессы. Интернет.

III. Программирование обработки информации. Информационное моделирование.
Анализ алгоритмов
Математическое моделирование
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Работа с аудиовизуальными данными

Электронные (динамические) таблицы
Базы данных
3D-моделирование
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Деятельность в сети Интернет
Социальная информатика
IV. Социальная информатика
V. Резерв учебного времени
Направления проектной деятельности.
Планируемые результаты изучения информатики в 10-11классах
10 класс
1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с точки зрения алфавитного подхода (в приближении равной вероятности
символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном
приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
4. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
5. Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
6. Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
7. Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
8. Защита информации
Учащиеся должны знать:
- какая информация требует защиты
- виды угроз для числовой информации
- физические способы защиты информации
- программные средства защиты информации
- что такое криптография
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
9. Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
10. Алгоритм – модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
12. Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
13. Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
11 класс
1. Информационные системы.
Учащиеся должны знать:
• назначение информационных систем;
• состав информационных систем;
• разновидности информационных систем.
2. Гипертекст.

Учащиеся должны знать:
• что такое гипертекст, гиперссылка;
• средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).
Учащиеся должны уметь:
• автоматически создавать оглавление документа;
• организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
3. Интернет как глобальная информационная система.
Учащиеся должны знать:
• назначение коммуникационных служб Интернета;
• назначение информационных служб Интернета;
• что такое прикладные протоколы;
• основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
• что такое поисковый каталог: организация, назначение;
• что такое поисковый указатель: организация, назначение.
Учащиеся должны уметь:
• работать с электронной почтой;
• извлекать данные из файловых архивов;
• осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
4. Web – сайт.
Учащиеся должны знать:
• какие существуют средства для создания Web-страниц;
• в чем состоит проектирование Web-сайта;
• что значит опубликовать Web-сайт;
• возможности текстового процессора по созданию web-страниц.
Учащиеся должны уметь:
• создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word.
5. Геоинформационные системы
Учащиеся должны знать:
• что такое ГИС;
• области приложения ГИС;
• как устроена ГИС;
• приемы навигации в ГИС.
Учащиеся должны уметь:

• создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word.
Предмет
Информатика и ИКТ

Вариант
Информатика и ИКТ 10 класс. Семакин

Раздел

Тема урока

1
Информация
2
3
4

Информационные
процессы в системах

Информационные
модели

Программнотехнические системы
реализации
информационных
процессов

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Кол-во
часов

Техника безопасности и санитарные нормы работы на ПК. Введение.
Структура информатики
Понятие информации
Представление информации. Языки кодирования
Практическая работа по теме "Работа в среде операционной системы
Windows"
Измерение информации. Объёмный подход.
Измерение информации. Содержательный подход
Контрольная работа по теме "Измерение информации"

1
1
1

Что такое система
Информационные процессы в естественных и искусственных системах
Хранение информации
Передача информации
Практическая работа по теме "Передача информации"
Обработка информации. Алгоритмы
Автоматическая обработка информации
Практическая работа по теме "Автоматическая обработка данных"
Поиск данных
Защита информации
Практическая работа по теме "Шифрование данных"

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Компьютерное информационное моделирование
Структуры данных, деревья, графы, сети, таблицы
Практическая работа по теме "Структуры данных, графы, таблицы"
Пример структуры данных, модели предметной области
Алгоритм - модель деятельности
Практическая работа по теме "Управление алгоритмическим исполнителем"

1
1
1
1
1
1

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации

1

1
1
1
1

Дата
план

Дата
факт

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Програмное обеспечение компьютера
Выбор конфигурации компьютера
Настройка BIOS
Дискретные модель данных в компьютере. Представление чисел
Дискретные модель данных в компьютере.Представление текста, графики,
звука
Практическая работа по теме "Представление чисел"
Практическая работа по теме "Представление текстов. Сжатие текстов"
Практическая работа по теме "Представление изображения и звука"
Развитие архитектуры вычислительных систем
Организация локальных, глобальных сетей.

Предмет
Информатика и ИКТ

Вариант
Информатика и ИКТ 11 класс. Семакин

Раздел
Технологии
использования и
разработки
информационных
систем

Тема урока

Кол-во
часов

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Техника безопасности и санитарные нормы работы на ПК.
Информационные системы
Гипертекст
Практическая работа по теме "Гипертекстовые структуры"
Интернет как глобальная информационная система
World Wide Web- Всемирная паутина
Средства поиска данных в интернете
Практическая работа по теме "Работа с электронной почтой и
телеконференциями"
Практическая работа по теме "Интернет. Работа с браузером.
Просмотр Web- страниц"
Практическая работа по теме "Интернет.Сохранение загруженных
Web-страниц","Интернет. Работа с поисковыми системами"
Web-сайт гиперструктура данных
Практическая работа по теме "Интернет: создание Web-сайта при
помощи MS Word"
Практическая работа по теме "Интернет: создание Web-сайта на
языке HTML"
ГИС
Практическая работа по теме "Поиск информации в
геоинформационных системах"

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание
урока

Материалы,
пособия

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Технологии
информационного
моделирования

1
1
1
1

Моделирование зависимостей между величинами
Модели статистического прогнозирования
Практическая работа "Получение регрессионных моделей в MS
Excel"
Практическая работа "Прогнозирование в MS Excel"
Моделирование корреляционных зависимостей.
Модели оптимального планирования.
Практическая работа по теме "Решение задачи оптимального
планирования в MS Exsel"

1
1

Информационные ресурсы. Информационное общество
Правовое регулирование в информационной сфере.
Проблема информационной безопасности.

1
1
1

1
1
1
1
1
1

25

26
27
28
29
30
31
Основы социальной
информатики

База данных- основа информационной системы.
Проектирование многотабличной базы данных
Практическая работа по теме "Знакомство с СУБД MS Access"
Создание базы данных
Практическая работа по теме "Создание базы данных "Приёмная
комиссия""
Запросы как приложение информационной системы
Логические условия выбора данных
Практическая работа по теме "Реализация простых запросов с
помощью конструктора"
Практическая работа по теме "Расширение базы данных
"Приёмная комиссия. Работа с формой"
Практическая работа по теме "Реализация сложных запросов к
базе данных "Приёмная комиссия""

1
1
1
1
1

32
33
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».