УТВЕРЖДАЮ Директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мокро-Ольховская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области Приказ № 77 от 30 .08. 2022г. ______________ Н.А. Кевпанич адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): VIII-IX классы муниципального казенного общеобразовательного учреждения « Мокро-Ольховская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области на 2022-2023 учебный год (Вариант 1) Рассмотрен и принят на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30 августа 2022 года Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на 2022-2023 учебный год. Учебный план МКОУ Мокро-Ольховской СШ (далее ― Учебный план), реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план на 2022-2023 учебный год составлен в соответствии со следующими нормативными документами: - Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», - Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ № от 30.08.2022 года по МКОУ Мокро-Ольховской СШ, разработанной с учетом Примерной АООП. В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебный план составлен на основе 1 варианта ― подготовительный первый (1) I-IV; V-IX классы (9 лет); Вариант 1 сроков обучения выбран с учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия комплекса условий для реализации АОПП (кадровые, финансовые и материально-технические). заключения ТПМПК В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Образовательная область «Язык и речевая практика» включает учебные предметы «Русский язык» и «Чтение (Литературное чтение» с целью формирования личности, способной существовать в социуме. Учебный предмет, необходимый для развития памяти, пространственного мышления, логики - «Математика»: в 8,9 классах по 3 часа. В образовательной области «Естествознание» введёны курсы «Биология» - по 2 часа, «География» - по 2 часа в 8-9 классах. В образовательной области «Человек и общество»: «Основы социальной жизни» по 2 часа в 8,9 классах, «История Отечества» - по 2 часа в 8,9 классах. Учебный предмет «Физическая культура» направлен на совершенствования физического развития обучающихся: по 3 часа в 8,9 классах. Предметная область «Технология»: реализуется через учебный предмет «Профильный труд» и является приоритетной в обучении детей с умственной отсталостью. Трудовое обучение направлено на формирование у учащихся трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, овладение ими знаниями о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым умениям и навыкам.. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части: элементы физики – по 1 часу в 8,9 классах с целью формирования представлений об измерительных приборах, получения практических навыков использования этих приборов; математика вокруг нас – по 1 часу в 8,9 классах. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями: -психокоррекционные занятия- по 2 часа; -занятия с логопедом – по 1 часу; -занятия с дефектологом - по 2 часа; -занятия с социальным педагогом - 1 час с учетом рекомендаций ПМПК. Всего на коррекционно-развивающуюобласть отводится по 6 часов в неделю в 8,9 классах.. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов: -общеинтеллектуальное - по 1 часу в 8 и 9 классах; - социальное - по 1 часу в 8 и 9 классах; - духовно-нравственное - по 1 часу в 8 и 9 классах; - общекультурное - по 1 часу в 8 и 9 классах. Время занятий определено в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом ( по 4 часа в каждом классе). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Для развития потенциала обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, разрабатывается с участием родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): VI- VII классы на 2021-2022 учебный год Предметные Классы Количество часов в неделю области Учебные предметы VШ IX Всего Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение (Литературное чтение) 2.1.Математика 2.2. Информатика 3. 3.1.Природоведение Естествознание 3.2.Биология 3.3. География 4. Человек и 4.1. Мир истории общество 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История Отечества 5. Искусство 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка 6. Физическая 6.1. Физическая культура культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика вокруг нас Элементы физики Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) 4 4 4 4 8 8 3 1 2 2 2 3 1 2 2 2 6 2 4 4 4 2 2 4 - - - 3 3 6 8 31 2 8 31 2 16 62 4 1 1 33 1 1 33 2 2 66 6 6 12 Психокоррекционные занятия Занятия с логопедом Занятия с дефектологом Занятия с социальным педагогом 2 1 2 1 2 1 2 1 4 2 4 2 итого 39 39 78 Внеурочная деятельность: 1 2 3 Направления внеурочной деятельности Общеинтеллектуальное социальное Духовнонравственное 4 4 Название курса VIII Деловое письмо 1 От родного порога в мир общечеловеческой культуры Человек и профессия Я среди других людей Юный эколог Общекультурное Учусь создавать проекты Итого к финансированию IX Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Я-гражданин 4 8 1 1 1 1 2 43 43 86 Годовой учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): VI- VII классы на 2021-2022 учебный год Предметные Классы Количество часов в неделю области Учебные предметы VII VIII Всего Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение (Литературное чтение) 2.1.Математика 2.2. Информатика 3. 3.1.Природоведение Естествознание 3.2.Биология 3.3. География 4. Человек и 4.1. Мир истории общество 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История Отечества 5. Искусство 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка 6. Физическая 6.1. Физическая культура культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика вокруг нас Измерение физических величин Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) 136 136 136 136 272 272 102 34 204 68 68 102 34 68 68 68 68 68 136 - - - 102 102 204 272 1054 68 272 1054 68 544 2108 136 34 34 1122 34 34 1122 68 68 2244 204 204 408 Психокоррекционные занятия Занятия с логопедом Занятия с дефектологом Занятия с социальным педагогом 68 34 68 34 68 34 68 34 136 68 136 68 1326 1326 2652 68 68 136 136 136 Внеурочная деятельность: 1 2 3 Направления внеурочной деятельности Общеинтеллектуальное социальное Духовнонравственное 136 136 Название курса VII Деловое письмо 34 От родного порога в мир общечеловеческой культуры Человек и профессия Я среди других людей Юный эколог Общекультурное Учусь создавать проекты Итого к финансированию VIII Всего 34 34 34 34 34 34 34 34 34 Я-гражданин 5 272 34 34 34 34 68 1462 1462 2924